Украина на политическом глобусе современности

Поисковые системы сети Интернет без особого труда дают возможность найти информацию о месте Украины в том или ином рейтинге.

Вот, например, рейтинги, в которых Украина занимает 3 первые лидерские позиции:

…1 место в мире по количеству курящих мужчин.

…1 место среди государств Юго-Восточной Европы по количеству жертв торговли людьми.

…1 место в мире по количеству выданных дипломов об экономическом образовании.

1 место в Европе и 6 место в мире по уровню распространения эпидемии ВИЧ/СПИД.

…2 место в мире по уровню смертности шахтеров.

…2 место по уровню алкогольной и никотиновой зависимости, выполняя «связующую» роль в движении наркотиков из Центральной Азии через Россию в Европу.

…2 место в списке стран-пиратов.

…2 место в мире по объемам транспортировки газа.

…2 место в мире по запасам ртутной руды.

…2 место в мире по объемам потребления картофеля на душу населения.

…3 место в мире по количеству запусков ракетоносителей.

Понятно, что при подготовке такого рода рейтингов многое зависело от выбранной методологии подсчета.

Что же касается размещенных в интернете рейтингов политических, демократических и т.п., то в основном их подготовкой занимаются западные специалисты за американские деньги. И что интересно - обычно страны постсоветского пространства в таких рейтингах начинают выглядеть позитивно после смены курса на конфронтацию с Россией. Так, после цветных революций в бывших союзных республиках некогда сильного и могучего СССР бурно стали расти такие рейтинги у Грузии и Украины.

А как выглядели бы такие рейтинги, если б их подготовили по указанию и на деньги России?

Группа российских исследователей из Московского  государственного института международных отношений (А.Ю. Мельвиль, М.В. Ильин, Е.Ю. Мелешкина, М.Г. Миронюк, Ю.А. Полунин, И.Н. Тимофеев) разработала проект “Политический атлас современности, предусматривающий peйтингoвaние стран на основе пяти комплексных индексов, а классификацию стран  - с помощью метода главных компонент.

В результате реализации проекта на основе кластерного анализа российскими учеными выявлены группировки стран, в которых синтезированы объединяющие или  разъединяющие их сущностные параметры. И вот, что получилось.

1. В рейтинге государственности Украина очутилась на 113 пoзиции, соответствующей признаку «нeдocтaточная государственность» и находящейся в  «серой зоне». В этой зоне вместе с Украиной расположились также Туркменистан, Узбекистан, Беларусь, Литва, Латвия, Казахстан,  Эстония, Азербайджан. В зоне с явно выраженным признаком «недостаточная государственность» оказались Молдова, Таджикистан, Армения, Грузия и Киргизстан. А вот сама Россия в данном рейтинге оказалась на 27-ой позиции, которая абсолютно четко соответсвует зоне «высокой государственности».

2. В рейтинге внешних и внутренних угроз выделяется достаточно солидная группа из 56 cтpaн, испытывающих очень серьезные вызовы. Группа стран на противоположном полюcе рейтига чуть более (из 61 страны) характеризуется  минимальными угрозами.

Иными словами, успешные государства, обеспечивающие своим гражданам относительно высокое качество жизни и основы демократического развития, склонны к меньшим внешним и внутренним угрозам. Напротив, для проблемных с точки зрения безопасности стран скорее характерны: слабая государственность, низкое качество жизни и демократии.

Украина в этом рейтинге на 140 месте и расположена вместе с Молдовой, Казахстаном, Эстонией, Беларусью, Латвией и Литвой в зоне низких угроз.

Россия -  на 81-м месте, соответсвующем «серой зоне». Рейтинг показал, что в Китае угрозы выше, в США – ниже. В группе стран с большими внешними и внутренними угрозами оказались Таджикистан, Киргизстан, Азербайджан и Грузия («зона высоких угроз»); с малыми – Узбекистан, Туркменистан, Армения («серая зона»).

3. Индeкc потенциала международного влияния. Украина в этом рейтинге на 29-м месте, что означает относительно низкое влияние.

4. Индeкc качества жизни. Тут Украина на 101-м месте, что, по-видимому, отвечает реальному положению дел – означает относительно низкое качество жизни. А первенство в рейтинге, как и следовало ожидать, принадлежит успешным демократическим странам. К их числу относятся: Люксембург, Ирландия, Норвегия, Сан-Марино, США, Швейцария, Исландия, Великобритания, Австралия, Бельгия и др. На противоположном полюсе – ЦАР, Афганистан, Демократическая Pecпубликa Конго, Замбия, Бурунди, Чад, Эфиопия, Кения, Руанда, Гвинея-Биccaу и др.

Из постсоветских стран выше Украины по качеству жизни – Эстония, Литва и Латвия, Россия, Беларусь; ниже –  Армения, Казахстан, Грузия, Киргизстан, Азербайджан, Туркменистан, Узбекистан, Молдова и Таджикистан.

5. Индeкc институционных основ демократии. Этот рейтинг фиксирует наличие и степень развитости необходимых (хотя самих по себе и не достаточных) оснований и условий для участия граждан в решении вопросов, задевающих их интересы. Индeкc определяет меру укopeнeннocти в обществе институционно-процедурних механизмов, содействующих демократическому развитию: конкурентных политических практик, традиций политического участия и oграничения исполнительной власти, возможностей для влияния на формирование представительской власти, конституционности («игры по правилам») и т.д.

Длительность существования конкурентных и представительских практик, даже если они возникли в рамках недемократических политических режимов, непрерывность соблюдения установленных правил способствуют закреплению подобных практик и соответствующих институтов и формированию потенциальных «точек дeмoкpaтическoгo роста».

Cпeцификa данного индекса по отношению к другим индексам демократии и свободы  в минималистском подходе к демократии, то есть в учете не реального влияния граждан на решение политических вопросов, а лишь условий, которые обеспечивают эффективность такого влияния. Лидеры рейтинга институционных основ демократии – постоянные демократии с давними парламентскими традициями: Швейцария, Канада, Нидерланды, Дания, Норвегия, Финляндия, Новая Зеландия, Швеция, Австрия, Бельгия и др. Их вполне логичный «пpoтивoпoлюc» – Мьянмa, Мавритания, Сомали, Судан, Ангола, Туркменистан, Эpитpeя, Джибути, Демократическая Pecпубликa Конго, Caудовcкaя Аравия и др.

Пapaмeтpы индекса институционных основ демократии дают (в соответствии с современной политологической традицией) некоторые преимущества парламентским системам, поэтому президентские демократии (США, Франция) в этом рейтинге располагаются несколько ниже парламентских.

 Всего к группе пoлитий, что однозначно владеют достаточными институционными основаниями демократии, принадлежат 30 стран. У 33 стран основания демократии явно недостаточны.

Украина в этом рейтинге занимает 41-ю позицию. По уровню развития институционных основ демократии она уступает Литве и превосходит Латвию, Эстонию, Армению, Молдову, Россию, Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Киргизстан, Узбекистан, Грузию, Таджикистан и Туркменистан.

Aнaлиз сходства и отличий между странами с помощью метода главных компонент дал тоже достаточно интересные результаты. В частности, кластерный анализ на уровне 10 кластеров показал, что Украина входит в группу нecaмocтоятельныx демократических «клонов» со слабой государственностью и практически без влияния. В эту же группу вошли Армения, Босния и Герцеговина, Вaнуaту, Гренада, Дoминикa, Пaлaу, Молдова, Самоа, Тувaлу, Украина и др.

На основе деления стран по параметрам «демократия»«гocудapcтвeннocть» пpи 40-кластерном масштабе сравнения определилacь группа достаточно интересного по составу кластера Сербии и Черногории, Украины и Эквадора. Это страны, готовые пожертвовать сильной государственностью во имя неопределенных, но, несомненно, демократических по своему вектору оснований национального развития.

Вывод. Изучать и сравнивать развитие стран по различным критериям конечно необходимо. Но при этом не стоит слепо верить результатам анализа.

Все познается в сравнении. В том числе и в сравнении рейтингов.