Как Сребреница стала мифом

На модерации Отложенный

21 год назад, 11 июля 1995 года, произошла кровавая трагедия – так называемая резня в городе Сребренице, ставшая апофеозом гражданской войны в Югославии. Сегодня – день памяти жертв.

Примечательно, что совсем свежее по историческим меркам событие в кратчайшие сроки было мифологизировано. Разобраться в обстоятельствах досконально и по горячим следам так и не удалось, а западным политикам было выгодно представлять события в Сребренице символом жестокости сербов и примером геноцида.

Напомню, с развалом СССР начали распадаться и другие страны соцлагеря. От Югославии отделились Словения и Хорватия, потом отправились в самостоятельное плавание Босния и Герцеговина с их сложным этническим и религиозным составом: боснийские мусульмане, католики-хорваты, православные сербы…

В условиях стабильного государства все они мирно уживались между собой, но там, где политическая смута и экономические проблемы, там провокации, и гражданская война. Это мы наглядно видим и сейчас на территории нынешней Украины.

В местах исторического проживания сербов появились боснийские анклавы – в том числе и Сребреница – которые ООН объявила мирными зонами. Но карательные рейды, несмотря на присутствие миротворцев, продолжались и с той, и с другой стороны.

К июню 1995 года возле Сребреницы расположилась боснийская дивизия, которая вела военные действия против сербов. 11 июля город заняла небольшая армия Республики Сербской: двести человек и несколько танков. Кстати, до этого сербы прошли через четыре десятка боснийских сел, мирно, без выстрелов и убийств.

Незадолго до того, как сербы заняли город, из него были эвакуированы около 30 тысяч женщин, детей и стариков – их доставили их в ближайший безопасный город.

Следом к ним должны были присоединиться и мужчины из Сребреницы. Что произошло дальше – неизвестно, считается, что колонна была атакована сербской армией под руководством генерала Радко Младича, были убиты восемь тысяч боснийцев.

В 2007 году Международный суд ООН признал действия сербов геноцидом. Решение Гаагского трибунала по делу Младича и его соратников ожидается в 2017 году. Однако не все согласны с этой оценкой исторических событий. В войне погибло около ста тысяч человек, немало потерь среди мирного населения и у сербов, и у боснийцев.

Разве не стоит с точки зрения справедливости оценить также действия боснийских генералов? А также разобраться в том, какие «серые генералы» из других стран стоят за резней в Сребренице – рассмотреть версию провокации.

Но даже просто посчитать убитых не представляется возможным – было много пропавших без вести, на территории много братских могил, и не понятно, кто был в них захоронен: военные или гражданские, сербы или боснийцы? Не случайно ни Россия, ни Сербия не признают резню в Сребренице фактом геноцида. У Запада версия другая – виновники уже «найдены», события мифологизированы и ярлыки навешаны.

Однако ясно только одно – под колесами гражданской войны оказались все жители Боснии и Герцеговины, не зависимо от их религиозной и национальной принадлежности. По ним и скорбим сегодня – кто бы ни лежал в братских могилах той войны.