Христианский православный социализм как русская идея

Уже два десятилетия народы нашей страны живут без общей идеологии, призванной наполнить смыслом их совместное существование в геополитическом пространстве Российской Федерации.

Уже два десятилетия народы нашей страны живут без общего взгляда на ее прошлое, в ущербном историческом пространстве, из которого вырван советский период, трактуемый как трагическая ошибка или даже как злонамеренная попытка увести Россию на тупиковый путь.

Уже два десятилетия в государстве, декларирующем свою социальную направленность, идея социальной справедливости, которой служили и за которую отдали жизнь многие сыны России, по существу подавляется на фоне катастрофического разрыва между бедными и богатыми.

В этих условиях политическая прочность, экономическая состоятельность и сама будущность Российского государства находится под вопросом.

В мировоззрении россиян видное место сегодня занимают религиозные представления, репрессированные в годы господства государственного атеизма. Их носителями, в первую очередь, являются православные христиане. Становится также все более заметной роль исламской традиции.

Эти представления в условиях отрицания советского прошлого нередко трактуются как несовместимые с социализмом. Таким образом, подрывается сама возможность упования массы верующих на социальную справедливость и возникает угроза духовной легитимизации вопиющего имущественного неравенства между различными слоями нашего общества.

Однако беспристрастный взгляд на историю христианства, знакомство с наследием отцов Церкви и с практикой монастырского общежития убеждает в том, что Православию вовсе не чужда идея общественной собственности и социальной гармонии.

Нетрудно видеть, что капитализм с его законом беспощадной конкуренции является вызовом по отношению к одной из главных христианских заповедей – «возлюби ближнего своего как самого себя». В то же время экономические отношения при социализме основываются на принципе всеобщей солидарности в процессе производства материальных благ и на более справедливом по сравнению с капитализмом общественном распределении этих благ.

Можно утверждать, что, будучи до 1917 года православной империей, Россия в социально-экономической сфере не смогла реализовать христианские нормы. Забвение принципов социальной справедливости привело в итоге к революционному взрыву. С другой стороны, в социалистическом государстве, образовавшемся после октября 1917 года, разорвавшем с христианской традицией в сфере политики и идеологии (что не могло не привести к трагическим искажениям в ходе развития общества), практика хозяйственной деятельности, отношения людей в процессе производства и потребления оказалась ближе к православному пониманию добра и правды.

Таким образом, непроходимой пропасти между социализмом и православием не существует. Это, кстати, понимали такие мыслители как Сергий Булгаков и Петр Струве, стремившиеся еще в начале XX века дать христианскую интерпретацию социализма.

Соединив православие с социализмом, мы исправим ошибки царской Россией по отношению к угнетенным, эксплуатируемым классам, и исключим возможность искажений, допущенных советской властью в важнейшей духовной сфере, насильственно подавлявшей активные проявления религиозной жизни.

На повестке дня стоит задача, признав неразрывной единую ткань российской истории, осуществить синтез православной империи и социалистической державы.

Христианский православный социализм – будет ответом России на вызовы глобализма с его бездуховностью и агрессивной жаждой наживы. Он явится тем новым словом, которое она скажет миру и которого от нее ждут слабые, униженные и угнетенные всей планеты. Христианский православный социализм, по сути, и является русской идеей.

Он не противостоит идеям социальной справедливости, которая содержится других религиях, прежде всего, в исламе. “Социализм есть учение, присущее исламу”, – писал один из основоположников исламского фундаментализма Джамаль ад-Дин аль-Афгани. Сошлюсь на слова нашего современника академика Ильгиз Айтматова, брата знаменитого писателя: Социализм в СССР был во многом «татарским социализмом», «тюркским социализмом». Христианский православный социализм вовсе не претендует на национальную исключительность. Он готов к дружескому диалогу и сотрудничеству с мусульманами на почве созидания нового общества, основанного на принципах заботы о благе каждого человека.

Россия в ХХ веке приобрела огромный, трагический, ни с чем не сравнимый исторический опыт. Игнорировать, перечеркивать его мы не имеем права. Этот опыт служит той почвой, в которой прорастают семена новой идеологии, синтезирующей православие и социализм. Создать такую идеологию и опираться на нее, не означает ли пойти навстречу высшему замыслу о России? Не единственный ли это путь, на котором может длиться ее дальнейшее бытие?