10 фильмов, которые незаслуженно назвали провальными

На модерации Отложенный

Завершающаяся первая половина 2016 года уже принесла несколько неприятных сюрпризов крупнейшим голливудским студиям: не добрали свое новые «Люди Икс», явно меньше запланированного собрал «Бэтмен против Супермена», не блеснули «Черепашки-ниндзя 2» и «Варкрафт». Записывать эти картины в пассив, разумеется, рано, но в том-то и фокус, что касса не всегда является адекватным мерилом качества фильмов. Есть немало примеров того, как весьма достойные картины собирали меньше, чем от них ожидали студийные боссы, и получали ярлык «провал года».

Врата рая / Heaven’s Gate, 1980

 

Фильмы. <small>Врата рая / Heaven’s Gate, 1980</small>Картина Майкла Чимино считается самым крупным финансовым провалом в истории Голливуда. За два года до этого Чимино предоставил на суд критиков и зрителей блистательного «Охотника на оленей», и публика имела все основания ожидать очередного шедевра, но на деле «Врата рая» прокатывались всего неделю, а затем покинули экраны, полностью проигнорированные зрителями. В чем же дело? Если коротко, то постановщик несколько не рассчитал свои возможности и превратил обыденное кинопроизводство в адскую тягомотину, многократно превышающую первоначально запланированный бюджет. В результате на пятичасовое полотно просто никто не пошел. Это то, что лежит на поверхности, внутри же «Врата рая» вполне достойная работа с блистательным актерским составом, крепким сценарием, великолепными музыкой и операторской работой. Не совершенство, но и не полный провал.

 

От всего сердца / One from the Heart, 1981

 

Фильмы. <small>От всего сердца / One from the Heart, 1981</small>Своим провалом «От всего сердца» Френсиса Форда Копполы обязан упомянутому выше Майклу Чимино. После выкрутасов последнего с «Вратами рая» студии резко сократили степень свободы режиссеров, фактически выдавив «авторское кино» на периферию индустрии. Коппола же, привыкший тотально контролировать свои картины, не вписался в новые кинематографические условия — он более чем вдесятеро превысил ранее запланированные бюджетные траты, что привело к банкротству, не сумел достойно реализовать собственные идеи, а в довесок получил проблемы с прокатом, кинотеатрам эксперименты мэтра оказались неинтересны. Однако заслуживал ли Коппола провала? Как минимум музыкальная и визуальная составляющие «От всего сердца» достойны восхищения, пусть порой картинка и не слишком соответствует содержанию. Выйди лента на пяток лет раньше — была бы большим хитом.

 

 

Приключения барона Мюнхгаузена / The Adventures of Baron Munchausen, 1988

 

 

Фильмы. <small>Приключения барона Мюнхгаузена / The Adventures of Baron Munchausen, 1988</small>Достоверно оценить, насколько провальным оказался фильм Терри Гиллиама«Приключения барона Мюнхгаузена», невозможно — цифры производственного бюджета картины разнятся от 23 до 46 миллионов долларов. В любом случае кассовые сборы всего в 8 миллионов долларов — это позор для приключенческой картины с известным всем персонажем на ведущих ролях. Увы, «Барона» снимал Гиллиам, а этот никогда не умел работать с голливудской системой: то выходил за рамки ограничений, то бросал работу, то снимал нечто совсем другое, нежели обещанное студии. «Мюнхгаузен» — типичное кино Гиллиама: непредсказуемое, не укладывающееся в жанровое прокрустово ложе, провоцирующее, дерзкое. Но зрителями недооцененное. Не привлекли в кинозалы ни яркие актеры, ни эротические сцены, ни удивительные декорации — самое время вернуться к фильму на свежую голову.

 

 

Лолита / Lolita, 1997

 

 

Фильмы. <small>Лолита / Lolita, 1997</small>Грешно делать подобные сравнения, но в случае с «Лолитой» Эдриана Лайна вполне уместна параллель с картиной «А зори здесь тихие…» Рената Давлетьярова. Обе картины, по словам их создателей, являются не ремейками предыдущих фильмов, а новыми экранизациями литературных произведений. Лайн подвергся жесточайшей обструкции, ведь замахнулся он не на кого-нибудь, а на Стэнли нашегоКубрика, чей фильм 1962 года является безусловным шедевром и признанной классикой. Ужасно, но в невозможность повторить успехи Кубрика прежде всего поверили дистрибьюторы, и новая «Лолита» просто не получила достойного расписания в кинотеатрах — из 62 миллионов долларов бюджета прокат вернул только два. И очень жаль — ведь «Лолита» 1997 года, как бы кощунственно это ни звучало, гораздо ближе к роману: в этой картине гораздо точнее подобраны актеры, а главное — куда более внятно показаны подлинные чувства героев. Посмотреть стоит оба фильма, а вот сравнивать с Набоковым лучше именно вариант Лайна.

 

 

Солдат / Soldier, 1998

 

 

Фильмы. <small>Солдат / Soldier, 1998</small>В 1998 году студия Warner Bros. совершила детскую ошибку. «Солдат» — это самое безликое название, какое только можно придумать для дорогостоящего фантастического боевика. Оно не дает представления ни о сюжете, ни о времени и месте действия, да что там — даже военные действия с таким названием вовсе не обязательны. А ведь у ленты был огромный потенциал — это своего рода спин-офф классического «Бегущего по лезвию» Ридли Скотта.

И пусть Пол У. С. Андерсон— постановщик явно пониже классом, ставить экшн он умеет и любит, а что еще нужно для добротного боевика. Другая проблема «Солдата» — выбор Курта Расселана главную роль. Зрители ждали от Рассела привычную роль с кучей острот и обаятельными проделками, а получили молчаливого «прирожденного убийцу». Не то чтобы это полный провал, но явно не до конца продуманное решение. Впрочем, даже при всех огрехах «Солдат» — обязательная для просмотра картина для любого поклонника творчества Филипа К. Дика. Это отличная мрачная боевая фантастика, сейчас такую не делают.

 

 

Титан: После гибели Земли / Titan A.E., 2000

 

 

Фильмы. <small>Титан: После гибели Земли / Titan A.E., 2000</small>Найти объяснение провалу проката анимационной ленты «Титан: После гибели Земли» непросто — картина просто обязана была стать лидером проката. Передовая техника рисовки, мощная команда звезд, озвучившая главных героев, оригинальный сюжет, наконец, — с такими слагаемыми суммы сборов должны были быть куда больше «позорных» 36 миллионов, вернувшихся в карманы студии. «Титан» — увлекательнейшее зрелище, до сих пор смотрящееся свежо и актуально. Фильм на долгие времена.

 

 

Планета сокровищ / Treasure Planet, 2002

 

 

Фильмы. <small>Планета сокровищ / Treasure Planet, 2002</small>Еще один анимационный проект и еще одна фантастика — снова не слишком успешная в прокате. «Планета сокровищ», чей сюжет основан на знаменитом произведении Роберта Льюиса Стивенсона о пиратах и их кладе, собрал в прокате более ста миллионов долларов, однако этого оказалось недостаточно, чтобы вернуть потраченные на производство деньги. Бедой для картины стало нежелание студии объяснить зрителям «крутость» того, что классическому сюжету дана вторая, футуристическая жизнь. История-то получилась действительно увлекательная, и в новую реальность она легла как влитая, а кое-какие из образов достойны, если не превосходят героев оригинального произведения. Изначально зрители не поверили, что космический Джон Сильвер может быть вполне обаятельным злодеем, а студия ничего не сделала, чтобы увлечь потенциальных потребителей этой мыслью — и фильм остался на обочине бокс-офиса.

 

 

Питер Пэн / Peter Pan, 2003

 

 

Фильмы. <small>Питер Пэн / Peter Pan, 2003</small>Адаптация для большого экрана классического сюжета Джеймса Барри о мальчике, который не желает взрослеть, — дело отнюдь не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Проблема тут заключается в том, что зрители «испорчены» диснеевской анимационной постановкой — она нарочито весела, энергична и боевита, в то время как оригинальная книга достаточно мрачна и депрессивна. Картина Пола Джона Хогана могла бы стать достойным воплощением книги, но фильм остался незамеченным — и все из-за Питера Джексона с его «Властелином колец: Возвращение Короля». Ну кто, скажите на милость, вспомнит конкурентов, когда флагман собрал все деньги и призы? А обратить внимание на «Питера Пэна» стоит. В фильме 2003 года звезд почти нет, но это именно тот фильм, который, уверены, одобрил бы сам Барри.

 

 

Спиди Гонщик / Speed Racer, 2008

 

 

Фильмы. <small>Спиди-гонщик / Speed Racer, 2008</small>При всей абсурдности гоночных сцен и нарочитом идиотизме диалогов «Спиди-гонщик» тогда еще братьев Вачовски не заслуживает сурового к себе отношения — это удалой цветастый фильм со своеобразным юмором и неуемной энергетикой. Беда «Спиди» заключается в том, что он прошел через слишком большое число рук, прежде чем получил экранное воплощение, — только режиссерское кресло поочередно занимали Альфонсо КуаронГас Ван Сент и Хайп Уильямс, и каждый из постановщиков переписывал сценарий под себя. В итоге Вачовски снимали кино с тысячей чужих правок, да еще и для детей, от которых они всегда были далеки. Повествование ожидаемо получилось не слишком связным, а герои — мультяшными, но последнее можно записать в «плюс». «Спиди-гонщик» вообще лучшая на сегодня аниме-экранизация — уникальный перенос на западный рынок еще более уникального восточного искусства. Только одно это уже делает картину значимой.

 

 

Джон Картер / John Carter, 2012

 

 

Фильмы. <small>Джон Картер / John Carter, 2012</small>Через четыре года после окончания проката «Джона Картера» уже совершенно очевидно, что винить в кассовом провале своего детища студия Disney может только саму себя. Результаты прокатных неудач — это неумелый маркетинг. Зритель вполне очевидно не клюнул на безликое название «Джон Картер», Disney не сподобилась раскрутить забытое имя Эдгара Райса Берроуза, автора оригинального романа о путешественнике на Марс, проект слишком долго находился в работе, а к финалу еще и оказался в руках дебютанта. Однако сделайте над собой усилие — посмотрите «Картера» сейчас. Это зрелая увлекательная лента, снятая с любовью к оригиналу. Не стоит воспринимать ее слишком серьезно, но и отмахиваться от нее нельзя.

 

 

Источник: Film.ru