К солдатам и матросам. Из листовки ЦК РСДРП (22 июня 1905 г.)

На модерации Отложенный
Вы усмиряете рабочих и крестьян, добивающихся лучшей доли. А потом вы кончите службу, скинете мундиры, вернетесь в семьи и вновь станете крестьянами и рабочими. Там вы и будете переносить нищету и притеснения властей и будете голодать, как и другие рабочие и крестьяне, и будете, как и они, восставать и требовать лучшей доли. А вас будут усмирять другие солдаты, будут расстреливать, сечь и избивать. Что же, приятно испытывать на себе то, что вы делали другим?

Хороша ваша жизнь на службе. Вас забивают нелепой дисциплиной. Любой офицер, любой унтер, фельдфебель, боцман может делать с вами, что хочет, может безнаказанно проявлять свою власть, безнаказанно расправляться и издеваться над вами. Вашим продовольствием наживаются интендантские чиновники... Израненные, бредете вы на перевязочные пункты, а там нет для вас коек, не хватает перевязочного материала, не хватает продовольствия. Почему? Потому что дело это ведут чиновники Красного креста, а в Красном кресте с незапамятных времен идет неслыханное воровство. Вернетесь домой, надо долечиваться от ран, вас не принимают в госпитали. Славная награда за царскую службу!

Что же, зато генерал Линевич получает сто сорок тысяч в год, а адмирал Рожественский — сто восемь тысяч. Это не то, что какие-то там японцы — там даже генерал Куроки и адмирал Того получают по шести тысяч в год.

Когда вас забирают в солдаты, вас не оставляют на родине, а непременно угоняют за сотни и тысячи верст от нее; а на вашу родину пригоняют других солдат из далеких краев, из-за тысяч верст. Почему так? Очень просто. Станут бунтовать из-за голода и притеснений ваши земляки, ваши братья и родные, придется усмирять их вам — не у всякого подымется рука на своих близких. А чужих, незнакомых людей убивать куда легче. Вы будете расстреливать мужичков и рабочих в чужой далекой губернии, а ваших земляков будут резать и избивать другие солдатики, может быть, из этой же дальней губернии. Так оно и выйдет спокойнее для начальства.

Товарищи, если вы подумаете, так разве из этого одного только не видно, что правительство с генералами и чиновниками — это враги народа.
И если они враги народа, то разве можно допускать, чтобы они и дольше распоряжались судьбой народа и его деньгами, чтобы они по-прежнему грабили его и угнетали. И если этого допускать нельзя, то кто же должен защищать народ от его притеснителей, как не вы, солдаты и матросы, которые сами взяты из народа и кормитесь на его деньги.

Теперь выбирайте, кем вам быть — палачами родного народа или его защитниками; отупелой ли, зверской сволочью или борцами за право и справедливость... Вас долго держали в темноте, вас обманывали, но теперь настал час — вы должны видеть, вы должны понять, в чем дело. И между вами есть уже такие, которые уже сумели увидеть и понять. 14 июня самый большой броненосец Черноморского флота «Князь Потемкин-Таврический» поднял красный флаг — знамя революции и навел ужас на правительство.

...К ним присоединились два миноносца и два транспорта. Они явились в Одессу, где шли забастовки, и поддержали забастовщиков против царских войск, напугавши генералов двумя гранатами. Там они похоронили с воинскими почестями убитого товарища. Они призывали всех к борьбе против самодержавия царя и чиновников и не испугались целой эскадры, которая была против них выслана.

Эскадра не посмела вступить в битву и даже один из ее броненосцев, «Георгий Победоносец», стал было на сторону восставших героев, но потом сдался правительству. Грозный броненосец революции ушел, и царская эскадра не посмела преследовать его. Судьба его неизвестна, но если он и погибнет, то не погибнет его великое дело. Он показал, ... что военный мундир могут носить не одни враги народа.

Товарищи! Вот великий пример, которому надо последовать. Солдаты и матросы, пусть красный флаг станет вашим знаменем, пусть враги народа станут вашими врагами, друзья народа — вашими друзьями...