Как я выжил после взрыва в шахте.

Всё, что я расскажу – очень приблизительно. Ибо ни в одном из языков народов мира не существует тех слов, которые смогли бы точно передать смысл и звуки происходившего во время взрыва. Тем более, нет слов, которые могли бы точно передать то состояние тела и органов чувств во время УЖАСА, в котором я находился. Но я, после пережитого опыта, точно знаю, чем УЖАС отличается от СТРАХА...


СТРАХ – это ожидание чего то опасного, с чем человек может справиться, и при концентрации силы воли взять под контроль, а УЖАС – это то, что с тобой уже происходит, за гранью твоих физических и психических возможностей и человек не может ничего предотвратить, не в состоянии контролировать свои действия и свои чувства.
Человек находится в ступоре, в шоке, который отключает все органы, всё его тело и сознание.


Первый взрыв я ощутил на сопряжении шахтных выработок ЮОШ и ЦОШ, на стрелке, в 14.05- 14.10, когда ехал на дизеле для выдачи материалов и оборудования с 7 участка.

 

Я услышал стук, заложило уши, развернулась струя и в лицо полетела инертная пыль и мелкий мусор. Ни повышения температуры, ни дыма не было. Через 3 – 5 секунд струя опять развернулась.

 

Не доезжая до 7 уч. встретил людей, которые сказали, что диспетчер дал указание - всем «на гора», так как на 12 уч. что то случилось и травмировало моториста.

 

Приехав к дизельному депо позвонил по телефону на уч. ВШТ и доложил о положении. Начальник участка передал просьбу директора - остаться и подождать бойцов Военизированной Горно-Спасательной Части, что бы отвезти их на расследование несчастного случая на 12 участок, а Виталию , дизелисту 1 уч., съездить на 12 участок и забрать людей с травмированным. По всем правилам я не должен был оставаться в шахте, но там  были мои товарищи...


Никто тогда не знал, что же на самом деле произошло на 12 участке…


Разогнал три дизеля, стоящих на пути, по другим выработкам, освободив дорогу, помог перевести стрелку для прибывающего дизеля , что бы он мог подвести травмированного с людьми как можно ближе к стволу. И стал ждать.


Второй взрыв произошёл примерно в 15.30 – 15.40


Взрывная волна накрыла внезапно, когда я стоял возле первой кабины дизелевоза и смотрел в сторону ствола. Меня ударило и оторвало от почвы, несколько раз кувыркнуло (и после 40-ка метрового полёта!Состав из 10 людских вагонеток и двух кабин водителя. Каждая вагонетка 4 метра.), впечатало в почву и я оказался между составом и второй кабиной. 

 

Всё это произошло за секунду.


От удара взрывной волны я практически мгновенно оглох и ослеп.


Всё это постепенно выплывало из воспоминаний о том, что могло меня отправить в Ад или в Рай…


По прошествии времени, помню только то, что во время удара о землю, я машинально, инстинктивно, левой рукой, зацепился за людскую тележку и в этот момент по спине, ударило пролетавшим металлическим коробом (60х60 из двойки, для песка), который и забил меня под дизелевоз.

И после этого яркая вспышка света, темнота, оказался как в вакууме, а время остановилось.


К реальности вернула адская боль.


Света не было видно – Тьма.

Время остановилось.

Секунда казалась вечностью - она была сама Вечность.

Нужно добавить, что на поверхности взрыв длиться секунду, а в шахте дольше, потому что газы летят по выработкам как в стволе самого длинного орудия и пламя взрыва подпитывается (поднятой первым взрывом) угольной пылью.


Лёжа под дизелевозом, увидел как мимо, в ревущем мраке, в проблесках трассеров горящих углей, пролетали брёвна, летели куски угля, породы, что то большое – похожее на полувагон, различный металл – летело всё, что не было закреплено.

Потом я вдруг стал наблюдать всё это сверху, со стороны... Возможно это мой мозг начал воспроизводить свои фантомы...


Если бы мой Хранитель не кинул в меня металлический короб, то меня унесло бы и размозжило, порвало, в этом Хаосе вырвавшимся из Ада.


С каждой долей секунды мощь , и температура взрывной волны увеличивалась, и я натянул себе на голову рабочую куртку (так как каска от удара о почву отлетела в сторону, а подтянуть её за кабель фонаря в стрессовой ситуации не сообразил), что бы спасти себя от нараставшего жара. Забило пылью глаза и уши.


Ужас, от того, что сейчас сгорю, заполонил каждую фибру тела, каждый волосок и все эти клеточки моего истерзанного тела кричали – я хочу жить!!!


Опять яркая вспышка, время остановилось, тишина и полный мрак… Разум не хотел этот Ад видеть и слышать - он просто отключился!


Потом опять корёчащая, обжигающая болью реальность.
Задыхаясь не только от угарных газов, смеси мелких фракций , породной, инертной, угольной пыли, но и от невозможности дышать, из-за травматического спазма лёгких, я ползком (левая нога отказала из-за перелома двух поясничных позвонков) ползком дотащил своё изломанное, задыхающееся тело до первой кабины, где на подлокотник был накручен ремень самоспасателя.


С трудом, превозмогая ужасную боль и спазм, сковавший грудную клетку, не позволявший дышать, задыхаясь от угарного газа, сорвал крышку самоспасателя (шахтный противогаз в котором вырабатывается кислород)и стал маленькими глотками наполнять камеру спасателя газово-пыльной смесью, для того, что бы взвести его, что бы пошла химическая реакция. После многочисленных, мучительных попыток (30-40 мизерных кратковременных вдохов)самоспасатель заработал и я включился в него. Помог не только опыт, но и жажда жизни!


На ощупь, в кромешной, густой темноте, которая была осязаемой физически, цепляясь сначала за вагонетки дизелевоза, а потом за края выработки, с огромным усилием воли перебарывая боль,  дотащил себя до шахтного ствола.


Превозмогая неимоверную боль и дыхательный спазм, попросил стволового позвонить горному диспетчеру и доложить, что дизелист Тучковский травмирован, везти бойцов ВГСЧ не сможет и нужна скорая помощь.


Примерно через 10 минут, в шахту, в клети, опустились бойцы ВГСЧ ,которых я и ждал в шахте после первого взрыва, по просьбе директора, полтора часа, дождавшись второго взрыва…


Бойцы ВГСЧ оказали первую помощь, выдали на поверхность и передали работникам медицинской скорой помощи.


Только благодаря тому, что они, по независящим от них причинам, опустились в шахту на 20 минут позже, Судьба улыбнулась им и мне , потому что за 20 минут я бы всех довёз как раз к эпицентру взрыва.

А Смерть караулила другие жертвы…

 

Я точно знаю, что нас спасло провидение, БОГ, Ангел и Любовь наших родных.


После оказания первой помощи, меня обкололи, что бы снять болевой шок.
При опросе, в отделении скорой помощи, на все вопросы, о том, терял ли сознание, отвечал, что не знаю, так как был оглушен и засыпаны глаза, а другие вопросы игнорировал, говорил только о нечеловеческой боли в спине и левом боку и о том, что трудно дышать.


В последствии врачи определили сочетанную травму грудной клетки -перелом 8,9,10,11,12 ребра, три из которых в 2-х местах, переломы  позвонков L3, L4, травма почки -почти оторвалась, травма глаза и ушиб лёгкого.

Боль в грудной клетке локализовалась от позвоночника до паховой области. Врач выкачал из плевральной области лёгкого 150 грамм жидкости.
В связи с переломами  позвонков L3, L4, болел не только поясничный отдел, но и была тянущая боль вдоль левой ноги. С постели вставал с помощью верёвки, которую привязали медсёстры. Первые две недели спал сидя - кружился потолок.
С момента травмы 25.02.2016г до 15.03.2016г держалась температура, кружилась голова, сопровождаемая головной болью в затылочной области.
Часто, сон прерывался ужасами, воспроизводящими все пережившие состояния во время взрыва- как звуковые, так и обонятельные и осязательные.
От нахлынувшего ужаса всегда повышалось потовыделение и начинала болеть голова.
Боль, возникавшая после прерывания сна от ужаса, была разного характера: когда болела вся голова, иногда боль была как от сжимающего голову обруча, иногда в затылочной области, но чаще появлялась боль в височной области. 


В настоящее время в голове постоянно стоит шум, в связи с чем стал хуже слышать, периодически болит голова, в затылочной области, в течении дня.
Стал замечать, что при разговоре стал часто терять канву мысли.
По мнению родных, стал более раздражителен.
При резких скручивающих, круговых движениях тела возникает боль в местах перелома, 10 и 11 рёбра не срослись из-за большого смещения. Спать на левом боку не могу. Когда во сне переворачиваюсь на левый бок, то потом весь день болят рёбра в местах перелома. Засыпать на правом боку то же неудобно – появляется ощущение, что рёбра опускаются на лёгкое, или что-то их притягивает к лёгкому.
Если раньше, головокружение происходило часто, только в лежачем положении, то сейчас иногда при резком вставании или резких наклонах.
При ходьбе, нахождении тела в вертикальном положении, более часа, начинает болеть позвоночник в поясничной области. Если сижу в автобусе с жёсткими сидениями (ПАЗ) то при проезде через «лежачих полицейских» , при сотрясении, в пояснице, возникает острая боль.


Еще, будучи в Сыктывкарской больнице начали отслаиваться ногти и выпадать волосы. После приезда в Воркуту и обращения к терапевту, врач прописала комплекс витаминов для  беременных женщин :)..., после курса лечения ситуация с ногтями и волосами нормализовалась.


Один из врачей, в Сыктывкаре, в приватной беседе, на мои вопросы, жалобы: на головокружения, головную боль в затылке, шум в голове, сказал, что это, скорее всего следствие контузии, причиной которой послужил динамический удар взрывной волны и удар об землю, шок от переломов. Но, так как, к ним, я поступил по справке - как больной с лёгкой травмой, то они соответственно и лечат. Диагноз дали врачи эксперты Воркуты…

Я знаю, что несколько таких "экспертов" посадили, но это не меняет дела, потому что здравоохранение Воркуты полностью зависит от компании Северсталь, менеджерам которой очень не выгодны тяжёлые травмы...

 

Все травмы: 5 рёбер (три из них в двух местах), два поясничных позвонка, ушиб лёгкого, травма глаза, чуть не оторванная почка, полученные мной отнесены к категории лёгких, потому, что являются производственной травмой, а вот если бы я получил все эти травмы за рулём личного автомобиля, или упал на ступеньках подъезда, то такая бытовая травма считалась бы тяжёлой… Вот такие Законы издают Депутаты и такие Положения Министры...
Вот такая коллизия в нашем законодательстве…


Я благодарен всем врачам и медсёстрам Воркуты и Сыктывкара, Брянска, Набережных Челнов, которые меня лечили. Их профессионализм и доброта, помогли нам , оставшимся в живых после взрыва, выжить.


2016г 22 июня была МСЭК…

Они сказали, что мои переломы купируются и я должен ещё месяц лечиться...

Определят ли они мне утрату трудоспособности или инвалидность, либо признают  меня акробатом и циркачём, который, пролетев более 40 метров, не ударился головой, а приземлился на ноги, со всеми вытекающими последствиями?:)…

 

Выиграл суд - с помощью судебно медицинской экспертизы, проведённой экспертами Санкт-Петербурга, травму переквалифицировали из лёгкой в тяжёлую...

 

В 2017 МСЭ - дали 30% утраты трудоспособности...

 

В январе 2019 РКБ Казани направили мои снимки и анализы с историей в Институт травматологии гСанкт-Петербурга.

Несмотря на всё, что мне досталось, я рад, что мне достался 3-й вариант, а не первый или второй. При первом варианте я покойник, при втором неподвижный инвалид.

После взрыва, в Набережных Челнах умерла моя сестричка Аня, от острого инфаркта миокарда, и её дочка Полина стала круглой сиротой. Вот так распорядилась небесная канцелярия... Наверное поэтому мне досталась Жизнь.

Переехал из Брянска в Челны и оформил опекунство. 

Сей опус я писал в течении года после взрыва.

Дай Бог, вам всем, не испытать того, что испытал я. Здоровья и удачи!

Радуйтесь каждой минуте жизни!

Будем жить!


С уважением, В.Тучковский