И самой грозной опасностью для юных экстремалов он считал не акул, не горилл и даже не крокодилов, а злого разбойника Бармалея, кушающего детей. Почти век прошёл с тех пор, а проблема каннибализма на Чёрном континенте не стала менее актуальной. Человечиной не брезгуют не только нищие, вечно голодные аборигены, но и их вполне обеспеченные иной пищей вожди.
В столь экзотических гастрономических пристрастиях были замечены или подозревались президент Заира Мобуту Сесе Секо, вождь либерийского племени кран «генерал» Джошуа Блайи, диктатор Уганды Иди Амин и другие высокопоставленные лица некоторых африканских государств. Но первое место в этом паноптикуме людоедов, бесспорно, занимает президент Центральноафриканской Республики Жан-Бедель Бокасса.
Средство для храбрости
Точно не известно, когда пристрастился к человеческому мясу мальчишка из многодетной семьи старосты одной из деревень племени мбака. Возможно, его соплеменники употребляли такой деликатес в ритуальных целях, но это было дозволено только взрослым. Так что впервые Бокассу застукали за этим делом в зрелом возрасте.

Осиротев в шесть лет, Жан-Бедель воспитывался родственниками, которые готовили его в священники. Подобная карьера ничуть не прельщала парня, и он в 1939 году поступил на службу в колониальные войска французской армии. В 1944 году участвовал в высадке войск антигитлеровской коалиции на юге Франции, затем воевал на Рейне. Окончание Второй мировой войны встретил в Нормандии в чине старшего сержанта. В 1949 году Бокасса окончил офицерскую школу в Сенегале. В 1950-1953 годах участвовал в Индокитайской войне. Воевал он, очевидно, неплохо, поскольку за боевые заслуги был награждён орденом Почётного легиона и Лотарингским крестом.

Но главный свой подвиг Бокасса совершил в джунглях Вьетнама. Во время одного из рейдов взвод потерял своего командира. В поисках его прочёсывали лес целую неделю. А потом бойцы обнаружили дымок костра, у которого преспокойно сидел их взводный и жарил мясо. С ужасом солдаты поняли, что Жан-Бедель решил употребить в пищу захваченного в плен вьетнамского партизана. Сам он не видел в этом ничего особенного — напротив, с гордостью признался, что сначала съел сердце и печень врага, чтобы «получить чужую храбрость».

После этого командование поспешило избавиться от храброго людоеда, без лишнего шума отправив его в Африку.

Любовь к «сахарной свинине»
В полной мере удовлетворить свою любовь к «сахарной свинине» (так Бокасса называл человеческое мясо) он смог, став президентом Центрально-африканской Республики в результате военного переворота, свергнув, между прочим, своего кузена Давида Дако, которому был обязан возвышением. А позже Жан-Бедель провозгласил себя императором Центральной Африки, устроив себе пышную коронацию, в деталях повторяющую церемонию восшествия на престол Наполеона. На это мероприятие он ухлопал четверть бюджета своей страны.

Праздник коронации проигнорировали приглашённые Бокассой президенты некоторых европейских стран и папа римский, но зато дворец новоиспечённого императора почтили своим присутствием немало чёрных и белых дипломатов, бизнесменов, кинозвёзд. Присутствовали здесь и полсотни заключённых дворцовой тюрьмы — люди, имевшие неосторожность вызвать недовольство Бокассы. Вообще-то с ними обходились на удивление мягко: обильно кормили, выгуливали — но лишь для того, чтобы подать к столу в виде особых мясных блюд в торжественный день.
Знаете ли вы что…
Президент Заира Мобуту регулярно отправлял своё личное стадо породистых коров на выпас из Африки в… Южную Америку. Для доставки стада туда и обратно использовались государственные транспортные самолёты.

В иных случаях Бокасса со своими врагами не церемонился. Он попросту всаживал им в глаз острый наконечник своей знаменитой трости из эбенового дерева и слоновой кости, с которой не расставался. А потом превращал убиенных в «сахарную свинину». Своих политических оппонентов людоед употреблял в пищу с особым удовольствием. Не брезговал и приближёнными. К примеру, одного из надоевших министров император приказал зажарить, нафаршировав рисом, и пригласил на обед семью этого несчастного.

Во время правления Бокассы людоедство вошло в моду. Каннибалами были и многие из его приближённых. Обыденным явлением стали исчезновения молодых девушек и детей, которых затерроризированные подданные даже не пытались искать, — гастрономические пристрастия вождя и его свиты давно уже не были секретом.

В поисках новых вкусовых ощущений каннибал стал поедать представителей разных профессий. Он сожрал даже единственных в стране учёного-математика и врача-стоматолога. Самым пикантным блюдом стала победительница первого в стране конкурса красоты.
Поцелуй взасос
В зарубежные поездки Бокасса брал с собой консервированное мясо. Его повар Филипп Ленгис придумал способ, как сохранять «сахарную свинину» свежей по несколько месяцев. Питался Жан-Бедель этими консервами и во время поездки в СССР.

28 августа 1973 года почётный гость, президент прогрессивной африканской страны посетил пионерский лагерь «Артек». Темнокожий человек очаровал всех непринуждённым обращением: он веселился вместе с артековцами, пел песни своей страны, научил детишек африканской кричалке и даже был принят в почётные пионеры. Сам он, должно быть, поглядывал в это время на вполне упитанных мальчишек и девчонок в красных галстуках с плохо скрываемым вожделением. Ведь дети были его любимой пищей.

Незабываемое впечатление произвела на Бокассу встреча с генеральным секретарём ЦК КПСС Леонидом Брежневым. Особенно ему понравился традиционный поцелуй взасос. Настолько понравился, что Жан-Бедель ввёл этот ритуал у себя на родине. Вернувшись домой, Бокасса перецеловал всех своих министров. Он говорил, что ему приятен вкус человеческой кожи. Кроме того, так можно узнать, не замышляет ли приближённый что-то против своего вождя: если губы мокрые и расслабленные — значит, этому человеку можно доверять, если же сухие и горячие — тут уж впору насторожиться.

Яблочко от яблони
Мечтой каннибала было собрать уникальный гарем — по одной женщине из каждой страны земного шара. Но до своего свержения он успел завести только 19 жён, которые родили ему 77 детей. Принцы росли в обстановке своеволия. К примеру, ни одна из женщин не имела права отказать им в сексе. Многих из своих детей Бокасса даже не помнил в лицо и опознавал их только по золотому значку со своим портретом, который отпрыски обязаны были носить на груди.

По стопам отца пошёл один из них — студент Сорбонны, наследный принц Антуан Жан-Бедель Бокасса. В начале 1980-х полиция, сделав обыск в его квартире, обнаружила холодильник, заполненный женскими грудями, вырезкой с живота и бёдер, хрящами ушей и носов молодых женщин. Под кроватью и в постели наследного принца были обнаружены шесть до блеска отполированных черепов.
Первой жертвой юного каннибала стала его любовница, студентка Дорис. Она довольно долго встречалась с принцем и, очевидно, мечтала выйти за него замуж. Но Антуан расстроил эти матримониальные планы. Задушив девушку во время сна, он сделал её лакомым блюдом.

Французская жёлтая пресса смаковала отрывки из допросов Бокассы-младшего: «Я наслаждался, поедая её парное мясо, особенно печень и сердце, так как, по нашим африканским поверьям, это означает, что ты становишься мужественнее и храбрее… Столовой ложкой я съел в сыром виде её мозг — чтобы быть умным и хитрым, как женщина. В последующем всех новых девушек, которых я приводил к себе домой, я угощал бифштексами, приготовленными из мяса не только Дорис, но и остальных моих прежних подружек».
Такое вот яблочко от яблони.
Фиаско людоеда
А старший Бокасса погорел, казалось бы, на пустяке. Очевидно, артековская пионерская форма произвела на него столь сильное впечатление, что в 1979 году он издал указ об обязательном ношении школьной формы. Причём приобретать её подданные должны были в магазинах принадлежащих императорской семье, за немалые деньги.

В столице вспыхнули народные волнения, на улицах выросли баррикады. Бокасса рассвирепел. По его приказу солдаты хватали на улицах детей, подростков и молодых людей и бросали в центральную тюрьму. Император самолично убил более сотни детей. Трупы выбрасывали в реку или закапывали на территории тюрьмы. Вот как описывали злодеяния Бокассы французские газеты: «Около 30 детей привезены в грузовике во двор его дворца Беренго. Их заставили лечь на землю, и пьяный Бокасса приказал шофёру проехать по этому живому ковру. Шофёр отказался, и император сам сел за руль. Он ездил на грузовике взад и вперёд, пока не смолк последний крик».

Терпение патронировавших страну французских властей лопнуло, когда Бокасса стал активно устанавливать контакты с ливийским лидером Муаммаром Каддафи и даже на время стал мусульманином. В ночь на 20 сентября 1979 года в столице страны Банги высадился элитный французский десант, Бокасса был низложен, империя снова стала республикой, а бывший император был приговорён к пожизненному заключению. Впрочем, в 1993-м любитель «сахарной свинины» всё же вышел на свободу, после чего прожил ещё три года и даже стал к концу жизни вегетарианцем.

Сейчас погрязшая в коррупции и нищете Центральноафриканская Республика с ностальгией вспоминает о порядке, установленном железной рукой императора-людоеда, и даже делаются попытки его посмертной реабилитаци.
Комментарии