«Заревела, визжу в панике». Как живут граждане России, уехавшие в Армению?

На модерации Отложенный

Во время беседы в кафе 24-летний Артём из Краснодара стеснительно говорит, что закажет только воду. В итоге на неё не хватает денег. Я беру ему кофе и сэндвич. «Извините, — говорит парень. — Я почти на нуле. Честно говоря, не знаю, что делать. Уехал 2,5 месяца назад. Заплатил за билет в Армению 40 тысяч, с собой было ещё 50: всё, что нашлось у родителей в “заначке”. Возможно, лучше было бы на автобусе, но испугался сложностей с границей». Перебравшись на армянскую землю, Артём какое-то время находился в прострации. «Поселился в маленькой гостиничке. Просто пару недель лежал на кровати, приходил в себя. Затем стали приходить мысли: а на что здесь жить?» В Краснодаре Артём работал менеджером в салоне связи, продавал телефоны. «Зарплата небольшая, но родители подбрасывали. Тут стал искать работу на “удалёнке” — вообще нет. Сейчас у отца и матери с деньгами плохо, рассчитываю только на себя: покупаю хачапури и ем его целый день. Я не ожидал, что в Ереване жизнь такая дорогая... Уезжал, думал, стану здесь королём мира, как “дауншифтеры” в Таиланде». Согласно подсчётам, в этом году в Армению переехало более 100 тысяч граждан России. Обозреватель aif.ru узнал, кому удалось устроиться отлично, а кому вскоре придётся возвращаться назад.

Фото: АиФ/ Георгий Зотов

«Русские платят больше»

Я въезжаю в Армению по российскому внутреннему паспорту. Пограничник, проверяющий документы, отлично говорит по-русски. Из аэропорта отправляюсь в город на такси, оплата списывается с карты «Мир» — как и раньше, до санкций. Дешёвую гостиницу найти непросто — я поселился в скромном номере за 3 тысячи рублей, и это большая удача. Раньше за такие деньги посуточно сдавали двухкомнатную квартиру с евроремонтом. Цены с приездом тысяч граждан России резко выросли, аренда жилья взлетела до небес — за небольшую «студию» в Ереване нынче просят не меньше 30 тысяч в месяц. «Меня попросту выселили из квартиры, — жалуется студент Карен Абгарян. — Хозяйка сказала: “Русские платят в два раза больше, у тебя столько нет: собирай манатки — и до свидания”». Город обклеен объявлениями о поиске работы жителями России, приехавшими в страну: «Ищу место няни, русскоязычная», «Преподаю русский язык как частный репетитор», «Готовлю к поступлению в институт на русском языке». С трудоустройством в республике существенные проблемы, но это было известно не всем.

Фото: АиФ/ Георгий Зотов

«Мясо кладут на мясо»

«До меня не сразу дошло, что страна крохотная, меньше трёх миллионов населения — и рынок труда здесь маленький, — поясняет преподаватель английского из частной школы в Петербурге, 28-летний Алексей Макаров (имя изменено — прим. авт.). — Каждый год из Армении уезжают 30-40 тысяч человек — в Россию, США, Францию. Я узнал, что в РФ работает миллион армян, каждый год они шлют домой миллиард долларов. Некоторые мои коллеги, прибыв в Ереван, сидели сложа руки и ждали, что к ним придут предлагать зарплату в 200 тысяч рублей. Глупо! У армян скромные доходы, иначе они бы страну не покидали. Зато всегда требуются врачи и учителя: ведь свои спецы отбыли в Россию за лучшей долей. Сейчас мы заняли их места». Алексею в Ереване почти всё нравится, но раздражает, что, по его словам, «в магазинах нет нормального кофе». Я удивляюсь: как это, ведь Армения — кофейная страна. Он объясняет: армянский кофе для него «специфичен». Также он не в восторге от выбора продуктов. «Я веган — давно не ем мяса, яиц, мёда, не пью молока. А армяне даже бутерброды, наверное, так делают — мясо кладут на мясо. С трудом нашёл чёрт знает где магазинчик веганских продуктов, и все они из России».

Фото: АиФ/ Георгий Зотов

«Ужас, тут война»

Лично мне это поразительно, но большинство опрошенных мной эмигрантов признались — до переезда они понятия не имели о проблемах Армении с Азербайджаном. «Я тогда в истерике была, — признаётся мне 22-летняя Екатерина из Белгорода, переехавшая со своим парнем в Ереван два месяца назад. — Просыпаюсь с утра, и по телевизору новости — бои в Сюникской области, азербайджанцы наступают. А это всего 300 километров от Еревана! Заревела, визжу в панике, побежала вещи собирать — мой жених еле меня успокоил. Зачем мы переезжали сюда, если здесь идёт масштабная война? Почему в России никто этого не знает?» Я вздыхаю.

«Ну, как не знает, — объясняю довольно мягко. — Собственно, конфликт между Арменией и Азербайджаном начался ещё до распада СССР. Два года назад разразилась война с применением артиллерии и авиации, погибли тысячи людей». Катя смотрит на меня широко раскрытыми глазами. «Какой ужас, — произносит она. — Короче, мы решили отсюда уезжать. Не знаю пока куда». Я спрашиваю, читает ли Екатерина новости в интернете. «Нет, — смущается она. — Я в основном “залипаю” в сети Инстаграм*, тем более она в Армении не заблокирована».

Фото: АиФ/ Георгий Зотов

Обсчёт на сто рублей

На улицах Еревана везде слышна русская речь, всюду гуляет множество людей европейской внешности. Армяне относятся к гостям из России любезно и дружелюбно: тем более что почти все жители республики прекрасно знают русский язык. Меню в общепите тоже переведено на русский, но это было и прежде. Рубли берут по хорошему курсу в любом «обменнике», а в аэропорту при покупке в duty free (учтите при отъезде) курс и вовсе шикарный. Карты «Мир» принимаются без проблем — в отличие от тех же Узбекистана и Казахстана. Правда, приехавшие не очень разбираются в армянской денежной единице — драме, и это приводит к неприятным инцидентам. 1 рубль стоит 6,25 армянских драма, переводить не так легко. Меня в первый вечер обсчитали на кассе в супермаркете близ моей гостиницы. Там было всего восемь рублей, и я не обратил внимания. Следующим утром (явно воодушевившись) кассирша попробовала обсчитать уже на 100 (!) рублей. Я указал ей на «ошибку». Девушка неохотно вернула деньги и буркнула, что приехало полно народу из России, у неё много работы, и она устаёт.

Фото: АиФ/ Георгий Зотов

«Монастыри им не нужны»

«Экономика Армении в текущем году выросла на 15%! — сообщает финансист Самвел Мкртчян. — И это произошло именно благодаря деньгам, которые привезли сюда жители России, а также бешеному спросу на жильё и посещению ресторанов. Ваших айтишников встречают с распростёртыми объятиями». «И я, и много моих знакомых в Ереване (в основном те, кто работает удалённо) устроились очень неплохо, — рассказал мне IT-специалист (а также писатель и бард) Тим Скоренко, улетевший в Ереван в марте. — Думаю даже о получении гражданства. Есть, конечно, среди эмигрантов и недовольные — в том числе “киношники”, поскольку огромных бюджетов для производства фильмов в Армении попросту нет». В числе недовольных, пожалуй, ещё и работники туризма. 30-летний Михаил Харченков, возивший в рамках «авторских туров» группы туристов в Армению из Москвы, после переезда в Ереван выяснил — граждане РФ, переселившиеся сюда, не горят желанием осматривать достопримечательности. «У людей и времени нет, и карманы пусты, — вздыхает он. — Монастыри им без разницы, про армянские винодельни они не знают». Сотрудник нефтяного концерна, 33-летний Олег Помазов, улетевший в Ереван в сентябре за бешеные деньги, на следующей неделе собирается домой. «Здесь для меня работы не нашлось, — улыбается он. — Ну, нет вот в Армении нефти, что поделаешь!»

Георгий Зотов