Змея, которая укусила себя за хвост

С самых первых дней советской власти, ее руководители заявляли о твердом пути построению нового общества и терроре против всех кто будет мешать осуществлению их планов.

Но эти планы сразу же стали буксовать, в конечном счете никакой мировой революции не было, советская власть стала строить социализм в отдельно взятой стране. Советская Россия и СССР стали больше походить на нормальное функционирующее государство.

Но вместе с этим у него появились свои проблемы – это проходимцы и предатели, которые выдавая себя за очень пламенных большевиков укрепились у власти и стали строить планы присвоения богатств страны советов.

……………………………

Чтобы присвоить богатства в личную собственность и стать властью без коммунистов нужно было дискредитировать, уничтожить преданных делу партии людей.

Одним из крупных лагерей таких предателей находился в НКВД, чекисты по своей сути были преданы лишь своим интересам, они никогда не верили партии и не были ей преданы. Они искали различные пути к ослаблению советской власти, вербуя путем шантажа в органах власти все новых и новых людей. Они были частью троцкистских организаций и «правых» групп.

……………………..

В 1937 году все эти планы чекистов и их преступные действия стали достоянием общества. Бывший нарком НКВД Г.Ягода был арестован и оказался под следствием.

Следствие развивалось довольно странно, эти странности можно изложить так

  • 28 марта--1 апреля допросы не проводились, Ягода был в шоке
  • 2 апреля – первый допрос Ягоды, интерес следствия – денежные хищения
  • 3 апреля – 25 апреля допросы не проводились
  • 26 апреля Ягода дает показания о своей измене советской власти

Что настораживает тут? Прежде всего то, что следствие почти месяц боялось, не желало и не делало попыток допросить Ягоду на предмет его анти-советской деятельности

 

Положение Генриха Ягоды было отнюдь не безнадежным, НКВД целый месяц не развивало следствие

Видимо они ожидали что маятник качнется в сторону "правых"

 

И нарком Николай Ежов  целый месяц не развивал следствие, почему так все происходило?

На самом деле Ежов сам был «правым», намереваясь подольше заступорить следственный процесс

Между Ежовым и Ягодой никогда не было особой симпатии, даже была вражда. Но негативные отношения в личном плане отходили на второй план, ведь они оба были членами «правых» и шпионских групп. Что несомненно создавало некую солидарность между ними обоими.

Ответ на все это ложится в воспоминаниях Фриновского, на заявлении данном им в 1939 году:

«До ареста БУХАРИНА и РЫКОВА, разговаривая со мной откровенно, ЕЖОВ начал говорить о планах чекистской работы в связи со сложившийся обстановкой и предстоящими арестами БУХАРИНА и РЫКОВА.

ЕЖОВ говорил, что это будет большая потеря для правых, после этого вне нашего желания, по указанию ЦК могут развернуться большие мероприятия по правым кадрам, и что в связи с этим основной задачей его и моей является ведение следствия таким образом, чтобы, велико возможно, сохранять правые кадры.»

Вот о чем шла речь. Далее поясню.

 

Ежов ясно дал понять что ЦК партии устроит масштабную чистку «правых» и НКВД волей-неволей придется принять в ней участие

Саботировать решения партии чекисты не могли, а значит надо было поставит следствие под свой контроль

Иными словами сами «правые» должны были взять следствие над «правыми»

 

Ежов почти прямо говорил что руководители партии не потерпят саботажа борьбы с "правыми"


По иному – огромная змея кусала себя сами, за свой же хвост.

Для «правых» кадров в органах это был вопрос самосохранения и в тоже время вопрос о возможности захвата власти в стране, путем устранения лидеров советского государства.

Ежов пояснял как «правые» должны вести следственный процесс. Фриновский рассказывал об этом так, как Ежов это делал:

«Тут же он развернул план этого дела. В основном этот план заключался в следующем:

«Нужно расставить своих людей, главным образом, в аппарате СПО, следователей подбирать таких, которые были бы или полностью связаны с нами, или за которыми были бы какие-либо грехи и они знали бы, что эти грехи за ними есть, а на основе этих грехов полностью держать их в руках. Включиться самим в следствие и руководить им»

В этом отрывке Ежов ясно дал понять, что следствие должно состоят из людей, которые сами были «правыми», замазанными различными преступлениями. Которыми можно управлять различными путями, в т.ч. шантажом

Вот примеры таких следователей.

 

Владимир Фельдман вел дело бывшего главы секретного отдела Молчанова, правой руки Ягоды

Но сам Фельдман был «правым» скомпрометированным в связи с зарубежными разведками

 

Владимир Курский весной 1937 г. руководил секретно-политическим отделом НКВД

Он сам был «правым», замешанным в множестве темных дел

Все что говорилось на допросах проходило через него и все показания что угрожали «правым» стиралось….

Курскому доверили главное -- курировать следствие над Ягодой

 

Это на маленьком фото  Вениамин Агас, он работал в особом отделе НКВД, Ежов доверил ему вести допросы арестованных командиров РККА

Агас сам был «правым» и шпионом, который должен был поставить чистки в РККА в нужное «правым» русло

 

Так какой же был механизм работы «правого» следствия?

Фриновский рассказывал об этом так:

«А это заключается в том, — говорил ЕЖОВ, — чтобы записывать не все то, что говорит арестованный, а чтобы следователи приносили все наброски, черновики начальнику отдела, а в отношении арестованных, занимавших в прошлом большое положение и занимающих ведущее положение в организации правых, протоколы составлять с его санкции». Если арестованный называл участников организации, то их нужно было записывать отдельным списком и каждый раз докладывать ему.»

В этом отрывке по сути основа механизма сокрытия преступлений и антисоветских сил в стране.

Иными словами протоколы допросов арестованных часто подвергались «корректировке». Сначала все показания записывали на черновике, а начальники отдела решали, что там оставить и что удалить

Делалось это еще и потому что, не все следователи были «правыми» и шпионами, среди них было немало честных людей. Но они подверженные авторитету руководства послушно выполняли все указания наркома НКВД.

Если все же у них возникали какие-то подозрения, то они не составили бы больших проблем «правым». Не послушных следователей можно было просто уволить или даже посадить.

 

В следственных документах по всей стране целенаправленно удалялась информация о не разоблаченных «правых»

«Правые» в НКВД могли корректировать показания подследственных как им хотелось

 

Могли ли «правые» таким образом предотвратить масштабный погром «правых» кадров? Отчасти могли, но никак не полностью. Потому что высшее руководство СССР получало из различных источников в центре и регионах информацию о троцкистах и «правых». Аппарат ЦК и Политбюро постоянно давило на НКВД, на следствие требуя арестов. В большинстве случаев решения ЦК все же исполнялись.

В такой ситуации только контроль над следствием НКВД мог уберечь оставшихся на свободе «правых» от полного разгрома.

Ключом к контролю над Лубянкой конечно же стали нужные кадры, свои кадры

Ежов неоднократно подчеркивал насколько важен правильный подбор «правых» кадров. Фриновский рассказывал:

«Было бы неплохо, говорил ЕЖОВ, брать в аппарат людей, которые уже были связаны с организацией.

«Вот, например, ЕВДОКИМОВ говорил тебе о людях, и я знаю кое-кого.

Нужно будет их в первую очередь потянуть в центральный аппарат. Вообще нужно присматриваться к способным людям и с деловой точки зрения из числа уже работающих в центральном аппарате, как-нибудь их приблизить к себе и потом вербовать, потому что без этих людей нам работу строить нельзя, нужно же ЦК каким-то образом работу показывать».

 

Ефим Евдокимов, легендарный чекист был одним из лидеров «правых»

Он стал основным поставщиком «правых» для НКВД

 

Если Евдокимов поставлял в основном «свои» чекиситские кадры, то отдельным вопросом стали кадры пришедшие из ЦК партии. В 1936-37 годах около 300 партийцев пополнили ряды НКВД и некоторые из них были приближенны Ежовым.

В Политбюро направляя партийные кадры в НКВД рассчитывали поставить работу «органов» под должный партийный контроль. Но все получилось почти с точностью наобоорот.

Из пришедших в НКВД партийных кадров Ежов отбирал наиболее перспективные с точки зрения «правых» людей. Это либо партийцы уже связанные с анти-советскими организациями, либо податливые, готовые к вербовке в таковые организации.

 

Михаил Литвин был таким партийцем работавшим в Харьковском обкоме, пришедшим в НКВД из партнабора

Он сам был «правым», делавшим все чтобы выгородить «правых» и их союзников троцкистов

Он руководил секретно-политическим отделом (после Курского) и был главой УНКВД Ленобласти

 

Исаак Шапиро, он работал в ЦК КПК референтом у Ежова и после партнабора пришел в НКВД

Уже до прихода в НКВД Шапиро был «правым» и шпионом, приближенным Ежова

Он руководил секретариатом НКВД, 9 отделом, 1 отделом и работал в Особом Совещании

 

Фриновкий далее рассказывал:

«В осуществление этого предложения ЕЖОВА нами был взят твердый курс на сохранение на руководящих постах в НКВД ягодинских кадров. Необходимо отметить, что это нам удалось с трудом, так как с различных местных органов на большинство из этих лиц поступали материалы об их причастности к заговору и антисоветской работе вообще»

В этом отрывке Фриновский описал основные задачи—сохранять кадры, работавшие при Г.Ягоде, сдерживая по мере возможностей их разоблачение

Это и есть та самая причина по которой Ежов и следственные органы стремились тормозить процесс расследования деятельности Генриха Ягоды.

Сначала все это проходило видимо под предлогом шока и паники Ягоды, затем прошел допрос по второстепенному обвинению в хищениях и процесс заступорился. Лишь спустя 22 дня следствие вновь начало набирать обороты

В ЦК партии ждали результатов, НКВД тянуло как могло, но дальше сдерживать это было уже нельзя

ъ

Руководство НКВД весной 1937 г. оказалось в сложной ситуации

С одной стороны они стремились защитить "правых", но с другой они не могли саботировать указания ЦК

Какой у них был выход?

Выход был лишь один -- принести в жертву, иначе уничтожить изобличенных "правых" чекистов

Так гигантская змея начала кусать себя за свой же хвост.....