Вчера был день рождения у двух "Шерлоков Холмсов" - Василия Ливанова и Бенедикта Камбербэтча

На модерации Отложенный

19 июля день рождения праздновали Василий Ливанов (87) и Бенедикт Камбербэтч (46) — два больших актера и выдающихся Шерлока Холмса. Мы решили использовать этот повод, чтобы поговорить о главных отличиях в их экранных трактовках образа легендарного сыщика с Бейкер-стрит.

БИОГРАФИИ

 


Василий Ливанов и Бенедикт Камбербэтч — потомственные актеры. Ливанов — лицедей в третьем поколении. Его дед Николай Александрович, взявший себе сценический псевдоним Извольский, — театральный актер, проделавший путь от провинциальных до столичных подмостков. Отец Борис Николаевич — народный артист СССР, лауреат Государственной и пяти Сталинских премий, звезда театра МХАТ и известный киноактер — Дубровский в одноименном фильме 1936 года, князь Дмитрий Михайлович Пожарский в «Минине и Пожарском» 1939 года, князь Потемкин в «Адмирале Ушакове» 1953 года. 

 

Бенедикт Камбербэтч — сын актеров Тимоти Карлтона и Ванды Вентэм. Отец Бенедикта успешно совмещал роли в театре с работой на британском ТВ, а мать, одна из самых красивых английских актрис второй половины XX века, чуть больше мужа преуспела в большом кино, но свои главные роли, как и муж, сыграла в телевизоре. 

К роли Шерлока Холмса Ливанов и Камбербэтч подходят в схожем статусе актеров, широко известных в узких актерских кругах.

К моменту первого появления в образе сыщика с Бейкер-стрит главными актерскими работами Ливанова были роли геолога Андрея в «Неотправленном письме» Михаила Калатозова, Феликса Дзержинского в «Синей тетради» и монарха Николая I в «Звезде пленительного счастья». Режиссер советских «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона» Игорь Масленников за год до первой экранизации снял Ливанова в исторической драме «Ярославна, королева Франции» и твердо знал, что нашел своего Холмса, хотя для подстраховки (Ливанов славился своим неуживчивым характером) организовал пробы еще и Александру Кайдановскому. 

В английском «Шерлоке» выборы главного актера тоже прошли на безальтернативной основе. Авторы сериала Стивен Моффат и Марк Гэтисс увидели Камбербэтча в роли циничного «шоколадного» миллионера Пола Маршалла в «Искуплении» Джо Райта и закрыли двери для прочих кандидатов. Бенедикт к этому моменту уже состоявшийся театральный актер с несколькими яркими выходами в кино и на ТВ (главные роли в телебиопике «Хокинг» и минисериале «Путешествие на край Земли», второстепенные — в «Еще одной из рода Болейн», «Удивительной легкости» и упомянутом «Искуплении»).

ФИЗИЧЕСКАЯ ФОРМА

Одним из главных персональных отличий двух Шерлоков является их возраст. Василий Ливанов принимает роль в возрасте 44 лет, что, безусловно, придает его Холмсу веса и обстоятельности. Камбербэтч примеряет образ на десять лет раньше — в 34. При этом оба находятся в отменной физической форме и не прочь продемонстрировать ее на экране.


Советский Холмс, конечно, делает меньше телодвижений, чем камбербэтческий живчик эпохи 2.0, но всегда готов побоксировать с Ватсоном и дает бой Мориарти на уступах Рейхенбахского водопада. Спарринги эти по нынешним временам смотрятся отчаянно олдскульно и, чего уж там, комично, но они стали неотъемлемой частью экранного шарма персонажа.


Камбербэтч же проводит на ногах значительно больше времени, регулярно устремляется в погоню и в случае необходимости способен подтвердить собственный дедуктивный метод в ближнем бою. 

 

ОДЕЖДА

 


Ливановский Холмс — это в первую очередь фирменный инвернесский плащ-крылатка и охотничья кепка, никогда, впрочем, у Конан Дойла не фигурировавшие (Шерлок мало интересовался модными веяниями). Художники по костюмам отечественного телесериала вдохновлялись гардеробом артиста Уильяма Джиллетта, первого исполнителя Холмса в театральных постановках. В реальной жизни знаменитый плащ нечасто можно было увидеть на городских улицах викторианской Англии. Вещь эта сугубо практичная: его основным предназначением были охота и длительные путешествия, во время которых всегда есть риск быть застигнутым дождем.

 

 


Стиль Бенедикта Камбербэтча в «Шерлоке» — один из краеугольных камней культового персонажа и едва ли не главный фетиш для его поклонников. Мистер Холмс — настоящий модник. Он редко покидает свое жилище, не накинув элегантное двубортное пальто из ирландского шерстяного твида, добавляющее образу роста (как говорит Шерлок: «Для этого нужны хорошее пальто и невысокий друг») и рафинированности. Фирма Belstuff сняла с производства модель под названием Millford еще до запуска «Шерлока», но на волне популярности сериала вернула ее на прилавки. Кстати, на женщинах эта вещь тоже смотрится отменно — вспомните Ирэн Адлер, прикрывшую этим пальто свою наготу. Шерлок также носит костюмы Spencer Hart, рубашки Dolce&Gabbana и ботинки Yves Saint Laurant. Непременный штрих к портрету — синий шарф. Для съемок первого сезона костюмеры отрыли в сундуках винтажный экземпляр от Пола Смита, но позже перешли на более распространенную модель Hugo Boss. Охотничье кепи он терпеть не может, но, скрепя сердце, позирует в нем перед камерами — и тихо ненавидит Ватсона, наградившего его этим атрибутом в своем блоге и сделавшего Шерлока заложником имиджа.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ

 


Здесь трактовки Ливанова и Камбербэтча расходятся окончательно. Советский Холмс — сын своего литературного отца Артура Конан Дойля, придумавшего довольно невыносимого героя со сложным и скрытным характером, но готового по первому зову прийти на помощь тому, кто попал в беду. Холмс конандойлевский и ливановский — истинный джентльмен, не позволяющий себе кичиться феноменальным даром сыщика и твердо стоящий на своей гражданской и профессиональной позиции — помогать людям в борьбе с преступным миром. Холмсу Василия Ливанова не чужда ироничная улыбка, а то и заливистый смех. На затворничестве персонажа Масленников не заостряет внимание, так что сыщик вполне может сойти за приятного человека.

 

 


Шерлок Камбербэча — дитя новой эпохи, не только социальной, но и сценарной.

По законам драматургии «золотого века сериалов» главный герой тем интереснее зрителю, чем большее количество противоречий сможет вместить его образ. Себя Шерлок характеризует как «высокоорганизованного социопата», хотя, если не углубляться в термины, он вполне сойдет и за отъявленного психопата, грубияна, манипулятора и сексиста. Выдающийся интеллект уживается в нем с почти тотальной неспособностью к эмпатии. Моффату и Гэтиссу пришлось изрядно попотеть, чтобы пробудить в сыщике ворох человеческих эмоций, выводящих его из зоны собственного эгоистического комфорта.

 

ОКРУЖЕНИЕ

Круг общения двух Холмсов формально один и тот же — совпадают и фамилии, и должности, и сюжетные функции, однако назвать этих персонажей идентичными язык не повернется. Шерлок Ливанова и тут проявляет преданность первоисточнику: военный врач-ветеран Джон Ватсон (Виталий Соломин, как говорят, получил роль благодаря внешнему сходству с Артуром Конан Дойлем), домовладелица миссис Хадсон (Рина Зеленая), брат Майкрофт (Борис Клюев) — высокий чин в министерстве иностранных дел. Особняком стоит инспектор Лестрейд — персонаж в исполнении Бронислава Брондукова абсолютно комический, в отличие от «похожего на хорька» служителя закона, прописанного в книгах.

В «Шерлоке» нулевых идентификация героев цветет буйным постмодернизмом. Больше всех досталось миссис Хадсон, награжденной волей авторов богатой биографией: недолеченный алкоголизм, в прошлом — экзотическая танцовщица и секретарша мужа, управлявшего наркокартелем. Она долгое время считает, что Холмса и Ватсона связывают романтические отношения. Джон Ватсон и в XXI веке остается ветераном Афганистана, но предпочитает рукописным текстам о подвигах своего напарника блогосферу, где быстро становится звездой. Еще он страшно негодует, когда в их с Холмсом союзе видят гомосексуальный подтекст. Роль Майкрофта Холмса сильно расширена до статуса покровителя и ангела-хранителя младшего брата. Лестрейд в трактовке Руперта Грейвза — эдакий анти-Брондуков: тоже не семи пядей во лбу, но предельно собранный, серьезный и с неограниченным кредитом доверия к эксцентричным методам Холмса.

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ

 


Холмс-Ливанов выбирает исключительно трубку массивной изогнутой конструкции. Сэр Артур Конан Дойл наверняка возмутился бы такому пуританству. Его герой в охотку употреблял никотин и в сигарах, и в папиросах. Рассчитывать на то, что в советское кино попадет увлечение Холмса внутривенными инъекциями кокаина не приходилось, хотя, по правде говоря, назвать сыщика закоренелым кокаинистом нельзя — наркотик появлялся в его жизни только в периоды профессиональных застоев.

 

Шерлок 2.0 выжигает в себе вредные привычки каленым железом, точнее, никотиновыми пластырями. Никаких трубок и тяжелых наркотиков — максимум, что может позволить себе изнуренный борьбой с вредной привычкой Холмс, – это сладостное пассивное курение, когда кто-то из клиентов получает разрешение подымить в его присутствии. 

ГЛАВНЫЙ ВРАГ

В «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона» Джеймс Мориарти, «Наполеон преступного мира», задействован только в серии «Смертельная схватка», что роднит этого гениального злодея с «конандойлевским». Как описывается в книге, Мориарти имеет холодный облик пресвитерианского проповедника: худое лицо, седая шевелюра и высокопарная речь. Главный враг Холмса-Ливанова, сыгранный Виктором Евграфовым (и озвученный Олегом Далем), будто вышел из хорроров британской студии Hammer, напоминая графа Дракулу с повадками монстра Франкенштейна.

 


В сериале Моффата и Гэтисса Мориарти не просто король преступного мира, но и злой гений, чья тень накрывает все дела, которые расследует мистер Холмс. Отменный английский актер Эндрю Скотт играет ушлого клерка-невротика, «человек-паука» в центре криминальной паутины и «человека-невидимку» с незаурядными актерскими данными, главного консультанта и получателя заказов, когда требуется совершить идеальное преступление «под ключ». Джеймс Мориарти из односерийного плохиша превращен в неистребимого антагониста, с которым Шерлок не смог разделаться за все три сезона прославленного сериала. 

 

ГОЛОС

Здесь-то вам любой рожденный в СССР скажет, чей Шерлок круче. Уникальный тембр Василия Ливанова — последствие инцидента, случившегося в конце 1950-х на съемочной площадке фильма «Неотправленное письмо». Актер играл сцену в тайге на сорокаградусном морозе, пытаясь перекричать сильные порывы ледяного ветра, и сорвал голос. Задолго до Шерлока Холмса этим тембром (вероятно, самым узнаваемым в советском кинематографе) говорили такие мультипликационные герои, как Карлсон, крокодил Гена, Громозека и Удав из «38 попугаев».

 


В 2013 году слушатели радио BBC признали голос Бенедикта Камбербэтча самым сексуальным. Его глубокий мужественный баритон можно услышать за кадром многих работ каналов National Geographic и Discovery, в документальном фильме 2014 года «Криштиану Роналду: Мир у его ног» и в большом количестве рекламных роликов. Голливуд, конечно, не мог пройти мимо такого сокровища: голосом актера говорит дракон Смауг в «Хоббите» и волк Секрет из «Пингвинов Мадагаскара». На очереди — Шерхан в «Книге джунглей», которую через два года выпустит Warner Bros., и зеленый ворчун Гринч, новый фильм о котором выйдет в том же 2018-м. 

 

СРЕДА ОБИТАНИЯ

Советский Холмс в силу понятных обстоятельств был невыездным. «Заграничную» натуру, как это часто бывало во времена «железного занавеса», нашли в Прибалтике: в «роли» Бейкер-стрит выступила улица Яуниела в Риге, до этого использовавшаяся в «Семнадцати мгновениях весны». А ради схватки на Рейхенбахском водопаде съемочной группе пришлось отправиться в командировку в Абхазию — на Гегский водопад.

Впрочем, и герой Камбербэтча тоже лишен удовольствия прогуливаться по реальной Бейкер-стрит. Вместо нее, загруженной транспортным траффиком и бесчисленными знаками в честь Шерлока Холмса, в сериале BBC фигурирует куда менее оживленная Гауэр-стрит. 

ОФИЦИАЛЬНОЕ ПРИЗНАНИЕ

 


В 2005 году Василий Ливанов был удостоен ордена Британской империи «За службу театру и изобразительному искусству» как лучший иностранный актер, воплотивший на экране образ Шерлока Холмса.

 

Бенедикт Камбербэтч получил ту же награду в 2015 году с формулировкой «за актерскую и благотворительную деятельность».