№ 6 Нужны ли обществу стукачи ?

Человек - существо препаскуднейшее. В мире нет ничего более гнусного, чем человеческие деяния. Вы лучше меня знаете тысячи примеров низостей творения Божьего. Самые преданные друзья, прошедшие  невероятные испытания, предают, соблазнённые золотым тельцом , должностными посулами, сверкающими ляжками  соблазнительных женщин.

Многие ли руководители  не соблазнятся угодливым предложением  тайного доносчика  рассказывать о том, что творится за его спиной? Для того, чтобы с презрением отвергнуть такое мерзкое предложение, надо быть не только морально чистоплотным, но и очень сильным человеком.

А теперь представьте лидера государства. Найдётся ли хотя бы один, который заявит, что он упраздняет службу доносчиков, стукачей, тайных агентов?

Когда рухнул СССР, в стане демократов нашлись деятели, которые предложили:"В нашем обществе не будет места для стукачей! Мы упраздним институт тайной агентуры! Наша мораль не допускает слежки, доноса, стукачества!"

Я смеялся, слушая   эти весьма справедливые, но абсолютно инфантильные, наивные слова...

Ни одно государство не может нормально функционировать  без тайной агентуры. И с этим согласятся все разумные люди. Да, тут. парадокс: с одной стороны провозглашается приоритет   нравственности.  с другой стороны приходится мириться с аморальным поощрением стукачества. А вы можете предложить другое? Я - нет.

Около тридцати лет назад в подмосковном Бутове (тогда это было Подмосковье) умер 93-летний родственник моей жены. Мужик совершенно уникальный, умный, трудяга, убеждённый коммунист, один из организаторов мелиорации в Узбекистане. Он ездил в американском грузовике по кишлакам (до войны), держа за спиной мешок с деньгами, которые  он платил декханам, занятым на мелиорации. Ни один рубль не прилип к его рукам! Доказательство? Извольте! У же в старости, отойдя ото всех дел, он  купил в Бутове половину  деревянного старого  дома. Вот и всё, что он нажил на руководящих постах. Когда он уезжал из Термеза, его провожали со слезами местные жители. С собой он привёз чемодан книг и совершенно уникальную сливу. Я его так любил, что, несмотря на занятость, обязательно каждую неделю приезжал к нему. И вот он умер.

Поминки. У меня есть привычка, обижающая мою жену: в любом застолье я  ухожу последним. Так и в этот раз: жена, тесть, тёща, другие москвичи уехали, взяв с меня слово, что я переночую в Бутове.  Я продолжал сидетть за столом с бутовцами. Хотел плакать, но не мог.

Скоро разошлись и бутовцы. Я остался один. Чего мне тут  смущать людей? Время есть, успею на электричку. И я запер дом и пошёл на станцию. Сел в поезд, поехал. Но выпил-то я много и решил развеяться На станции Царицыно я сошёл, решив до дома дойти пешком.

Иду. Ночь хорошая. Захотелось курить. Я сошёл с полотна ж.д.дороги, чтобы найти место.Я люблю курить сидя. Всегда мечтаю при этом.

Иду, смотрю под ноги при тусклом свете луны.

И тут вижу  папку. Остановился. Взял в руки, раскрыл. Это был экземпляр диплома слушателя Академии МВД СССР.  название диплома уже не помню. Но что-то о мотиватиции  агентуры при вербовке. Вот это чтиво!  Но что-то кольнуло: я ведь работал в прокуратуре, знал, что будет с тем, кто потерял секретный материал! Никакого жиль я не было видно. И я  ушёл, размышляя, как он это потерял? Как он вынес секретный   документ? Дело в том, что все секретные документы выносу  не подлежат. Как он ухитрился? Скорее всего, он договорился с машинистской,  чем-то её привлёк, она и передала ему лишний не учтённый экземпляр. Но это только догадки.

Пришёл домой, положимл папку на стол, помылся и лёг спать.

Утром проснулся. Жена сидела за столом и читала.

- Где ты это взял? - спросила она. - Как интересно!

У меня был велик соблазн оставить диплом у себя. Или хотя бы сделать выписки. Интереснейшие материалы. Но всё же я, прочитав диплом два раза, в свободное врпемя паоехал в Академию МВД, предъявил удостоверение и спросил, как мне найти слушателя  Н. Я пошёл к нужной аудитории, дождался перерыва. И вот моя встреча с майором. Он мне не понравился сразу! Обычное дело! И мне  расхотеклось общаться с ним. Он же, даже не сказав спасибо, мрачно спросил: Никому не говорили? "Не волнуйтесь, знаю только я". И я ушёл

А я-то мечтал увидеть приятного человека, с которым мы могли бы распить бутылку и поговорить о жизни...

После 1991 года в России опубликовано много материалов о тайной агентуре. Потому то, что сейчас скажу, уже не секрет. А в журнале "Огонёк" опубликовали даже признания одного камерного агента!

Диплом был хорош! Толково изложено. Обоснована необходимость тайной аентуры. И даже исследован вопрос о моральности и аморальности службы осведомителей. Ведь, признавая  приоритет нравственности, при вербовке агента  мы делаем аморальное дело! Предлагаем человеку стучать на товрищей!

Дано несколько классификаций осведомителей.   По моральным признакам: -  к примеру, тайный агент в стане противника, в гнезде наркоторговцев. Это бесспорно благородное дело.

А как быть,  когда вербуется работник автозавода, где распространено хищение запчастей? Ведь осведомитель, делая благордное дело  изобличения воров, стучит на товарищей! Кто способен на такое?

Дана и классификация всех тайных осведомителей по профессиональному признаку.

Автор диплома предлагает и в милиции внедрить принцип,  установленный председателем КГБ СССР Андроповым. Вот это да! Тотальный охват всей страны сетью осведомителей! Каким образом? Майор приводит такой пример: научно-исследовательский институт (пример взят из практики КГБ). В нём сложная структура: отделения, отделы, сектора. группы. Так Андропов  раскритиковал существовавшие до него методы! Дескать, гебисты удовлетвопрены, что в кажлом институте есть агент (осведомитель, тукач).Но какой толк от такого агента?! Он же не знает  всего, что прооисходит в институте. И Андропов обязал службу   госбезопасности иметь осведомителя в каждой структурной единице! Вот тогда без наблюдения не останется ни один человек!

Меня поразило такое обчстоятельство: давно казнены как преступники Ягода, Ежов, Берия. Но, оказывается, многие их приказы по вопросам  тайной   агентуры  действуют до тех пор ( то времени написания диплома). И тут нет ничего странного. Вдь если Берия издал толковый приказ о камерной агентуре, почему с осуждением Берии должен исчезнуть и его приказ?

К примеру, даже в Восточной Германии продолжали действовать некоторые законы гитлеровского времени!

После этого диплома я, всё-таки кое-что знавший о службе осведомителей,  вдруг поймал себя на нехорошем: я  начал присматриваться к своим сотрудникам:кто из них годится на роль стукача? И мне стоило больших усилий освободиться от этой  подозрительности. Она просто нас калечит.

Вспоминается такой случай. Одна сотрудница пришла ко мне со слезами:"Муж едет в командировку. И взял с сробой презервативы!"

-  Откда ты это узнала? - спросил я.

Она смущённо:

- Ночью я заглянула в его чемодан.

Я ей сказал:

-  Дура! Ты , ещё ничего не зная, уже предполагала что-то. И ты нашла то, что хотела! Ты хотела найтим гондоны! Ты их и нашла! Можешь радоваться!

Без доверия невозможна жизнь. Нас могут обманывать! Ну и чёрт с ними!  Гораздо тяжелее жить с подозрительеностью! Это ужасное существование. А как ВЫ считаете?