Как видно при ближайшем рассмотрении, даже в рамках существующего законодательства ничто не мешает в значительной мере исключить возможность фальсификации и подтасовки результатов выборов и вернуть доверие к подсчету результатов. Единственное, что для этого требуется – воля и желание ЦИК
К сожалению, федеральное законодательство прямо запрещает нумерацию бюллетеней при выборах Президента (ст.63 Федерального закона N228-ФЗ от 31.12.1999 “О выборах Президента Российской Федерации”) и депутатов Государственной думы (ст.71 Федерального закона N121-ФЗ “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”). Было бы интересно узнать мотивацию депутатов, голосовавших за законы в такой редакции. Однако, не такая ситуация с законами о выборах местных органов власти и голосования на референдуме. Соответствующие статьи Федерального закона от 19 сентября 1997 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федерального конституционного закона от 10 октября 1995 г. N 2-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" запрета на нумерацию бюллетеней не содержат. Также ни один из законов не запрещает размещать на бюллетене какие-либо отрывные части.
С точки зрения контроля за ходом выборов необходима не нумерация самого бюллетеня как такового, а кодификация выбора, сделанного избирателем. Рассмотрим это предложение подробнее на основе закона о выборах президента. Статьей 63 ФЗ N228-ФЗ “О выборах Президента Российской Федерации” установлено, что “Справа от сведений о каждом зарегистрированном кандидате располагается пустой квадрат.” Относительно подписей или кодов над или под пустым квадратом никаких оговорок не сделано. Таким образом, можно предложить нумеровать не бюллетени, что прямо запрещено законом, а кодировать выбор, сделанный избирателем, например, указанием соответствующего штрих-кода или буквенно-цифрового кода выбора. Избиратель на участке выбирает случайным образом бюллетень из имеющихся в наличии. Код выбора избирателя состоит из кода (номера) кандидата и кода (номера) избирателя. Номер избирателя может содержать информацию о номере участка, субьекте федерации и др. Буквенно-цифровой код состоит из кода кандидата (буква или цифра, что позволяет закодировать 43 (33 буквы + 10 цифр) кандидата, внесенных в бюллетень) и кода избирателя (пять букв и цифр, что позволяет закодировать свыше 147 млн. избирателей). 10-значный штрих-код каждый видел на ярлычке товара в магазине. Отводя на кодирование персоны кандидата две цифры (100 возможных кандидатов), под код избирателя остается 8 цифр (что позволяет закодировать 100 млн. избирателей). Можно также использовать нестандартные штрих-коды, из двенадцати или более цифр. Достоинство буквенно-цифрового кода – более простое запоминание (6 знаков вместо 10 или 12 для штрих-кода), однако для штрих-кодов существуют и широко распространены специальные считыватели штрих-кодов, автоматически преобразующие их в число и передающие в память ЭВМ, что позволяет резко снизить нагрузку на членов избирательной комиссии при подсчете бюллетеней. Код выбора избирателя печатается над или под пустым квадратом, а также на отрывном корешке, например, справа от каждого пустого квадрата. Никакой информации о личности избирателя из кода получить невозможно, код избирателя определяется случайно доставшемся ему бюллетенем.
Избиратель, проставив знак в пустом квадрате, как это диктуется ст.65 закона N228-ФЗ “В избирательном бюллетене избиратель ставит любой знак в пустом квадрате, расположенном справа от фамилии того зарегистрированного кандидата, за которого он голосует”, отрывает корешок напротив соответствующего квадрата и оставляет его у себя для контроля, а “ заполненный избирательный бюллетень … опускает в опечатанный (опломбированный) стационарный ящик для голосования.”, как этого требует та же ст.63 ФЗ 228-ФЗ. Бросать в ящик для голосования не сам бюллетень, а лишь отрывной корешок (как это предлагал В.Горбатый) нельзя, так как закон прямо определяет, что в ящик опускается именно “бюллетень”. Таким образом, технически защитится от вброса уже заполненных (с оторванными корешками) бюллетеней в урну нельзя, об этом должны позаботится наблюдатели, также как и об исключении намеренной порчи правильно заполненных бюллетеней, однако каждый избиратель сможет проконтролировать правильность учета своего голоса при опубликовании результатов выборов.
При минимальном оборудовании каждого избирательного участка одним компьютером и одним считывателем штрих-кода, скорость обработки бюллетеней может достигать 2-3 в секунду (как быстро считывает кассир штрих-коды каждый может проверить в ближайшем супермаркете), т.е., все штрих-коды выборов избирателей со всех бюллетеней участка (5-10 тысяч избирателей) могут быть считаны за 1-2 часа всего одним работником (членом избирательной комиссии), тем более, что затраты труда на внесение данных о результатах голосования в ГАС “Выборы” уже предусмотрены законодательством (см. ст.76 закона N228-ФЗ). Соответствующее программное обеспечение весьма несложно и может быть разработано без каких-либо трудностей на основе используемого в любом крупном магазине.
Так как коды выборов никогда не повторяются, результат обработки считанных кодов на одном участке можно сразу же распечатать в виде протокола избирательной комиссии установленной формы и, после сличения с результатами подсчета бюллетеней обычным образом – что даст дополнительный контроль правильности этого подсчета - и подписания членами комиссии передать вместе с данными о считанных кодах выбора в вышестоящую комиссию.
В качестве приложения к протоколу избирательной комиссии можно распечатать и направить для публикации список кодов выбора избирателей, участвовавших в голосовании. Несложная обработка этого списка позволяет опубликовать его в максимально компактной форме (при этом на газетной полосе печатается не сам код выбора (десяти- или шестизначная буквенно-цифровая последовательность), а его “местоположение” на “карте”, в которой по горизонтали указаны младшие разряды кода выбора, а по вертикали – старшие или наоборот - для знакомых с программированием людей многое обьяснит термин “битовая карта”), таким образом, что одной стандартной газетной полосы (1 печатный лист, около 40000 знаков) достаточно для опубликования кодов выбора более чем 300 тысяч избирателей. То есть использование кодов выбора и особого порядка их печати снимает основное - “денежное” - обьяснение для неопубликования результатов голосования на избирательных участках. Для опубликования результатов голосования по Москве, например, потребуется всего один номер газеты на 16-24 полосах (при условии участия в выборах 50-60% населения столицы). Соответственно, для опубликования результатов голосования по стране в целом потребуется всего 10 номеров 16-полосной газеты, что, при недостатке средств у официальных органов, могут сделать предвыборные штабы кандидатов, заинтересованные в контроле выборов. Каждый штаб может опубликовать результаты голосования только по своему кандидату, тем самым, финансовые расходы на публикацию пропорционально распределятся между штабами кандидатов (тот кандидат, за которого проголосовало, скажем, 30 млн. избирателей опубликует за свой счет девять 16-полосных газетных номеров, а тот, за кого только 300 тысяч – только одну полосу в какой-либо газете, пусть даже по расценке рекламы).
Каждый избиратель, имея на руках отрывной корешок с кодом своего выбора и опубликованные результаты голосования по кандидатам, пользуясь несложной методикой расшифровки опубликованных результатов, может проверить правильность учета своего голоса. Если в списке проголосовавших за кандидата нет его кода выбора, а у него на руках соответствующий корешок бюллетеня – перспективы выигрыша в суде иска к избирательной комиссии весьма благоприятны. Избиратель может также отослать корешок в штаб своего кандидата для подготовки коллективного иска к ЦИК или избирательной комиссии субьекта федерации. Так как по коду избирателя легко уточнить участок, где он голосовал, у суда не возникнет трудностей с востребованием первичных документов у соответствующей избирательной комиссии (как гласит ст.77 Федерального закона N228-ФЗ “Избирательные бюллетени … хранятся не менее одного года со дня официального опубликования результатов выборов”).
Как видно при ближайшем рассмотрении, даже в рамках существующего законодательства ничто не мешает в значительной мере исключить возможность фальсификации и подтасовки результатов выборов и вернуть доверие к подсчету результатов. Единственное, что для этого требуется – воля и желание ЦИК, так как ст.63 закона N228-ФЗ и аналогичные статьи других законов определяют, что “форму и текст избирательного бюллетеня на русском языке утверждает Центральная избирательная комиссия Российской Федерации…” ЦИК может разом снять с себя, раздающиеся все громче обвинения в фальсификации и подтасовке результатов выборов, всего лишь немного изменив форму и порядок подсчета бюллетеней, ни на шаг не отступая от исполнения буквы закона. Разумеется, у многих деятелей оппозиции уже давно нет иллюзий относительно действительных целей и намерений ЦИК, однако явное отвергание г-ном Вешняковым предложений по совершенствованию процедуры выборов в рамках действующего законодательства, например под сомнительным предлогом “увеличения нагрузки на избирательные комиссии” окончательно рассеет оставшиеся у кое-кого иллюзии по поводу возможности честных выборов в России.
http://www.situation.ru/app/j_art_15.htm
Комментарии
Плюс - явка не ниже 70-и процентов. А лучше - выше.
Многогранное "если" ...
Не проще ли и надёжнее регистрировать избирателей сторонниками конкретных партий самими партиями с выдачей им удостоверений. Сторонник партии обязан голосовать за кандидатов своей партии. Подсчёт количеств сторонников партий и их сравнение и будет голосованием. Эта система была бы альтернативой несовершенной существующей системе выборов.