
4 июля 1989 года произошел уникальный случай с самолетом МиГ-23 ВВС СССР по кодификации НАТО: Flogger — англ. Бичеватель.
Самолёт (пилот Николай Скуридин — начальник политотдела 239-й истребительной авиационной дивизии в Северной группе войск) взлетел с аэродрома Колобжег в Польше.
После отказа авиационной техники (птица в воздухозаборнике) лётчик катапультировался, а неуправляемая машина пролетела около 900 км над территорией ГДР, ФРГ, Нидерландов, Бельгии. Чуть больше часа находился в воздухе истребитель Скуридина. Сам офицер за это время успел побывать в госпитале, сделать рентгеновские снимки (так как ушибся при спуске на парашюте) и появился в штабе.
Самолет приземлился разрушив забор одного из домов, крылом разбил веранду, на которой, к несчастью, находился юноша. Слушая сообщение, полковник Скуридин и другие офицеры штаба испытали шок. Как мог неисправный истребитель, да ещё без пилота, оказаться в Бельгии?
Впоследствии выяснилось, что от катастрофы «МиГ-23» уберег автопилот.
В полку было принято включать его на земле и не выключать в течение всего полёта. Довольно странно вёл себя двигатель. Плёнка из «чёрного ящика» записала следующее. На 41-й секунде полета произошло резкое падение оборотов (установить причину не удалось, так как основную часть оборудования не вернули).
В таком состоянии двигатель находился 15 секунд, потом обороты вновь возросли. В это время лётчик уже катапультировался. Далее обороты двигателя увеличились до максимальных, а через 20 секунд вновь упали. Автоматика их вновь повысила. Вскоре параметры работы двигателя пришли в норму и удерживались до окончания топлива в баках. После остановки двигателя истребитель стал планировать. Снижаясь, самолёт набирал скорость и за счет своих аэродинамических качеств, при действующем автопилоте, возвращался в горизонтальный полёт. Так повторялось несколько раз. На последнем цикле, «МиГ» буквально притерся к земле и остался невредимым. Спустя несколько дней после случившегося в Бельгии побывала группа представителей министерства обороны. Какой-либо вины пилота не нашли. Дело в том, что двигатель, как оказалось, в течение года 5 раз был в ремонте. Однако причину его нестабильной работы комиссия так и не обнаружила.
Комментируя инцидент, тогдашний первый заместитель командующего ВВС генерал-лейтенант Е.Шапошников сказал «Случай в истории авиации уникальный. Ещё не было такого, чтобы боевая машина, покинутая пилотом, совершила столь продолжительный неуправляемый полёт».
На земле погиб один человек. Бельгия и Нидерланды направили СССР ноты протеста в связи с полётом. Полковник Скуридин выразил соболезнования семье погибшего. СССР выплатил Бельгии компенсацию за разрушения в размере 685 тыс. долларов.
Комментарии
Пришлось в свое время изучать САУ-23 и поработать с ней в ТЭЧ и лаборатории...
Защита от "дурака", т. е. "человеческого фактора" позволяла сохранить машину, даже при наличии многих, скажем помягче, ошибочных проектных технических решений. Аппарат не самый лучший из семейства МИГ. Но отработанные на САУ-23, в том числе в беспилотном варианте "копия рельефа" и в критических режимах, алгоритмы, явились для КБ базой для разработки ПО статически неустойчивых, сверхманевренных ЛА следующих поколений.
Кроме того, сравнительно дешевая система управления с задаваемыми алгоритмами и маршрутами - отличная основа для "калиброванных" изделий разового удаленного применения