Медсестра Анюта

  Много лет назад, в 1967  году,  на всесоюзном радио началась трансляция  радиопередач «Встреча с песней».  Звучала она  вечером  примерно раз в 2 недели, по субботам.
Ведущий Виктор Татарский негромким голосом зачитывал письма от радиослушателей, в которых они рассказывали истории о своей жизни и запомнившихся им песнях. Истории эти были очень разными, да и песни вспоминались тоже разные: старинные романсы, народные, военные и т.д.
  Передачу отличала  какая-то особая, доверительная  интонация ведущего, трогали сердце  искренние и задушевные письма радиослушателей, которые в эфире зачитывал Виктор Татарский. Да и  многие песни, звучавшие в этой радиопередаче,  были малоизвестными и  нечасто исполнявшимися тогда по радио. Передачу эту я сразу полюбил и старался не пропускать ее трансляций. Сколько же тогда было чудесных, проникновенных песен, особенно военной поры…
  И вот однажды ведущий зачитал письмо какого-то ветерана Великой Отечественной войны, рассказавшего о своем тяжелом ранении и о том, что ему запомнилась песня «Медсестра Анюта», услышанная им в госпитале. Потом прозвучала и сама песня, сразу запавшая мне в  душу. Простая мелодия и сердечная  манера исполнения под звуки гармони,  и сам текст песни трогали до слез.

  Задушевный голос солиста выводил:
 
«Был я ранен, и капля за каплей
 Кровь горячая стыла в снегу,
 Наши близко, но силы иссякли,
 И не страшен я больше врагу…»

  Мне тогда удалось запомнить  только несколько слов этой песни…

 Потом долгие годы снова услышать ее мне не удавалась, хотя  эта песня оставила глубокий след в памяти  и сердце,  и я неоднократно пытался найти ее слова.
С эпохой интернета это, наконец-то  стало возможным.

Пожалуйста, посмотрите на фото, прочитайте  текст, а потом  и «послушайте сердцем» саму эту  песню:

МЕДСЕСТРА АНЮТА 

«Нашу встречу и тот зимний вечер 
Не забыть ни за что, никогда. 
Дул холодный, порывистый ветер, 
Замерзала во фляге вода. 

Был я ранен, и капля за каплей 
Кровь горячая стыла в снегу... 
Наши близко, но силы иссякли, 
И не страшен я больше врагу. 

Мне столетьем казалась минута... 
Шел по-прежнему яростный бой. 
Медсестра дорогая Анюта 
Подползла, прошептала: "Живой! 

Отзовись, погляди на Анюту, 
Докажи, что ты парень-герой, 
Не сдавайся же смертушке лютой, 
Посмеемся над нею с тобой!" 

И взвалила на девичьи плечи, 
И согрелась во фляге вода. 
Нашу встречу и тот зимний вечер 
Не забыть ни за что, никогда!»

Музыка Ю.

Слонова
Слова М. Французова

http://www.youtube.com/watch?v=QBFovMLTpos


 Теперь уже можно рассказать про песню  подробнее.
Она  была написана весной 1942 года. Первым ее исполнителем был старшина 2-й статьи Викентий Масловский, в сопровождении оркестра Черноморского флота. 
  Песня очень скоро распространилась по всему Причерноморью, хотя и не была записана на грампластинку, не исполнялась на радио. Единственными ее публикациями были сборник «Песни черноморцев», выпущенный в Сухуми, да листовка, отпечатанная небольшим тиражом в том же 1942 году севастопольским Домом офицеров флота. 
Потому долгое время песня эта считалась фольклорной.  
Потом ее исполнял Владимир Нечаев.

«Новые песни придумала жизнь», писал когда-то Михаил Светлов. И сегодня, невольно сравнивая ТАКУЮ песню с дерьмовой попсой типа «ты целуй меня везде, я ведь взрослая уже», заполняющей  наш радиоэфир, понимаешь, как много и безвозвратно мы потеряли…

На фото: медсестра склонилась в окопе над  раненым бойцом. 
За ее левой рукой видны пилотки 2-х бойцов (в укрытии), еще один боец в окопе ведет огонь из винтовки. Обратите внимание на оружие, которое она с бруствера тянет левой рукой в окоп: это трехлинейка 1891/30 и карабин 1938 года (ими обычно вооружались пулеметные расчеты). Оружие раненых  тоже полагалось выносить с поля боя, вместе с ними.  Все еще без погон, значит, это ранее 1943 года.