Как жила в СССР в 1920-е еврейская животноводческая коммуна «Герольд""

В 1925 году около 40 семей американских и канадских евреев левых убеждений приехали в СССР строить животноводческую коммуну «Герольд».

Им выделили землю в подмосковном Барыбино.

За два года им удалось добиться надоев в 3 тыс. литров на корову — в 2-3 раза выше, чем в Подмосковье.

В 1930-е коммуна была ликвидирована советскими властями.

Иммиграция иностранных специалистов подразделялась на промышленную и сельскохозяйственную.

Если в промышленной дела обстояли неплохо (приехавшие инженеры, высококвалифицированные рабочие трудились на ЗИСе, Горьковском автозаводе, Сталинградском тракторном и других «гигантах»), то с сельскохозяйственной иммиграцией были большие проблемы.

Советская власть сильно желала заполучить иностранные технологии и в сельское хозяйство, включая переработку продукции.

Американская коммуна ставила перед собой задачу «возрождения молочного животноводческого хозяйства с применением американского способа силосного кормления животных».

герольд-1

(Силосные башни на скотном дворе сельскохозяйственной коммуны «Герольд)


За 1926-27 годы число коров здесь было увеличено с 26 до 60, а надои доведены до 3050 литров на корову со средней жирностью 4,2%.

В это время в Московской области средний надой на корову составлял 1400 литров, а в среднем по России — 1200 литров, при средней жирности 3,6%.

Таким образом, американские евреи получали надои в коммуне «Герольд» в 2-2,5 раза выше, чем в СССР (и на 20% выше — по жирности)

.

герольд-2

Коммуна имела два трактора, сеялку, косилку, дисковые бороны, навозоразбрасыватель и другую сельскохозяйственную технику. Валовой доход коммуны в 1925 год по полеводству и животноводству составил 9 тысяч рублей, а в 1928 году по полеводству—16.900 рублей и по животноводству — 36 тысяч рублен.

В 1928 году коммуна имела уже 70 коров. В среднем один американский работник на подмосковных землях приносил дохода в 2,5 раза больше, чем советский единоличник или работник совхоза.

Уездный комитет партии работу «Герольда» широко популяризировал среди крестьян-единоличников, студентов московских сельхозвузов и сельхозспециалистов.

Так, только за шесть месяцев 1928 года в коммуне побывало 1600 экскурсантов.

Одна из советских газет писала в 1928 году о работе коммуны «Герольд»:

 

«В 60 километрах от Москвы, в двух километрах от станции Барыбино, расположилась коммуна «Герольд». Уже при самом въезде в коммуну поражает грандиозность сельско-хозяйственных сооружений.

героль-4

(Праздник первой борозды в сельскохозяйственной коммуне «Герольд»)

 

Огромная, с добрый трёхэтажный дом, вырастает перед вами силосная башня, в которой заквашиваются корма для коров коммуны.

Материал для силосования в башню подается посредством огромных механических вил. Oт башни идёт подвесная железная дорога. Вагонетки с грузом везут силосованный корм в стойла коров.

Огромное светлое помещение, выкрашенное в белую краску, — таково первое впечатление от скотного двора коммуны. Около каждой коровы находится датская кормушка, причём порция, находящаяся в ней, строго вымерена и проверена.

Здесь разводится племенной скот — ярославки и швицки.

Коммуна «Герольд» существует уже три года.

Три года назад бывшие эмигранты приехали вооружённые американской техникой и крепкой вepoй в социалистическое строительство.

Сейчас в коммуне около 40 человек. Если невелика сама коммуна, то огромно то влияние, которое она имеет на окрестных крестьян.

Она снабжает своими машинами ближайшие деревни, она даёт племенных телят крестьянам.

В то же время своим примером oна показывает, как следует строить новое сельское хозяйство»

.

герольд-5 (Группа рабочих-пропагандистов Сокольнического района, совершивших экскурсию в сельскохозяйственную коммуну «Герольд», беседуют с членами коммуны во время отдыха)

Однако усиление сталинского режима (отказ от демократизма, свободных дискуссий и т.п.) угнетающе подействовал на членов коммуны.

Для налаживания путей взаимодействия с коммуной «Герольд» туда был направлен уполномоченный Центрального бюро Еврейской секции при ЦК ВКП(б).

В своем отчёте он писал:

«Члены коммуны были полностью разочарованы в своих мечтаниях.

 

«Мы чувствуем себя здесь похороненными заживо, лишними, никому не нужными людьми. Там, в Америке, каждый из нас был нужным винтиком в механизме, активным участником политической жизни.

Мы посещали клубы, собрания, митинги. Здесь мы одиноки, всё серо, угрюмо и буднично.

Не так мы себе всё представляли».

 

Вскоре также выяснилось, что изначально договор коммуны на аренду предоставленной ей земли и инвентаря, заключенный с Центральным управлением государственного автомобильного завода (ЦУГАЗ) был оформлен хитро: организация в любой момент могла потребовать землю обратно, с выплатой компенсаций за проделанные работы и сооружения. Начиная с 1929 года ЦУГАЗ стал брать землю «Герольда» обратно — в этот год из прежних 400 десятин у коммунаров осталось только 110.

К концу 1931 года американцы и канадцы приняли решение ликвидировать коммуну «Герольд» и уехать обратно к себе на родину.

Такая же участь постигла соседей «Герольда» — сельскохозяйственную коммуну швейцарских иммигрантов под «Солидарность».

Многие из коммунаров вернулись в Швейцарию, другие подались к немцам Поволжья . А на основе отобранных хозяйств «Герольд» и «Солидарность» Лопасненского (ныне Чеховского) района Московской области местными властями был создан совхоз «Васькино».

 

До 1937 года на землях бывшей «Солидарности» и «Герольда» дожил лишь один коммунар — швейцарец Иоганн Гофштетер.

В конце 1937 года его арестовали и расстреляли 

http://ttolk.ru/2016/07/12/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%B6%D0%B8%D0%BB%D0%B0-%D0%B2-%D1%81%D1%81%D1%81%D1%80-%D0%B2-1920-%D0%B5-%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B2/