Карьера и вера: верните Богу ваш талант

На модерации Отложенный

Я сменила несколько мест работы, имею несколько профессий, но каждый раз через полгода-год работы мне начинает казаться, что это все суета и пустота, на которую жалко тратить свою жизнь. Не подумайте, что я какое-то «перекати-поле», если я работаю, то работаю на совесть, но меня почему-то это не удовлетворяет, и дело здесь не в деньгах. При этом я вожу свою дочку на хореографию в ближайший детский центр, там преподаватель — самая обычная женщина, она не тренирует звезд балета, большинство ее воспитанниц к подростковому возрасту бросают это занятие, но я вижу, что она счастлива заниматься своей «незначительной», заурядной работой. Я ей завидую. Почему она любит свою работу, а я свои нет? Жанна

Александр КОЛМАНОВСКИЙ, психолог, руководитель центра социально-психологической реабилитации «Наша жизнь»:

– Я думаю, разница между двумя героинями этого письма связана с несколькими причинами. Психика любого человека так устроена, что ему хорошо только тогда, когда от него хорошо другим людям, когда он чувствует, что социально полезен. Тут есть две стороны. Во-первых, сама профессия должна быть социально позитивной. Торговец оружием в принципе не может чувствовать себя по-настоящему хорошо. Во-вторых, сам человек должен понимать, как в этой профессии трудиться правильно, в чем ее суть. Он должен понимать возложенные на него социальные ожидания. Если этого нет — он всегда будет чувствовать себя не на своем месте. Например, учитель — казалось бы, все учителя занимаются полезным делом, но при этом почему-то большинство из них находятся в негативном напряжении. Это связано с тем, что многие из них не так понимают те самые социальные ожидания.

Административно-бюрократическая система требует от них, чтобы дети усвоили школьную программу, и они работают на это. А родители ожидают от учителя совсем другого — чтобы их ребенку было в школе хорошо, чтобы он был по-настоящему мотивирован к учебе, чтобы у него хорошо складывались отношения с учителями и одноклассниками. Поэтому учитель прежде всего должен быть хорошим воспитателем. И если он не осознает, что для него главное — личностное благополучие ученика, а не математика или английский, то он постоянно нервничает, работает с большим напряжением, даже если он успешный методист.

Или возьмем журналистов — эта профессия обладает колоссальной социальной мощностью, журналисты имеют возможность влиять на людей, даже если они об этом не задумываются и не хотят этого. Но если они не влияют на людей позитивно, если они привлекают аудиторию, играя на человеческих слабостях, их влияние становится негативным. При этом вся профессиональная и финансовая среда заставляет сегодня журналистов мощно бороться только за собственное профессиональное благополучие, но не за личностное благополучие аудитории. И поэтому очень многие журналисты сегодня психологически чрезвычайно неблагополучные люди.

Или, например, чиновники. Несмотря на расхожее мнение о них как о трутнях, чиновник как социальный персонаж необходим: он координатор и систематизатор. Но опять же важно, с каким внутренним самоощущением он выполняет свою работу. Поскольку в чиновничьей среде велик разрыв между деятельностью и ее конкретными плодами, там очень сильна провокация всевозможных злоупотреблений. Но человек может сколько угодно преуспеть в накоплении денег, связей, карьерном взлете, но он никогда не будет по-настоящему доволен собой и своей жизнью; другое дело, что он сам часто этого не осознает. А вот если чиновник получает удовольствие оттого, что он хороший менеджер, что он поддерживает дела и бумаги в оптимальном порядке — тогда он будет хорошо себя чувствовать, потому что он осознает свою социальную полезность, ведь структура и порядок жизненно необходимы обществу.

Важный вопрос — как мы оцениваем это самое удовлетворение от работы. Тут важно не столько свидетельство человека, сколько его общее состояние. Когда человек приходит вечером после работы, которой ему правильно заниматься, он бывает уставший, но это «светлая» усталость — он может быть не в силах открыть рта, но на ближних смотрит с любовью. А когда человек приходит пусть даже менее уставший, но не со «своей» работы, он кидается на всех как собака. Это показатель того, что, скорее всего, он занимается чем-то не тем или не так.

Иногда человек бывает недоволен своей деятельностью, когда он по своему психотипу, по индивидуальным особенностям не предрасположен к той работе, которую выполняет. Есть люди, которые по своей психологической конституции исполнители, есть управленцы, есть стратеги, есть ученые. Это все разные предрасположенности. Важно уметь различать их в себе и не поддаваться соблазну взяться за престижное, но не «свое» дело. Можно нередко видеть, как хороший учитель математики становится директором школы или хороший хирург — главврачом больницы. Это совершенно разные функции, и исключительно редко они могут успешно совмещаться в одном человеке.

Человек обязательно должен получать радость от работы. Правильная деятельность — та, которая приносит удовлетворение, но не сиюминутное и экзальтированное, а глубокое, и это та деятельность, в которой в наибольшей степени выражается личность человека.

Если при мысленном представлении той или иной деятельности кого-то охватит азарт, а кого-то скука, значит, первому правильно этим заниматься, а второму — нет. Скука — очень важный показатель.

Так вот, каждый человек должен уметь прислушиваться к себе — скучно ему этим заниматься или нет? Если у человека есть ощущение, что он мог бы заниматься и тем, и этим, и пятым, и десятым, значит, он себя еще не нашел. Если он понимает — только это, и ни на что это не променяю, — скорее всего, это то, что ему нужно.

Внешнее признание, «значительность» работы — не главное для удовлетворения профессией. Хорошему врачу, конечно, важен его заработок, важно, насколько его ценит администрация, дают ли ему место завотделения, но все-таки по-настоящему он живет в тот момент, когда осматривает пациента. Если же этот врач, выражаясь обывательски, карьерист, он может гораздо больше преуспеть, раньше стать завотделением, но мы будем видеть его напряженность, поджатые губы, агрессивность и резкость — он будет не рад жизни.

Не думаю, что у автора письма какие-то карьерные запросы, иначе бы ее не привлек пример хореографа. Мне кажется, ее проблема в том, что она просто механически перебирает разные виды деятельности, а ей надо посмотреть на дело под таким ракурсом: в каком качестве я буду себя чувствовать приносящей пользу? И тогда она будет совсем иначе пробовать и искать.

Radost_500

Фото: Сергей Демянчук. http://tarbut.zahav.ru/cellcom/art/gallery.php?t=2&u=Demyan

Протоиерей Леонид ЦАРЕВСКИЙ, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в селе Пучково (Московская область):

– Каждому человеку даны определенные дары. В известной евангельской притче говорится о том, что одному дано десять талантов, другому пять, третьему один — но нет такого человека, которому ничего не было бы дано. Это относится не только к внутренним, духовным дарам Божиим, но и к дарам внешним. Поэтому хорошо, если каждый найдет такое занятие, которое поможет реализовывать этот дар, чтобы отдавать Богу то, что Он в нас вложил. Душа каждого человека к этому стремится. Настоящее удовлетворение и даже огромное утешение человек имеет, когда делает то, что и ему близко, и другим нужно, и Богу угодно, когда в этом совершается воля Божия. Но, к сожалению, чаще получается, что человек не понимает и не исполняет волю Божию — и поэтому он, в самом главном смысле, не на своем месте.

Человечество отпало от Бога, мы находимся в состоянии грехопадения, и поэтому все дары, которые Богом даны, — умалены, опоганены, перевернуты. Очень ярко это видно в дарах разума — когда «злой ум» производит что-то вредное для людей: он вроде и реализует свой дар, только не по воле Божией. И человек может достигнуть высот в своей профессии, а потом все равно отчаиваться и унывать, потому что душа не имеет высшего удовлетворения.

Но большинство людей не могут найти своего места, не могут реализовать того, что Господь им дал, — это тоже последствия всеобщего греха. Адаму сказано Богом: в поте лица будешь добывать свой хлеб. И действительно, на протяжении всей истории основная деятельность человечества состоит в том, чтобы себя прокормить. Но когда с помощью тракторов, удобрений и прочего удалось сделать так, что 5 процентов людей могут накормить весь остальной мир, то все активнее стало развиваться общество потребления, и большинству людей кроме еды стало нужно очень много всякой всячины. В слове Евангелия, что не хлебом единым будет жив человек, но словом Божиим, вторая часть — «словом Божиим» — упразднилась, а вместо нее появилось огромное количество подмен. Не «хлебом и словом Божиим» — а «хлеба и зрелищ» стало главным девизом. Огромное количество людей занято производством того, что человеку не нужно и даже вредно: шоу-бизнес, массмедиа, производство всевозможной косметики, табака, тысяч мелких штучек и «крутых штуковин». Люди заняты этим, чтобы заполнить духовную пустоту.

Вместе с тем остается много областей, где человек вполне может служить Богу и людям, проявить себя в любви и заботе: медицина, педагогика, священство, армия, наука, искусство. Конечно, и на этих поприщах происходят ужасные искажения, но даже уборщица на своем месте может себя прекрасно чувствовать, если она эту деятельность воспринимает как служение — и людям, для которых она наводит чистоту, и Богу, Который поставил ее на это место.

На самом деле, какой бы деятельностью ты ни занимался, не нужно забывать, что есть высшая цель жизни — прийти к Богу, приспособить свою душу к тому, чтобы она могла быть с Богом. И если человек в этом контексте выстраивает жизнь, то он внимательно смотрит, что и зачем Господь посылает, и тогда даже не так важно становится, нашел ты свое место или нет. Земная жизнь окончится, земные дары перестанут быть нужны — но должны остаться дары небесные. «…Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2: 9). В Царстве Божием не нужно будет пахать землю, Рай хранится и возделывается по-другому, дарами духовными: любовью, свободой, духовным разумом. Эти дары и нужно в первую очередь развивать. Тогда все остальное приложится.

Еще один смысл земного труда — в некой тренировке души. У одного это соединяется с тем, что он, счастливчик, нашел свою нишу, а другой не нашел, — и ничего страшного, потому что главное — приобретение для вечности. Когда в монастырь приходит человек — его гоняют по разным послушаниям, бывает, приходится ему какие-то несвойственные вещи делать — не умеет он печь хлеб, а нужно печь просфоры. Но он все проходит ради послушания, ради того, чтобы послужить братии. И в хороших монастырях, в результате, каждый находит свое место. Все идет на пользу души, если человек старается, смиряется и имеет перед собой высшую цель.

А для многих «свое место» — тоже понятие очень относительное. Разные периоды в жизни бывают: физики становятся лириками и наоборот.

Если говорить о том, что человеку важно чего-то достичь в своей профессии, то, как известно, одно дело суд человеческий, другое — суд Божий. То, что перед людьми значительно, перед Богом может быть ничто, и наоборот. Для обычного немощного человека, конечно, важно видеть, что он не впустую что-то делает, но надо смотреть глубже, потому что то, что относится к вечности, может внешне казаться никому не нужным. То, что в преодолениях и муках рождается, имеет совсем другую цену, и иногда только это и оказывается настоящим.

Что можно посоветовать автору вопроса? Конечно, нужно искать работу, которая бы радовала, и глупо отчаиваться. Но при этом не надо и зацикливаться на этом. Главное — найти Царствие небесное, найти путь к Богу. А во внешней жизни, если нужно, полезно тебе будет — Господь устроит, найдешь любимую работу; а если обстоятельства этой земной жизни не позволят — не страшно. В вечности человек обязательно окажется на своем месте, это уж точно.