Украина не рассматривает Беларусь как своего потенциального противника

Ежедневно на Донбассе гибнут люди - украинские военные, гражданские и российские граждане. Действуют ли Минские соглашении и от каких факторов зависит интенсивность обстрелов?

Об этом корреспондент Радио Свобода поговорила со спикером Администрации Президента Украины в вопросах антитеррористической операции Андреем Лысенко.

Андрей Лысенко. Фото: Радио Свобода

- Господин Андрей, как сейчас характеризуется ситуация на Донбассе и с чем связана некоторая активизация боевых действий?

- Мы заметили такую ​​закономерность - как только планируются серьезные международные встречи по вопросам решения конфликта на Востоке Украины, то российские боевики и частично военные, которые якобы заблудились на территории Украины, увеличивают количество и интенсивность обстрелов наших позиций. Таким образом, скорее всего, хотят показать, что они не подвластны Кремлю и по своей воле могут или обстреливать, или нет.

На самом деле мы понимаем, что все происходит по команде из Кремля. То, что они утверждают, что там воюют неуправляемые банды боевиков или казаков, - это все ложь и провокация, которую российские пропагандисты используют на международном уровне и внушают своему населению.

Кстати, когда в Варшаве проходил саммит НАТО, мы зарегистрировали такое количество обстрелов, которую можно сравнить только с предыдущими тремя месяцами вместе взятыми. Буквально в последний день саммита было более 90 обстрелов, и каждый из них был очень интенсивный, с использованием тяжелого вооружения - гаубиц, танков, минометов, которые по Минских соглашений должны быть отведены на определенную дистанцию.

Мы выполняем Минские соглашения и не подводим на передний край тяжелое вооружение. Это с легкостью может фиксировать и миссия ОБСЕ. Кстати, ее представители уже не раз подтверждали, что не могут проследить за ситуацией с той стороны, поскольку боевики и российские наемники не пускают их туда.

Из данных нашей воздушной разведки и выводов ОБСЕ, тяжелое вооружение со стороны российских оккупационных войск находится в непосредственной близости к линии размежевания. И именно с него обстреливаются наши позиции, контрольно-пропускные пункты, через которые пересекают линию размежевания мирные жители, обстреливаются населенные пункты ...

плакат

- То есть чем больше международное давление на Россию, тем более боевых столкновений на линии разграничения?

- Можно и так сказать.

У них ведь есть несколько целей. Выбить как можно больше украинских военных, выведать местонахождение огневых точек украинских оборонительных позиций, спровоцировать в ответ огонь со стороны украинских военных.

Мы его открываем, но только с разрешенного оружия. Но таким образом они пытаются показать, что это украинские военные провоцируют огонь.

Такую же информацию они пытаются навязать и миссии ОБСЕ, и таким образом обвинить украинские власти в невыполнении минских договоренностей.

- В последнее время наибольшее активность наблюдается на Мариупольском направлении, где находится Каховская ГЭС, и на Авдеевске, где расположен большой Коксохимичный завод. Не пытаются сепаратисты таким образом получить доступ к управлению энергоснабжения региона и прибыльным металлургическом предприятием?

- Нет там борьбы за экономику, потому что ни одно предприятие, которое осталось на оккупированной территории, не увеличил своих мощностей и экономических показателей.

Более того - часть предприятий вообще вывозится в Россию или вырезается на металлолом, так как российские оккупационные войска не намерены поднимать экономику этого региона.

Но и это не все. Так называемые «народные власти» требуют увеличения содержания со стороны Кремля, что, конечно, раздражает российских кураторов.

Мы не зафиксировали на оккупированной территории ни одного отремонтированного, воздвигнутого или построенного объекта, который приносил бы экономическую прибыль оккупационным войскам.

- Вчера украинские военные взяли в плен российского гражданина, который воевал в составе диверсионной группы, а сегодня украинские пограничники задержали еще одного гражданина с паспортом Южной Осетии. Украинские военные получили приказ на создание так называемого «обменного материала», чтобы освобождать своих заключенных из России?

- Российские диверсионных-разведывательные группы готовят представители ГРУ Генштаба Российской Федерации и ФСБ. Время от времени они сами участвуют в таких группах.

Туда набирают самых подготовленных, но так получается, что наши войска, находящиеся на переднем крае, уже довольно долго и эффективно им противодействуют. Они знают все их методы, хорошо знают местность, которой пользуются боевики.

Хотя есть и сложности. Минувшей ночью в районе Торецка диверсионная группа, примерно 20 боевиков, подошла практически вплотную к нашим позициям, это была ночная вылазка. Наши военные вовремя их обнаружили и подпустили ближе, а как только они приблизились - была дана команда на уничтожение. Часть группы была уничтожена, часть - взята в плен, и часть успела отойти.

Наши бойцы уже стали настолько опытными и профессиональными, что даже бойцы со спецподготовкой не могут проникнуть на нашу территорию или нанести какую-то особую ущерб нашей защите.

- Вы не раз принимали участие в международных миротворческих операциях. С учетом этого опыта - сохраняется возможность восстановления активных боевых действий и что может стать причиной для такого развития событий?

- Украина не будет инициатором наступательных боевых действий, так как мы выполняем Минские договоренности. Но мы получаем информацию, что практически каждый день и каждую ночь на оккупированную территорию прибывает и новое вооружение, и боеприпасы, и горюче-смазочные материалы, и наемники. Это свидетельствует, что Кремль намерен и дальше поддерживать конфликт.

Говорить о полномасштабное наступление можно сколько угодно, но для наступления, по расчетам военной тактики, должно быть преимущество в 3-4 раза. В оккупационных войск такого преимущества нет.

Вместе с тем мы видим, в каком количестве российские войска присутствуют около всей границы с Украиной. Мы также учитываем Приднестровской группировку российских войск, группировку на территории Автономной Республики Крым, мы отслеживаем ситуацию развертывания войск на границе с Беларусью и понимаем, что если Россия захочет - она ​​будет наступать. Но широкомасштабное наступление со стороны оккупированного Донбассу маловероятен.

- А обладаете вы информацией об участии белорусских предпринимателей в обеспечении оккупированного Донбасса?

- У нас с Республикой Беларусь действует нормативно-правовая база, Соглашения. Мы пока что не видим грубых нарушений. Если такое произойдет, об этом будет сразу же заявлено по дипломатической линии. Пока у нас все остается в нормализованы виде, и мы не рассматриваем Беларусь как своего потенциального противника.