УРОКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГПР

На модерации Отложенный

УРОКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГПР В 1990 году, когда СССР и КПСС распадались и рождались новые политические партии и движения, был испечен блин «Гуманистическая партия России» (реальнее Ленинграда, 100 членов). Для нынешних партийных гуманистов, для будущей новой Гуманистической партии в РФ надо ответить на сложные вопросы: Что это было? Какая была ГПР? Почему и зачем? Что сделано и что осталось в осадке? Почему ГПР образца 1990 года прекратила существование? Каковы перспективы новой ГПР? Создание ГПР в начале 90-х годов – было «лучом света в сером царстве». Среди старых (социалистических) и не очень новых по мировым меркам (демократических, точнее либеральных) идеологий вдруг было заявлено о гуманизме как идеологии и политике гуманистического общества с всесторонним гармонично-развитым человеком. Ценно, что в принятой «программе ГПР» давалась характеристика гуманиста, оценка глобального кризиса в мире и России, определялись принципы и основные направления деятельности Гуманистической партии России, в т. ч. «Всестороннее содействие членам партии в их духовном совершенствовании». Точнее это был Манифест ГПР и в нем уже был коренной порок – философская и политическая односторонность и консервативность: преувеличение борьбы (кризиса) и преуменьшение единства (цивилизационных гуманистических достижений в мире и России), и также связь гуманизма с человеческой природой (породой), а не с сущностью человека (что не одно и то же). Антитоварный коммунистический (догматический) подход не давал выхода на новую гуманистическую экономику. Не были определены социальная база, идейно-политические союзники и противники ГПР. Перспективна была инициатива создания широкой коалиции общественных организаций «За гуманизм!». Объективно и субъективно «ГПР» была только ленинградским объединением единомышленников. Названные плюсы и минусы первой ГПР вытекали из мировоззрения инициатора создания новой партии врача-психотерапевта С. П. Семенова. Мировоззренческий биолого-психологический, а не научно-идеологический подход автора должен был привести его к религии (Богу), государственному национализму и монархизму вместо философского гуманизма, патриотизма и демократии. Идеология – система идей класса, а классового самоопределения у семеновцев не было. И без этой точки опоры неизбежен был провал, а не то, что гуманистический «переворот мира». Не случайно в дальнейшем без социальной (классовой) опоры – источника при философской односторонности (идеализм), политической консервативности (человека от бога) Семенов и его сторонники разработали не идеологию, а духовное, религиозное учение – «аутентизм» с центром Бога и с целью «Богочеловечества». В аутентизме изобретаются (открываются) взамен социальным слоям и классам генотипические классы, а вместо общественно-экономических – духовно-психологические формации, и социально-политическая сущность государства заменяется опять же духовно-психологической.

На этой «божественной духовно-психологической» основе аутентизм братается с русским православием и выходит на создание в 1995 году Консервативно-Патриотического Блока «Питерский!» (предтеча националистического НПСР Зюганова или консервативной «ЕР» Путина?) с «русской национальной государственной идеей» (монархизм), отрицающий либерализм и коммунизм. Этот реакционный блок не мог и не получил поддержки избирателей. Таким образом, аутентизм – это божественный гуманизм или гуманная религия в наукообразной форме (но зачем Бог науке, когда в ней есть свое понятие ноосферы?). Это частичный, искаженный, неполноценный гуманизм, так как здесь человек – не самоценность и не самосубъект. При всей критике коммунизма аутентизм – религиозный коммунизм с преувеличением всеобщего (русского националистического коллективизма против либерально-индивидуальной неповторимости личности человека). Это не земное, а «небесное» учение, движение к Богу, а не к человеку, не в будущее, а в прошлое, не прогресс, а регресс. По сути аутентизм и ГПР были утопической религиозно-догматической русско-националистической реакцией на дикий капитализм России начала 90-х годов. Первые партийные гуманисты только провозгласили гуманизм, но он не был в полном смысле гуманным. На религиозной почве (вере) Гуманистическую партию и гуманное общество не построишь. Нужна гуманистическая идеология и политика. Разработка ее – первейшая задача российских партийных гуманистов. Самое ценное, что осталось от умершей девочки-матери ГПР – это сынок – Гуманистический союз молодежи Санкт-Петербурга. Ему вскормленному молоком религиозного гуманизма, сложно, но можно и нужно самому без божественных костылей русского национализма-монархизма идти вместе с коалицией «За гуманизм!» и Российским гуманистическим движением не проторенной гуманистической дорогой, синтезируя мировые прогрессивные идеи XXI века. Участвуя после первого гуманистического блина в выпечке нового хлеба – Российской партии гуманизма и патриотизма. Но ГСМ тоже остался религиозно-сектантским. Яблоко от яблони не далеко падает, в т. ч. идейно-политически. Перспективы новой гуманистической партии – Российской партии гуманизма (РПГ) - партии «Гуманная Россия» зависят от: 1. Извлечения уроков ленинградской ГПР; 2. Разработки гуманистической идеологии и политики; 3. Идейно-политической гуманизации интеллигенции и интеллектуалов России; 4. Прогресса информационного, интеллектуального общества в стране и мире