НОВЫЙ ГУМАНИЗМ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА
На модерации
Отложенный
НОВЫЙ ГУМАНИЗМ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА Антонио Карвалльо, Генеральный Секретарь Всемирного Гуманистического Интернационала (г. Лондон) Я бы хотел вначале познакомить вас с гуманистическим движением, его главными идеями и целями, после этого поговорить о гуманистическом Интернационале как одном из выражений нового гуманизма в социальной и политической сферах, а в завершение сделать несколько замечаний по теме толерантности. 1. Гуманистическое движение было основано Сило в Мендосе (Аргентина) 4 мая 1969 года, когда он произнес речь, известную как ≪Исцеление страдания≫. Сило держал эту речь в горах, неподалеку от чилийской границы, в местечке под названием Пунта Вакас, поскольку военное правительство Аргентины в то время запретило ему произносить свои речи в каком-либо городе или общественном месте. С презрением они сказали ему: ≪Если ты хочешь — иди и произноси речи камням≫ - он так и сделал... Присутствовало около 50 000 (? А.Ш.) слушателей, его друзей и участников первоначальной группы гуманистов из Чили, Аргентины, Перу, Боливии. Движение, будучи первоначально почти совершенно неорганизованным, со временем сформировалось главным образом как совокупность групп, изучающих взаимоотношения между сознанием и миром, между индивидуальным и общественным страданием, а также процесс эволюции человека, приравненный к эволюции сознания. Они изучали с социальной и политической точек зрения проблему насилия, а также зависимость человека от круга насилия как одну из трагических характеристик человеческой истории вплоть до сегодняшнего дня. В основе этого взгляда лежит понимание, что реальная история человека начнется, только когда род человеческийсможет отвергнуть насилие и найти средства к преодолению конфликта и насилия. Короче говоря, в гуманистическом движении под влиянием учений Сило получила свое начало новая форма мышления и был сформирован проект распространения этих основных идей по всему миру. В начале 70-х годов образовалась первая диаспора гуманистов, уехавших в южные, центральные и северные части Америки, Западную Европу и Филиппины в Азии. В течение 70-х годов это движение распространилось в нескольких странах, заложив там свои основы и осуществив переводы первоначальных материалов. Первые международные центры исследований были организованы в Кордове (Аргентина, 1974), на Корфу (Греция, 1975), на Канарских островах (Испания, 1976). Здесь развивалась первоначальная доктрина, встречались люди из различных стран, работали вместе, и результатом этого стало самое первое развитие существенных тенденций движения - исследования и интеграции всех рас и культур, развитие совместной деятельности во множестве стран. В течение 80-х годов движение сосредоточилось на формировании своего внутреннего каркаса или структуры. Таковой стала организация активистов, посвятивших свою деятельность проекту его распространения по всему миру. Эта структура делится на советы, представляющие собой группы на разных уровнях и имеющие особые функции для того, чтобы обеспечить способность этой организации продолжать свое существование и расти количественно и качественно. Она объединяет разные города страны, различные страны региона и все континенты мира. Организация с самого начала основана на самофинансировании, благодаря прямым вкладам своих членов, и потому не зависит от других организаций и свободна от внешних влияний. Организация нацелена на автономию и децентрализацию, когда каждый индивид получает то положение и влияние, которое зависит от труда, вложенного в создание организации. В течение 80-х годов были образованы: Общество Развития Человека (действующее в социальной и политической областях) и Гуманистические Партии (работающие в политической сфере). 90-е годы стали периодом консолидации и экспансии. Произошел значительный количественный рост среди Советов Движения, они стали охватывать все большую географическую территорию и получили самостоятельность в осуществлении своей деятельности. В некоторых странах возникли политические организации, а в некоторых они получили выборные должности. Эта структура обрела собственные средства массовой информации, создала свои радиостанции, телевизионные программы, видеопродукцию, создала веб-сайты и выпустила более тысячи периодических изданий при поддержке местных властей. На границе тысячелетий Движение представлено более чем в 70 странах на всех континентах, насчитывает около миллиона членов и имеет все более ускоряющиеся темпы развития. Мы думаем, что благодаря своей ориентации, качеству, количеству и влиянию Движение является неплохой организацией для размышлений и действий в соответствии с Новым Гуманизмом, для исполнения задачи, которая всех нас вдохновляет и которую мы определяем как задачу ≪гуманизации Земли≫. Новый Гуманизм в том виде, как он известен сегодня, помещает себя внутри гуманистической традиции, обнаруживающейся в ренессансном гуманизме и в наиболее творческих движениях многих великих мировых культур. Сило так определял новый гуманизм в лекции 1994 года: ≪Сегодня мы понимаем под универсальным гуманизмом отношение и позицию при столкновении с жизнью. Для нас гуманизм значим не только как часть истории, но и как проект будущего мира, и как средство для действия в мире современном. Мы стремимся к гуманизму, вносящему свой вклад в улучшение жизни и противостоящему дискриминации, фанатизму, эксплуатации и насилию. В мире быстрой глобализации, соединяющей людей, тогда как сам мир делается все меньше, мы видим нарастающие симптомы ее результатов - столкновение культур, народностей и регионов. Такой мир должен иметь гуманизм универсальный, который был бы одновременно плюралистическим и объединяющим, конвергентным. Мир, в котором страны, институты и человеческие отношения теряют свою структуру, фрагментируются, должен иметь гуманизм, способный дать импульс к обновлению социальпых сил. Мир, в котором утеряны значение и направление жизни, должен иметь гуманизм, способный создать новую атмосферу размышления, когда ни личное не находится в непримиримом противоречии с общественным, ни общественное не противостоит личному. Мы ищем творческого гуманизма ... творческого Гуманизма, а не повторения гуманизма старого ... нового гуманизма, который включал бы в себя парадоксы нашей эпохи и вдохновлял бы к их разрешению... Хотя этот гуманизирующий процесс может начаться с того, что исторически признано на Западе, постепенно он станет включать в себя культуры других частей мира, где гуманистический подход существовал задолго до того, как были придуманы такие слова, как гуманизм или гуманист. Среди качеств этого гуманистического подхода, являющегося позицией, общей гуманистам всех стран, выделяются следующие характеристики: 1) помещение человека в центр системы ценностей; 2)утверждение равенства всех людей; 3) признание разнообразия личностей и культур; 4) подчеркивание развития нового знания, выходящего за пределы теорий абсолютной истины; 5) утверждение свободы идей и верований; 6) отрицание всех форм насилия...≫. Сило завершает свою лекцию следующими словами: ≪Я бы сказал, что гуманистом является всякий, кто борется против дискриминации и насилия, создавая новые альтернативы, делающие независимость и Свободу выбора реальностью для всех людей≫. 2. Интернационал был основан 7 января 1989 года во Флоренции (Италия) на первом международном Конгрессе гуманистических партий. Гуманистические партии поддерживались движением в середине 80-х годов в Америке, Европе, Азии и Австралии с тем, чтобы впервые дать возможность выражения этих идей в политической и социальной сферах. Функцией Интернационала была координация деятельности среди партий, а также оказание влияния на правительства и международные организации. В уставные документы Интернационала была включена Всеобщая Декларация Прав Человека ООН от 10 Декабря 1948 г. В своей инаугурационной речи на этом Конгрессе первый президент Интернационала Альфонсо Аргиолас сказал: ≪Со дня принятия ООН всеобщей декларации во всем мире совершались многочисленные нарушения достоинства человека. Права человека не имеют универсальной применимости, поскольку они зависят не от всеобщей власти человека, но от власти одного элемента над всеми остальными. Если повсюду не обращают внимания на самые фундаментальные жалобы на правительство, мы можем говорить лишь о надеждах и стремлениях, которые должны обрести реальность. Права человека не принадлежат прошлому. Они питают нашу цель в будущем, дают энергию битве, которая возобновляется с каждым новым нарушением предназначения человека. Поэтому имеет значение каждая жалоба, поданная во имя прав человека, ибо она показывает властям, что они не всемогущи, что они не контролируют будущее... Современный мир организован не так, как этого хотели бы гуманисты. Современная правовая система — это не та система, которую провозглашают гуманисты. Но пока они изменяются, гуманистам следует прилагать свои силы к улучшению мира, в котором они живут≫. С самого своего основания Интернационал активно участвовал в кампаниях в защиту политической свободы меньшинств; содействовал политической ответственности как способу продвижения демократии; способствовал защите прав иммигрантов и этнических меньшинств; осуждал военную агрессию в Заливе и Балканские войны. Он осуществлял координацию кампаний в поддержку членов национальных партий, терпящих угнетение в Эквадоре, Замбии, Мексике. Интернационал поддержал множество проектов гуманитарного развития в странах Африки, Азии, Латинской Америки и Карибского бассейна, которые были членами гуманистического движения и дочерних МФГП (Международной Федерации Гуманитарной Поддержки) организаций. Интернационал опубликовал и поддержал публикацию некоторых материалов о кампаниях, политических и гуманитарных акциях, исследованиях гуманизма, наподобие тех, которые были выпущены Центром Гуманистических Исследований в Москве. Последней публикацией стала Книга Интернационала, в которой собраны все официальные материалы первого и второго конгрессов, а также региональные документы из Европы и Латинской Америки. Эта книга существует в электронном виде и доступна на английском, французском, испанском и итальянском языках. Президент Интернационала Лоредана Чичи, Вице-президент Борис Коваль и Генеральный Секретарь Антонио Карвалльо, а также региональные Президенты активно контактируют с некоторыми национальными и международными организациями, представляя Интернационал на многих форумах в нескольких странах, содействуя его развитию и увеличении числа его членов. Сегодня Интернационал признан в различных организациях, и благодаря его региональным структурам, действовавшим на протяжении последних лет, он становится местом распространения гуманистических идей и центром влияния, усиливая свое присутствие в Латинской Америке, Европе и России. Интернационал провел свой второй конгресс в Москве в октябре 1993 г. Исполнительным Вице-президентом Интернационала является Борис Коваль, основатель Московского гуманистического клуба. На Московском Конгрессе былиприняты новые документы. Среди них нужно назвать Гуманистический Документ — манифест, точно определяющий социальное и политическое действие гуманизма. В 1999 году при содействии Интернационала были сформированы две региональные организации для создания региональных связей и координации деятельности: Латиноамериканская региональная организация была основана в Сантьяго (Чили) 7 января, а европейская - в Мадриде 7 июля. Латиноамериканская нация будущего — цель Гуманистических Партий Латинской Америки. Я зачитаю некоторые из политических задач, сформулированных латиноамериканской и европейской региональными организациями: 1) начало процесса последовательного и пропорционального разоружения в регионе; 2) преодоление голода, болезней и безграмотности посредством всеобщих гарантий в областях образования и здравоохранения; 3) приостановление выплат внешнего долга и требование от ВМФ и Мирового Банка возвращения всех денежных средств, несправедливо им выплаченных; 4) признание мультикультурного характера нашего континента; поддержка развития организаций коренного населения и прочих дискриминируемых культур; 5) создание латиноамериканского суда справедливости для приема жалоб, суда и вынесения приговора по отношению к властям любой страны, нарушающим права человека; 6) содействие защите прав рабочих и установление отношения паритета между трудом и капиталом; 7) развитие наземных, воздушных, морских и электронных информационных связей для того, чтобы должным образом связать воедино все части нашего континента... В Мадриде же Европейская региональная организация Гуманистического Интернационала ≪осуждает правительства европейских народов за предательство Декларации Прав Человека, подписанной в декабре 1948 года и не выполняемой в течение вот уже 50 лет. Она предлагает всем ответственным людям, в качестве индивидов или членов коллективов, придерживаться, поддерживать и вносить свой вклад в обогащение следующих пунктов общей европейской платформы: 1. Смена макроэкономических параметров Маастрихта, определяющих ≪качество жизни наций≫, на параметры, являющиеся индикаторами прав человека. A. Право общественной безопасности и удовлетворение экономических прав (ст. 22), с введением минимального социального обеспечения. Б. Право на труд и на свободный выбор занятия (ст. 23). Создание беспроцентных банков для развития производственной деятельности. Налогообложение спекулятивных доходов. Развитие Законодательства о партиципативной собственности рабочего. B. Право на достаточный отдых (ст. 24) с постепенным сокращением рабочего дня, когда имеется работа для каждого гражданина при равенстве прав, самоуважения и возможностей. Г. Право на достойный стандарт жизни (ст. 25), принципиально бесплатное высококачественное здравоохранение и обучение для каждого безотносительно к национальности, религии, происхождению, возрасту и полу.
Гарантия качественного питания и окружающей среды, пригодной для взрослых, молодых и пожилых людей, а также детей как ныне, так и в будущем. 2. Пересмотр вопросов, касающихся иммиграции и эмиграции, с упором на ≪право жизни≫ и ≪человеческое существование≫, а не на ≪географическое≫ право места рождения, и последующая отмена Шенгенского Соглашения. A. Применение и расширение права на убежище для людей, преследуемых (ст. 14) как по экономическим и социальным, так и по политическим причинам. Б. Закрытие лагерей для интернированных. B. Передача вопросов иммиграции от Министерства Внутренних Дел новому Министерству Прав Человека и Международного Сотрудничества; 3. Установление реальной демократии в терминах политического участия, ответственности и соответствующей отмены законов, направленных против меньшинств. A. Закон о политической ответственности, дающий гражданам контроль над действиями избранных политиков, и возможность действия со стороны избирателей в случае невыполнения взятых политиками обязательств. Б. Пересмотр национальных законодательств о выборах с целью установления равных условий и требований, гарантирующих максимальную степень избирательного соперничества (ст. 19), доступ к средствам массовой информации и представление различных групп согласно пропорциональной системе. B. Отсутствие ограничений или особых условий для партий, которые не обращают внимания па права человека. Г. Закон, поддерживающий ассоциации и политические партии, передача им служб и инфраструктуры (помещений, публикаций, материалов и т. д., но не денежных средств). 4. Определение международных вопросов с точки зрения мира и сотрудничества и соответствующее осуждение правительств, разжигающих войны. A. Выход всех европейских стран из НАТО и безотлагательное уничтожение всех военных баз США на европейских землях; Б. Начало политики постепенного, пропорционального и одновременного разоружения во всех европейских странах; B. Закрытие и реструктурирование военной промышленности и прямые инвестиции в восстановление стран, пострадавших от бомбардировок во время Балканской войны. Г. Затрата 1 % национального европейского дохода на нужды международной помощи и кооперации. Д. Закрытие внешнего долга стран Латинской Америки, Африки, Азии и Восточной Европы европейским банкам. Европа должна вернуть этим странам средства, включая проценты, начиная с октября 1492 г. 3. Толерантность. Фундаментом морали нового гуманизма является заповедь «Относись к другим так, как ты бы хотел, чтобы они относились к тебе». Это утверждение уже содержит в себе принцип толерантности. Для гуманизма навязывание другим людям своей субъективности (своих интенций), и потому сведение их к состоянию объекта, лишение их свободы выбора представляет собой акт насилия. Это основа спирального цикла насилия во всех его формах. Психологическим насилием мы называем действие подавления иитенциональности других. Отрицание свободы другой личности; сведение другого человеческого существа до состояния пассивного объекта наших собственных интенций сводит нас самих к состоянию объекта, становясь препятствием для преодоления нашего внутреннего насилия. Толерантное поведение для нас есть прямое выражение утверждения интенций и свободы других личностей. Из рассмотрения своего собственного экзистенциального состояния и его показателей в нашем теле можно выяснить, каким образом подавление интенций создает боль и страдание. Толерантность есть выражение признания того, что ≪для-меня≫ и того, что ≪для-другого≫ как одинаково мощной реальности. Это способность признать, что предел своей свободы есть начало пространства свободы других. Имеется несколько ориентиров поведения в наших психологических исследованиях, которые подкрепляют эту идею. Вещи хороши, если они движутся вместе, а не изолированно друг от друга; Если день и ночь, зима и лето для тебя хороши, ты превзошел противоречия; Когда ты причиняешь вред другим, ты остаешься скованным. Но если ты никому не причиняешь вреда, то можешь делать все, что захочешь; Не имеет значения, в какой группе тебя поместили события. Для тебя имеет значение постижение того, что ты не выбирал никакую группу. Понимая структуру и субъективность своего собстенного сознания, мы можем узнать, как формируются наши представления, как мы выражаем поколение, исторический момент, культуру, символ веры... что наша субъективность, не имеет значения, насколько она кажется нам ценной, не лучше и не хуже субъективности других. На уровне любой социальной группы, вне зависимости от ее масштаба, кажется необходимым иметь некоторый код поведения. Правила в случае клуба или правовая система в случае государства служат сохранению границ свобод друг друга в самых основных аспектах. Но нам следует осознавать, что эти нормы или законы в своей применимости, в своем наборе ценностей воспроизводят интерес той группы, которая устанавливает их, и потому они необходимо подавляют свободу многих. Они не отвечают изменению, новым условиям и широкому разнообразию человеческого общества. Любое ограничение или отрицание свободы других является актом насилия, создающим противоречие в подавляемом. Это напряжение рано или поздно выразится в реакции - как еще один акт подавления - и, быть может, против правонарушителя, либо кого-нибудь еще. Оно может принять иную форму (например, физического насилия), но в любом случае станет питать круг насилия в обществе. Этот круг еще никогда не разрывался на протяжении всей человеческой истории. Разрыв этого круга для нас, гуманистов, будет представлять собой впервые возникновение всеобщей человеческой нации. Этот разрыв будет переходом от ≪предыстории≫ к действительно новому человеческому, солидарному новому движению в эволюции человека. Перевод с английского М Б Хомякова, 2000г. Гуманистический Интернационал (Wikipedia) - консорциум Гуманистических политических партий, основанный во Флоренции, Италии, 4 января 1989, с одобрением основополагающих документов и уставов более чем 40 гуманистическими партиями всего мира. Эти основополагающие документы включали Универсальную Декларацию Прав человека, декларацию принципов, направлений и основ политического действия. Все эти документы отражают философию Нового или Универсального Гуманизма, разработанного в 1969 Марио Родригесом Кобосом, псевдоним: Бункер. Эта философия была вдохновлена движениями отказа от насилия Короля Мартина Лютера и Махатмы Ганди. Пять основных принципов, на которых базируются все гуманистические партии: Ценность человеческой жизни как центральная ценность, более чем деньги и власть и т.д. Равенство всех людей. Никакой человек выше другого. Свобода веры и идей. Развитие и создание альтернативных экономических моделей сегодняшнего неолиберализма. Методология активного отказа от насилия. Второй конгресс Гуманиста международный был проведен (поддержан) в Москве в октябре 1993. На этой встрече, документ Гуманистического Движения был добавлен к основополагающим документам гуманистов. В январе и июле 1999 Гуманист международный начал (запустил) Региональные тела (органы)Латинской Америки и Европы соответственно. Африка и Азия находятся в процессе формирования их собственных Региональных тел (органов). В чилийском президентском выборе, 2005,Томас Ирш Стороны (Партии) Гуманиста (Чили) представлял Политические фракции коалиции PodemosMás. Также известный как "Siloists", после основателя Нового Гуманизма, эту организацию рассмотрели с подозрением другими организациями гуманиста. ПРИМЕРЫ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В 1989 году во Флоренции (Италия) на I Международном конгрессе представители 43 гуманистических партий создали Гуманистический Интернационал. Второй конгресс прошёл в Москве осенью 1993 года. Сегодня Гуманистический Интернационал координирует усилия партий и движений 50 стран, которые провозгласили цель гуманизировать нашу планету. В Интернете найдена информация о деятельности 28 Гуманистических партий, в т.ч. Аргентины, Чили, Бразилии, Индии, Дании, Нидерландов, Бельгии, Румынии, Азербайджана, Болгарии. Эти партии участвуют в выборах парламентов: избраны депутатами чилийские, бельгийские и румынские гуманисты. В Чили и Румынии были министры-гуманисты. В 1990 году в Ленинграде организовывалась Гуманистическая партия России, была принята ее программа, копирующая без разработки гуманистической идеологии многие идеи православия и коммунизма. В 2005 году создана Гуманистическая партия Молдовы, тоже с православным уклоном, переименованная в 2011 году в Новую Народно-демократическую партию. В 2006 г. на Украине зарегистрирована Либерально-гуманистическая партия «Товарищ». Пусть опыт Гуманистических партий мира будет примером и поможет созданию Российской партии патриотического гуманизма, сейчас в разработке программы и устава, символики РППГ. Важно установить с ними связь и сотрудничество. • Humanist Party (Argentina) • Austria • Belgium: «Гуманистический демократический центр» • Humanist Party (Brazil) • Humanist Party (Chile) • Czech Republic • Humanist Party (Denmark) • Finland • Humanist Party (France) • Humanist Party (Germany) • Greece • Humanist Party (Hungary) • Humanist Party of Iceland • Humanist Party India • Humanist Party (Italy) • Netherlands • Humanist Party of Ontario • Partido Humanista Paraguayo • Humanist Party (Portugal) • Humanist Party (Spain) • Humanist Party of Switzerland • Humanist Party (UK) • Гуманистическая партия Азербайджана • Дании • Молдовы • Чехии • Румынии • 28) Болгарии Гуманистический демократический центр Centre démocrate humaniste (CDH) Лидер: Жоэль Мильке Дата основания: 1972/2002 Идеология: Христианская демократия Интернационал: Центристский демократический интернационал, Европейская народная партия Союзники и блоки: Христианские демократы и фламандцы Мест в Палате представителей: 9 из 150 (2010) Мест в Европарламенте: 1 из 21 (2014) Сайт: lecdh.be Гуманистический демократический центр на Викискладе Гуманистический демократический центр (фр. Centre démocrate humaniste; CDH) — политическая партия христианско-демократической ориентации в Бельгии, действующая во Французском сообществе, а также во фламандской части избирательного округа Брюссель-Халле-Вилворде. В 1869 году в Бельгии была основана Католическая партия, долгое время бывшая правящей в стране. В 1921 году она была преобразована в Католический союз, в 1936 году — в Католический блок, в 1945 году — в Христианскую народную партию—Социально-христианскую партию. В 1968 году произошёл раскол по языковому признаку, и к 1972 году оформились две самостоятельных партии — франкоязычная Христианско-социальная партия и нидерландоязычная Христианская народная партия (с 1999 года — под названием Христианские демократы и фламандцы). После неудачного выступления на выборах 1999 года Христианско-социальная партия была обновлена, а в 2002 году партия была переименована в Гуманистический демократический центр, что подчёркивало важность общечеловеческих ценностей в проводимой политике. На парламентских выборах 2007 года партия сумела провести 10 депутатов в Палату представителей из 150 и двоих сенаторов из 15 представителей франкоязычной общины. Согласно последним предвыборным опросам, перед парламентскими выборами 13 июня 2010 года партия занимала четвёртое место по популярности в Валлонии и Брюсселе. На выборах в Палату представителей партия получила 360 441 (5,65%) голосов и 9 депутатских мандатов, а также 331 870 (5,13%) голосов и 2 места в Сенате. Движение за социальный гуманизм (болг. Движение за социален хуманизъм) — политическая партия в Болгарии (сокращённо ДСГ (болг. ДСХ)). Принимала активное участие в местных выборах 2007 года в составе коалиции Платформа Европейских социалистов. Коалиция получила 414 786 голосов или 21,41% (второе место) и смогла провести в парламент 5 депутатов. Р.S. А.Шутова. Новый гуманизм Гуманистического Интернационала (ГИ) - актуален, интересен и перспективен, он более политичен, чем современный мировоззренческий гуманизм Международного Гуманистического и Этического Союза (МГЭС), но он менее историчен, разработан и известен, распространён и представлен в современном мире. Политически ГИ более научен, центристско-гуманистичен, чем право-либеральный МГЭС, например, в поиске гармонии различных стран и народов, человека и народа, общества и государства и в этом его преимущество и будущее. МГЭС относится к ГИ высокомерно, как и РГО к ГПР в РФ. В любом случае отсутствие понимания, контакта и сотрудничества между ними - странно и не правильно. Проблема и задача взаимодействия различных гуманизмов в мире и в современной России - актуальна и важна. Идеология нового гуманизма Гуманистического Интернационала пока выдвинула первые свои собственные, самостоятельные гуманистические идеи, отличные от старых мировых идеологий консерватизма-аристократизма, либерализма-капитализма и коммунизма-социализма, она не полна и не достаточна, например, в цели-идеале гуманной Земли. И поэтому растущие Гуманистические партии и ГИ в мире не представляют ещё и пока реальную идейно-политическую альтернативу другим политическим партиям и Интернационалам. Мы разработали проект гуманистической идеологии «Новогуманистическая, патриотическая альтернатива России» и создаём партию «Гуманная Россия» (в инициативной группе 213 участников от всех 85 субъектов РФ). Для неё подготовлены проекты Конституции Российской Гуманистической Федерации, идеологической и политической программы и устава. Выпущено 21 гумкнига и осуществляем 35 конкретных общественных проектов и инициатив. «Днём с огнём» ищем молодого российского лидера-гуманиста и спонсоров.
Комментарии