Путин на коне или на грани поражения?

Этой осенью россияне пойдут на выборы, в ходе которых изберут новых депутатов в Государственную думу — первые национальные выборы после выборов в Госдуму 2011-го и президентских выборов 2012 года.

Президент России Владимир Путин и его соперники знают, что партия «Единая Россия» сохранит свою недосягаемую позицию. Но количество голосов — не самый важный элемент.

После подсчета голосов в 2011 году Центральная избирательная комиссия (ЦИК) объявила, что «Единую Россию» поддержали 49,32 процентов избирателей. Многие сочли это надутым результатом, после чего пронеслась волна протестов, на которых вылился антиправительственный гнев.

Так разожгут напряженность или укрепят стабильность предстоящие сентябрьские выборы? Усилят или ослабят они существующую систему?

В настоящее время идут предвыборные кампании, и Путин оказался в необычной, даже в парадоксальной политической позиции. Захватом Крыма в 2014-ом и вмешательством в Сирию в 2015 году, нынешняя российская власть выглядит как самая сильная и успешная со времен холодной войны.

В то же время страна находится в большей изоляции на международной арене, чем было в течение многих десятилетий.

Путин сталкивается с подобной проблемой на экономическом фронте. Лидер, который по мнению многих россиян повысил уровень жизни, теперь уже не может обещать возврат к хорошим временам.

Эти противоречивые факты породили очень разрозненные оценки политических перспектив и намерений Путина, как среди российских, так и среди зарубежных наблюдателей.

Некоторые считают его позицию неоспоримой. Для них переизбрание Путина в 2018 году предрешено. Они видят в нем «пожизненного президента», создавшего достаточную безопасность, чтобы игнорировать давление, которое может заставить другого лидера изменить свой курс.

Однако, другие утверждают, что крах всей путинской системы неизбежен, и, возможно, он уже не за горами.

Один уважаемый российский аналитик, Николай Петров, недавно написал, что режим может рухнуть в течение года. Политтехнолог Глеб Павловский считает, что президент будет переизбран в 2018 году, но после этого он видит риск растущей нестабильности.

Так что же получается, Путин на коне или на грани поражения? На каждый вариант есть много доказательств.

Положительные стороны Путина

По данным российской независимой исследовательской организации «Левада-Центр», у президента России по-прежнему высокий рейтинг одобрения — 80 процентов. До 2013 года его рейтинг постепенно падал, но благодаря возвращению Крыма в 2014 году он снова перешагнул за отметку 80%.

Некоторые полагают, что националистические настроения снабжают Путина необходимой поддержкой, которая в будущем может спасти его от неудач.

Политическая сила Путина (и неверные прогнозы о скором крахе его режима) — это слабая реформистская оппозиция. Жесткие законы о выборах отстранили реформистских кандидатов от голосования, кроме одной из региональных гонок прошлой осени, на которой у них так ничего и не вышло.

В начале этого года оппозиционные группы объединились и сформировали «демократическую коалицию», но их усилия почти сразу же пошли насмарку.

Сторонники антикоррупционного активиста Алексея Навального, которого Кремль держал под домашним арестом, вскоре покинули новую организацию. Лишь небольшое число избирателей приняли участие в онлайн-праймеризе партии, которое отменили после явного взлома и последующей утечки личных данных проголосовавших.

Власти смогли ограничить работу наблюдателей за выборами и доступ к СМИ оппозиционным деятелям. По телевидению даже показали интим-видео с участием председателя либеральной партии «ПАРНАС» Михаила Касьянова, что тут же сделало его объектом общественных насмешек.

Вполне возможно, что в новую Думу войдут только четыре «новых» дружественных Кремлю партии: «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ и ЛДПР Владимира Жириновского.

Если либеральные кандидаты хотят получить хоть какой-то шанс, то им нужно будет сосредоточить свое внимание на нескольких одномандатных округах. (На этих выборах половина депутатов будут избираться по пропорциональной, а другая половина по мажоритарной системе).

Последние тенденции энергетического рынка снабдили Путина третьим положительным моментом. Между 2013 и 2015 годами падение цен на нефть сократило годовой доход России от экспорта черного золота и газа на целых 60 процентов. Теперь, когда цены на нефть устаканились (на данный момент) около $50 за баррель, стало легче рассчитывать бюджет (и антициклические государственные расходы) в преддверии президентских выборов 2018 года.

И наконец, Путину также может помочь ряд российских дипломатических инициатив. Он получил широкое международное признание, утверждая, что основная ответственность за продолжающееся насилие на востоке Украины и препятствие в реализации минских соглашений лежит на украинском правительстве.

Прошлогоднее военное вмешательство Путина в Сирию принесло России еще один геополитический плюс. Частота и объем западной критики в отношении российской политики постепенно утихли. Был восстановлен регулярный диалог на уровне министров иностранных дел, а также некоторые военные рабочие контакты между Москвой и Вашингтоном.

Проблемные стороны Путина

Несмотря на все эти позитивные факторы, существует множество и отрицательных сторон. Обязательства Путина пока еще не сигнализируют опасность для нынешнего политического строя, но они указывают на проблемы, которые являются более серьезными, чем те, с которыми он столкнулся на сегодняшний день.

Наиболее очевидная негативная сторона — вялая экономика. После снижения ВВП на 3,7 процента в 2015 году, российские политики — в том числе сам Путин — выразили уверенность в нормализации ситуации в 2016 году. Но этого не произошло.

Самый последний прогноз Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) ухудшил падение ВВП России в 2016 году на 1,7 процентов (прогнозы МВФ более оптимистичны, но в целом аналогичны). Ожидается, что Европейский союз продлит срок действия санкций, по крайней мере до конца 2016 года.

В преддверии сентябрьских выборов, Россия может оказаться на пороге третьего года рецессии.

Путин предупредил, что без новых инициатив рост будет равен нулю, и попытался взять на себя лично борьбу с коррупцией. Несмотря на то, что он назначил своим советником по экономике бывшего министра финансов Алексея Кудрина, этот шаг ни чуть не успокоил критику в отношении политики Кремля.

Для возобновления экономического роста, Кудрин настаивает на восстановлении законности и других политических реформах. В преддверии накала избирательной кампании, критика в сторону экономического управления Путина от оппозиции ни чуть отличается от критики его самого близкого советника. Кудрин даже раскритиковал внешнюю политику, призывая Путина снизить «геополитическую напряженность», которая наносит ущерб экономике.

Экономический застой не рассматривается президентом и его окружением как простой вопрос. На своей ежегодной «Прямой линии» в апреле, Путин столкнулся с многочисленными жалобами разгневанных граждан, которые далеко выходят за рамки материальных обид.

Россияне указывают президенту на злоупотребление властью чиновниками. Порабощение рабочих на рыбоперерабатывающем заводе Дальнего Востока и обман инвесторами среднего класса в сфере недвижимости — это лишь два из огромного списка правонарушений, которые цитировались в ходе программы. Все это стало возможным благодаря безразличию или сговору государственных чиновников.

Для решения этих ужасных проблем, Путин подготовил себе новую предвыборную тему — приоритет национальным интересам во внешней политике. За более чем три с половиной часа разговоров о российских проблемах, как дома, так и за рубежом, именно Путин последовательно снижал националистическую риторику, настаивая на том, что решение повседневных тягот и несправедливости, с которыми сталкиваются обычные граждане, должно стать главным приоритетом.

В недавнем опросе «Левада-Центра» шаткая популярность «Единой России» упала до 35 процентов — еще один негативный момент для Путина. Совсем недавно Кремль ввел ряд новшеств, призванных усилить общественный энтузиазм в отношении правящей партии и узаконить результаты выборов. Для отбора кандидатов в Госдуму от «единороссов», были проведены внутрипартийные выборы в американском стиле (праймериз), а в марте месяце президент назначил бывшего Уполномоченного по правам человека Эллу Памфилову председателем Центральной избирательной комиссии РФ.

Тем не менее, эти меры не принесли ощутимых результатов. Явка избирателей в праймериз оказалась на половину меньше заявленной. Чтобы не идти против Кремля, Памфиловой пришлось аннулировать выборы в пригороде Москвы, ссылаясь на многочисленные нарушения местных чиновников.

Руководство правящей партии начало признавать, что «Единая Россия» может быть далека от большинства в сентябрьском голосовании по партийным спискам, по сравнению с 2011 годом.

Последнее нововведение в стратегии Кремля, которое раскрывает его беспокойство перед выборами — создание Национальной гвардии. У этого формирования правоохранительных органов, которое будет находится непосредственно под контролем президента, имеется зловещий и разрекламированный правовой мандат — стрелять по демонстрантам.

Перспективы

По мере приближения сентябрьского голосования главная сила Путина заключается в его личной популярности. Его самая большая уязвимость состоит в том, что в этих выборах он не находится в избирательном бюллетене.

В ответ на просьбу сделать выбор между ним и его соперниками, российские избиратели уже давно готовы поддержать его. Но, учитывая возможность высказать свое личное мнение и его отсутствие в голосовании, выбор может быть непредсказуемым.

Кремль явно надеется узаконить кампанию в стадии реализации, и ее результаты. Он постоянно напоминает избирателям, что президент понимает их обиды, но не готов позволить результату опереться только на одни их положительные отзывы.

Чтобы добиться желаемого результата, Путин и его окружение, похоже, готовы пожертвовать легитимностью в обмен на стабильность. Но то, чего они не могут знать больше внешних наблюдателей — как и когда обман легитимности может привести к стабильности.

Даже учитывая все препятствия от противников, Путину не нужно беспокоиться, ведь он все равно займет первое место. Но он не может быть полностью уверен в том, что победный результат это истинная воля народа.

По этой причине, и принимая во внимание потрясения 2011 и 2012 годов, он и его советники продолжают беспокоится. Как заявил глава ВЦИОМа Валерий Федоров (финансируемой государством Всероссийский центр изучения общественного мнения):

— Ни одни российские выборы не обходится без сюрпризов.