Великий и ужасный

 

Путинпроп на экспорт очень был бы рад протолкнуть эту идею в западное общественное сознание, как путинпроп внутренних дел проталкивает ее в сознание дорогих россиян. Это ничего, что ужасный, главное – великий. Иван Грозный у нас тоже, в конце концов, был великим и ужасным. Правда, в западной истории он оказался только ужасным (terrible), но зато отечественные историки сделали все, чтобы связать в общественном сознании эту ужасность с величием. Это вообще у нас прочная связка в культуре: вспомните хоть одного великого, чтобы не был ужасным. Если не ужасный (вроде Ярослава), то не такой уж и великий. И ни там тебе чижика съесть, кровопролития – так должны быть кровопролития.

В сознание дорогих россиян связка про великого и ужасного Путина впечатывается неплохо. Можно сказать, хорошо впечатывается. Всех переигрывает, с Европой делает что хочет. Вот Англию из ЕС вывел. Кто там следующий в очереди? Относи готовенького. Всю Европу агентами наводнил: левые – агенты, правые – тоже агенты, все проплачены, все работают, все при деле – все Евросоюз разрушают. Непонятно, чего он еще стоит. Ну, ничего – недолго... Сам Эрдоган у него в ногах валяется, прощения просит. Уважает, значит. Вот что дорого – уважает! Обама ему по ночам звонит – уважает. Правда, наша ночь для Обамы – день, но простые люди в такие детали не посвящены: сказано "по ночам", значит "по ночам".

Что касается самой Европы, то она не очень в курсе того, что Путин с ней делает. Она живет себе, не догадывается про злодейские умыслы, про насилие над собой в особо циничной форме. И хотя к хитроумному и всемогущественному насильнику теплых чувств и не испытывает, но и внимания на него особо не обращает. Как слониха – на насильника зайца. Да и чего обращать-то? На что обращать? Экономики нет, культуры нет, науки тоже нет, технологии нет... Чем на мир влиять-то? Влиялка-то податрофировалась. Одни, если использовать язык влиятелей, понты.

Есть, понятно, в Европе и свои проблемы. Но дорогие россияне знают о них не то что мало – ничего. То же, что они воображают европейскими проблемами, в основном, продукция путинпропа – всякие там гендерности и мигранты-исламисты. Есть, конечно. Но в первую сотню по важности не входят. А какие входят? Так ведь до них, до европейских то есть до проблем, дорогим россиянам особо и дела нет. Так что уж о них говорить? В РФ ведь свои проблемы. С европейскими никак не связаные.

И главная из них – общая деградация жизни. Жизнь без смысла, без цели, без идеи... И как следствие – без ума, без доброты, без души... То есть как бы вовсе и не жизнь.

Вот о чем надо было бы говорить. И о чем, естественно, путинпроп говорить не будет. Ни за какие коврижки. Впрочем, коврижки-то он как раз получает за совсем другие разговоры. За то, что убеждает население, что у нас нормально, потому что у них плохо. И что хорошо поэтому вообще нигде нет.

Но с путинпропом-то как раз всё понятно. Для него и врать напропалую, и хвалить нас, и ругать их, лепить горбатого, простите, я хотел сказать образ великого и ужасного – всё это самое его, путипропово дело и есть. Непонятно, почему эту игру подхватывают журналисты как бы оппозиционные, как бы беспристрастные и как бы независимые.

Что, они хотят принести населению знание о теневой стороне западной жизни? В смысле объективности и полноты информации. Не очень хорошо получается сегодня с таким знанием. Потому что любой перепев, что в Америке линчуют негров отвлекает аудиторию от мыслей о происходящем на родных просторах – как у нас поступают с непохожими и неугодными.

Сменю стиль. Поговорим о семиотике. Грубо говоря, у любого сообщения есть два смысловых слоя: семантический – о чем, рассказывает сообщение, и прагматический – цель, которой хочет добиться (или добивается, даже не хотя того явно) автор сообщения. Так вот, безотносительно к тому, насколько рассказы о тех или иных бедах Запада истинны с точки зрения семантики, с точки зрения прагматики они вредны по своему эффекту, так как даже не просто деформируют картину миру у слушателя, раздувая плохое и затеняя хорошее, но посылают неверный сигнал о положении самого этого слушателя. Нам подают плохое, как нормальное (обычное, неизбежное), а это вовсе не так. Нам рассказывают про наше величие там, где никакого величия нет, а есть, наоборот, низость. И это всё – в добавку к прямой лжи, то есть рассказам о том, чего нет на свете, как о реально существующем.

То, что этим занимается путинпроп – нормально. Это министерство лжи. А вот то, что в эту же игру включаются как бы оппозиционные авторы – уже совсем не нормально. И еще менее нормально, когда не находится почти никого, кто играть в такие наперстки отказывается. Так и формируется представление о великом и ужасном, хотя и голом короле.