Азербайджанская армия отрабатывает разрушительный удар

На модерации Отложенный

Начавшиеся 19 июня широкомасштабные учения азербайджанской армии закончились боевыми стрельбами. Как сообщала пресс-служба Минобороны Азербайджана, на учениях отрабатывалась тактика использования трех огневых ударов при прорыве глубокоэшелонированной обороны противника.

Это означает, что по глубокоэшелонированной обороне противника в ходе огневой подготовки в три этапа будут наноситься удары из всех видов ракетного и артиллерийского вооружения, бронированной техники и авиации. Эти огневые удары предназначены для полного подавления противника.

В Генштабе ВС Азербайджана при планировании этих крупномасштабных учений безусловно учли опыт четырехдневной войны в Карабахе. В чем же заключался этот опыт?

В ходе апрельских боев, как это признают и сами армяне, азербайджанская армия в течение часа в северо-западном и южном направлении прорвала оборону противника, которая долгие годы укреплялась в инженерно-саперном отношении. И хотя нет широких сведений об этой операции, есть факты и нюансы, которые позволяют сделать выводы о том, как в апреле развивались события на линии фронта.

Стало известно, что противник в своей тактической глубине сосредоточил дополнительные силы и технику (то есть, вывел свои резервные подразделения на рубежи перехода в атаку) для того, чтобы внезапным ударом захватить некоторые азербайджанские населенные пункты. Узнав о планах противника, азербайджанская армия нанесла упреждающий контрудар, основной частью которого и стала артиллерийская подготовка по укрепленной обороне противника.  

В современных войнах артиллерийская подготовка является начальным компонентом наступательных операций. Из слов армянских офицеров стало ясно, что особенно сильная артиллерийская подготовка была проведена в южном направлении (Физули – Джебраил). Для ударов по противнику были использованы различные реактивные системы залпового огня, артиллерия и минометы различных калибров. По позициям противника были нанесены сокрушительные и интенсивные артудары. (Армянская сторона до сих с изумлением отмечает тот факт, что если в ходе всей первой карабахской войны Азербайджан использовал 100 тысяч боеприпасов, то только за четыре дня боев в начале апреля азербайджанская армия выпустила по врагу 30 тысяч снарядов и ракет).

 

В результат столь массированной артиллерийской подготовки перешедшие в атаку танковые и пехотные подразделения в кратчайшие сроки овладели переднем краем противника. Речь идет о переднем крае протяженностью в 40 километров.

Очень эффективная артиллерийская подготовка была проведена и на северо-западном направлении. После этой артподготовки спецназ внезапным ударом в течении 1-2 часов захватил позиции противника в направлении сел Талыш и Сейсулан.   

Остается военной тайной та боевая задача, которая была поставлена Генштабом подразделениям, участвовавшим в контрнаступательной операции. С этой точки зрения невозможно однозначно ответить, почему после прорыва обороны противника подразделения азербайджанской армии не продолжили наступление, а закрепились в тактической глубине обороны. Может быть, атакующим подразделениям ставилась именно эта задача, и в таком случае можно считать, что эта задача была полностью выполнена.

Однако самым важным итогом этой контрнаступательной операции может считаться то, что в течение кратчайшего времени на широкой полосе была прорвана глубокоэшелонированная и укреплённая оборона противника. Это вызвало панику в рядах противника, и лишь только то, что азербайджанская армия не продолжила наступление, а перешла к обороне на захваченных позициях противника, позволило армянам перегруппироваться и отойти на новые оборонительные позиции.

Согласно военной науке, в любой наступательной операции самым сложным этапом считается прорыв обороны противника. В нынешней ситуации, в достаточно сложных географических условиях, прорвать оборону армян было очень сложной задачей.

По той причине, что армяне укрепляли свою оборону свыше 20 лет. Оборонительные позиции армян были очень хорошо оборудованы в инженерно-саперном отношении и располагались на господствующих высотах. Отметим, что азербайджанская армия в этой операции задействовала лишь незначительную часть своего арсенала и к выполнению боевых задач были привлечены всего две бригады, однако задачи были полностью выполнены.

Естественно, невозможно проводить боевые операции полностью так, как они были спланированы. На поле боя всплывают все недостатки заранее подготовленных планов. И несомненно, что Минобороны, специалисты Генштаба, составляя новые планы наступательных операций и подготавливая сценарии учений, учитывают опыт, приобретенный в четырехдневной войне. Потому что бои в начале апреля были разведкой боем, в ходе которой помимо возможностей азербайджанской армии, были проверены на прочность и оборонительные позиции противника.

Но нельзя называть апрельские бои блицкригом или же широкомасштабной наступательной операцией, как это утверждают армяне. Потому что в этой операции участвовали прифронтовые бригады, частично были задействованы силы специального назначения и минимальная часть арсенала азербайджанской армии. И практически не была задействована азербайджанская авиация, подавляющее превосходство которой над армянской давно подчеркивают все аналитики и военные эксперты мира.

Сценарий прошедших крупномасштабных учений говорит о том, что операции азербайджанской армии по освобождению оккупированных территорий в будущем будут гораздо более масштабными, и с точки зрения огневых ударов, будут несколько раз более разрушительными. Как сообщала пресс-служба Минобороны, согласно условиям сценария учений, для прорыва укрепленной обороны противника на первом этапе огневого удара были задействованы танки и другая бронетехника, стрелявшие прямой наводкой, минометные батареи, дивизионы самоходной артиллерии, батареи тяжелых огнеметных систем и другие артиллерийские подразделения.

На втором этапе огневого удара была задействована авиация. Этот этап огневого удара наносили бомбардировщики и ударные вертолеты.

На третьем этапе огневого удара вновь были задействованы танки и другая бронетехника, стрелявшие прямой наводкой, минометные батареи, дивизионы самоходной артиллерии, батареи тяжелых огнеметных систем и другие артиллерийские подразделения.

Другими словами, сценарий учений показывает, что для прорыва обороны противника будет наноситься не один традиционный огневой удар, а три. 

На учениях также отработан сценарий высадки десанта на горных перевалах при помощи вертолетов.

Высоко оценив учения, министр обороны Закир Гасанов отметил, что на них была учтена мощная оборона условного противника и поэтому широко применены новейшие виды вооружений. С учетом наличия на вооружении азербайджанской армии разрушительных видов вооружения, не сложно предугадать, чем обернется для противника широкомасштабное наступление.

С точки зрения военной науки, для преодоления обороны противника необходимо наличие большого количества боевой техники и огневых систем. К примеру, для преодоления хорошо укрепленной линии фронта шириной в 1 километр необходимы 30-40 танков и более 200 артиллерийских систем.

Во время апрельских боев азербайджанская армия с использованием меньших средств смогла пробить оборону врага на более широком участке линии фронта. А это в свою очередь развеяло миф о непроходимости армянской линии обороны. На нынешних учениях азербайджанская армия учла опыт апрельской войны и отработала еще более разгромный удар по обороне врага.

Иными словами, последние учения азербайджанской армии показали, что во время возможной широкомасштабной операции по освобождению оккупированных земель на театре боевых действий появится армия, использующая более усовершенствованную тактику нападения.