Пессимистичный оптимизм Муратовой
Меня в последнее время радует, как активизировалась киношная жизнь на нашем сайте, сколько новых рецензий появляется. И главное, она, жизнь, плавно перетекла и в реальность – по крайней мере, у вас в столице (страшно жалею, что не могу попасть на «открытые кинопоказы»). Но, в общем-то, и у нас на краю цивилизации, на берегу великой реки Волги, каждый сентябрь также развивается свой кинопроцесс – фестиваль документальной драмы «Саратовские страдания».
Я вот тоже теперь известный кинематографист, ну, может, вы видели на i-worker.ru наш фильм из черно-белых фотографий «Свои девяностые»? Он тоже участвует в конкурсной программе. Так что теперь я известный, повторяю, кинематографист: хожу, важничаю, ругаюсь, общаюсь с мэтрами.
С Кирой Георгиевной Муратовой на днях пообщался. Правда, не лично, а публично, во время ее мастер-класса для студентов Саратовского государственного университета. Ну, а что нам, кинематографистам, скрывать? Правда, своими вопросами я заслужил среди публики репутацию «сумасшедшего студента с галерки». Ну так, какие наши годы!.. Тем более что и вопросы мои были не простые, а специальные. Это был своего рода питчинг начинающего кинематографиста. Кстати, вы знаете, что такое питчинг?
Вот и Кира Георгиевна не знала. А между тем, в недавно опубликованном интервью Кшиштофа Занусси, мастер говорит, что российским сценаристам крайне сложно пробиться к режиссерам, потому что сегодня сценариев никто не читает, и им желательно активно использовать питчинг. И дальше следует объяснение, что питчинг – это краткий пересказ сценария, буквально в пять минут, демонстрация фотографий с предполагаемыми раскадровками, ну и короткий видеоролик.
Оказалось питчинги Кира Георгиевна не признает. Она не любит знакомиться со сценаристами до прочтения сценария: «Можно попасть под обаяние личности или, напротив, под антиобаяние. Я читаю сценарии, отпечатанные на машинке, когда мне их оставляют на студии или присылают по почте. Очень часто с первой страницы можно понять – твой это сценарий или не твой».
Ну, насчет машинки, я думаю, Кира Георгиевна сказала для красного словца; наверное, и на принтере можно отпечатать. Но насчет того, что не любит знакомиться с автором до прочтения сценария, совершенно точно. Эта привычка Муратовой послужила поворотной точкой в судьбе Ренаты Литвиной. «Ведь Рената закончила сценарный факультет ВГИКа, и мне одна знакомая принесла ее сценарий. Он мне понравился, но я поняла, что это не мой сценарий. А когда на каком-то кинофестивале увидела Ренату и подошла объяснить, почему так вышло, то через несколько минут разговора поняла, что ее необходимо снимать».
После фильма «Увлечения» (помните, наверное, медсестру, которая скальпелем линию жизни прочерчивала?) Рената, как говорится, проснулась знаменитой актрисой. «Кстати, монологи медсестры Рената писала сама», – напомнила Кира Георгиевна.
И вот эта история с Ренатой так взволновала аудиторию, что какая-то милая девушка с детской непосредственностью спросила, а как же попасть в кино. И у кого нужно учиться, чтобы стать таким гениальным режиссером?..
читать далее
Комментарии