Тайнозапись А. Пушкина: Сказка о рыбаке и рыбке
На модерации
Отложенный
В тайной «Пиковой даме» А.С. Пушкин поднимает пистолет на Екатерину «Великую». Выделяя, тем самым, свою «расстрельную рекомендацию» по борьбе с Самозванцами. В тайнозаписи А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» поэт-историк отчетливо показывает нам, потомкам, что именно с помощью золота (золотая рыбка) Англии, названной поэтом «владычицей морскою», Ангальт Цербстская и захватывает, в 1762 году, российский трон. Россия же остается – у разбитого корыта.
Вступление
Только что обозначенные заметки и рассказы, а так же прямые расшифровки пушкинских тайнозаписей, - которые мы тоже надеемся привести в этой главе! – дают, нам, и многочисленные подробности из жизни тех или иных прототипов тайных пушкинских работ. И дают нам в руки, - с учетом, разумеется, многих других информационных источников! – и многочисленные подробности самого николаевского заговора, как против Пушкина, так и против Лермонтова. В этом вы убедитесь - по нашим последующим работам.
А сейчас попытаемся постепенно ввести, вас, именно в только что обозначенное выше. Вот, на ваш суд, второе, после «Пиковой дамы», самостоятельное тайное произведение нашего Гения. Тоже названное нами, выше, - чтобы преждевременно не раскрыть все наши планы и намерения! – пушкинской тайнозаписью. Заметка о только что обозначенном, выше, произведении Пушкина имеет, у нас, следующий вид.
«Сказка о рыбаке и рыбке»
(Отрывок из книги)
1.
Так, к примеру, Пушкин весьма «стандартно», для своего времени (Разумеется – с учетом свирепого николаевского режима.), говорит о Екатерине II и её царствовании в своих открытых работах. Которые, так или иначе, но – опубликовал. Примеры: «История Пугачева», повесть «Капитанская дочка», «Застольные разговоры» и прочее. Говорит о ней, разумеется, положительно (Особо выделим это.).
Потаенный же поэт - уже крайне критичен к Екатерине II и к её царствованию. Примеры: его, неоднократно упоминаемые, нами, «Заметки по русской истории 18-го века»; некоторые записи, о ней, в дневнике за 1833-35 годы, и прочее. Еще раз выделим, критичен, но – объективен. Этого никогда не следует забывать. А вот тайный Пушкин – уже крайне враждебен к ней. И - к её правлению. В этом вы уже убедились по историческому и острокритическому «произведениям» «Пиковой дамы» и по нашим пояснениям к ним.
А сейчас приведем, пока, самый наипростейший, для вас, пример. Пример, уже раскрывающий новую, для вас, пушкинскую тайную запись. Тайную запись, основанную, поэтом, именно на выделенной, выше, логической стороне. Другими словами, дадим пример, основанный: на методе исторической аналогии, скрытого цитирования, смежности и прочее.
А он, пример, - или новая, для вас, пушкинская тайная запись! - находится, собственно, совсем недалеко от вас. Тайная запись, написанная поэтом, кстати, прямым текстом и, к тому же, опубликованная. Это его знаменитая «Сказка о рыбаке и рыбке». «Сказка», и в настоящее время порождающая - довольно-таки оригинальные, по своей смысловой сути, анекдоты.
Только что открытая, совершенно новая, для вас, пушкинская тайная запись создана, поэтом, практически вместе с его крамольной «Пиковой дамой» (Написана поэтом, как вы узнали выше, в 1833 году.). Поэтому она - и смежная, и, в какой-то мере, разумеется, дополняет пушкинскую повесть. Пушкиным первоначально задумывалось довести, старуху, до… папы римского. Но, под влиянием создания именно крамольной «Пиковой дамы», он довел её, старуху, именно до… русской царицы, незаконно занявшей, - обратите внимание! – российский трон - даже в самой сказки. Тайная запись создана, поэтом, именно через сказку. Сказку – весьма и весьма сатиричную (Уже особо выделим именно это обстоятельство.).
Главная идея этой «сказки», - применительно уже к пушкинской «Пиковой даме»! – это суть всем известной русской поговорки: «Дай ей мизинец, она и руку откусит». Но здесь важна не жадность старухи, а намек, Пушкина-историка, на всю «мышиную возню», затеянную, как вы уже знаете из нашей первой книги, Фридрихом Великим по внедрению Ангальт Цербстской, через «принудительную» женитьбу Петра Федоровича на Ангальт Цербстской, в подножье русского трона.
Через что она потом, - то есть «раскрутившись», если выражаться современным языком! - и станет императрицей. Ну и, разумеется, сама страсть, Екатерины II, именно к власти. Страсть, надо отметить, тоже, - как и у пушкинской сказочной старухи! – безудержную.
Еще сатиричнее само содержание, - опять же применительно к «Пиковой даме»! – пушкинской «сказки». Главная суть, его, примерно в следующем. «Тридцать лет и три года» Россия, в образе одряхлелости (В образе именно старика и старухи!), как жила в землянках, да в плохих домах, при начале царствования молодой Екатерины, так и осталась жить, в них, в конце царствования её. Да ещё и оказалась – у совершено разбитого корыта. Как видите уже и сами, историческая сатиричность, здесь, просто невероятная.
Но и это далеко не всё, у поэта-сатира. Прибавьте, к примеру, еще год на излагаемые поэтом, в «сказке», события. Что же, тогда, получиться, у нас? А это и есть, у Гения, 34-х летнее правление самозванки Екатерины II. Самозванна, кстати, и сама пушкинская сказочная старуха, захватившая у поэта, в сказке, с помощью золотой рыбки, именно русский престол.
Вот пример из пушкинской «сказки», прямо указывающий - именно на русской царство, и именно – на российский престол: «За столом сидит она царицей, служат ей бояре да дворяне». Кстати, у Пушкина и рыбка не простая, а – золотая. Другими словами, волшебство – волшебством, а стала старуха, то есть Екатерина II, российской императрицей именно через золото, которое текло, к ней, не только от англичан, но и, даже, от французов.
Здесь пушкинская «сказка» (На самом же деле это – сатирическая тайная запись нашего Гения.) наиболее близко смыкается с его, тоже сатирическим, «Путешествием из Москвы в Петербург». Где поэт ярко выделяет именно отсталость России, во всем, от Западной Европы.
И, коротко, о числе «33», ярко фигурирующем и в пушкинской «Пиковой даме». Оно здесь, у поэта, органично вписывается именно в 34-х летнее правление Екатерины-самозванки. Ибо органично вписывается и в то обстоятельство, что Екатерина II захватила власть именно тогда, когда её "стукнуло" - 33 года. Но и не это – самое важное здесь.
Чрезвычайно важно, здесь, и то обстоятельство, что оно имеет отношение - и к 33-м витязям. Имеет отношение к витязям пушкинской «Сказки о царе Салтане». Другими словами, тоже имеет прямое отношения, как вы увидите по моей повести-аналогии, к ключам, поэта (Поэт ввел, в «Сказку о царе Салтане», 33-х витязей именно для того, чтобы создать потом, то есть уже в 1833 году, именно сказку «О рыбаке и рыбке».).
Вот вам первая пушкинская тайная запись. Не правда ли, она весьма оригинальна не только по содержанию, - и - своей идейной сути и – направленности! - но и - по форме своей «одежды». И раскрывает нам, уже, именно тайного Пушкина. Это, еще раз выделим, второе, - после «Пиковой дамы»! - «лучезарное произведение» нашего Гения. Произведение, созданное, им, практически совместно с его знаменитой, на весь мир, «Пиковой дамой».
2.
А, сейчас, попробуем преподнести вам, «Сказку о рыбаке и рыбке», через текстовой анализ выделяемого, здесь, пушкинского произведения. Может быть, еще что-то выявим не только из самой пушкинской «сказки», но и, вполне может быть, из самого «тайного Пушкина». Кстати, небольшой набросок к выделяемому, здесь, текстовому анализу я дал, уже, в книге «Пушкинские тайны». Он, там, меня заинтересовал. Как исследователя, разумеется.
Поэтому, именно здесь, мы попытаемся развить его, - хоть как-то! - дальше. Здесь появятся, разумеется, некоторые повторы, так нежелательные для книги. Но – что делать! Ведь «тайный Пушкин», - просто так! - не открывается. Поэтому пойдем, - чтобы продолжить исследование именно «тайного Пушкина»! – и на некоторые жертвы. Начнем свой анализ со следующего.
Пушкинская «Сказка о рыбаке и рыбке», это – тоже одно из самых удивительных, - после, разумеется, «Пиковой дамы» и его «Сказки о золотом петушке»! – произведений нашего Гения. Созданного, поэтом, именно под «лучезарностью» его произведений. Смотрите, - о лучезарности пушкинских произведений! – в начале нашей первой книги, где мы поместили, как вы помните, высказывание П. Анненкова о творчестве А.С. Пушкина: «Под лучезарными произведениями его поэтического гения, отданных свету, текла, не прерываясь всю жизнь, потаенная струя общего, политического, исповеднического и задушевного характера».
Высказывание П. Анненкова, которое и дало, может быть, поиск, многими пушкинистами, именно тайного Пушкина. Поэтому оно, собственно, и воспринимается читателями, - в том числе и современными! – именно как сказка. Пушкинская «Сказка о рыбке и рыбке» даже породила, - в связи именно со своею сказочностью! – множество, как вы уже знаете, анекдотов о золотой рыбки. В том числе и – современные анекдоты. Но, несмотря на свою широчайшую популярность и известность, названную «лучезарность», - и явно выраженный сказочный сюжет шедевра! – это, всё же, не совсем сказка.
Более того, это – гораздо сложнее сказки. К выделяемому, здесь, пушкинскому произведению, более подходит, наверное, высказывание нашей знаменитой поэтессы А.А. Ахматовой о «Пиковой даме». А оно, как вы помните из пушкинианы, примерно таково: «Как Пиковая дама сложна! Слой на слое!».
Кстати, именно через это определение, пушкинской повести, А.А. Ахматова, - как и П. Анненков по творчеству Пушкина в целом (Смотрите, его, выше.)! – наиболее близко и подошла - к пушкинской «Пиковой даме». Жаль, конечно, что только – «подошла». Раз «подошла», то надо, было бы, и – «копнуть». Другими словами, хоть как-то, но, всё же, именно проанализировать пушкинские «слои».
Разумеется, пушкинская «Сказка о рыбаке и рыбке» гораздо проще, - по своей композиции! – «Пиковой дамы». Можно даже однозначно сказать, что названных, выше, пушкинских «слоёв», в ней, нет. Они, может быть, только слегка обозначены в выделяемой, здесь, пушкинской «сказке».
Но, зато, в пушкинском произведении находится довольно-таки большое количество тончайших пушкинских намеков на «что-то». Следовательно, именно они, - то есть пушкинские намеки «на что-то»! – и составляют основу пушкинской «сказки». Каждый художественный мазок Гения представляет, из себя, именно намек, Пушкина, «на что-то». Более прозаично: каждое предложение, или строка, поэта.
Кроме того, сама пушкинская «сказка» создавалась, нашим Гением, именно в год создания, им, своего самого крамольного произведения. Произведения, названного, им, «Пиковой дамой». Поэтому попытаемся поговорить, здесь, и о первом, и о втором. Вопросы, кстати, настолько сложные, что я и сам еще толком не представляю, как я преподнесу, их, именно вам. В общем, будьте и здесь несколько снисходительны к бедному автору, часто берущем на себя, в общем-то, почти непосильные, для него, задачи. Попытаемся разрешить, выделенные перед вами, выше, вопросы, примерно по следующим направлениям.
Первое. Самое главное, - с точки зрения идейности, и содержания, пушкинской «сказки»! – направление. Обратите внимание на само название пушкинской «сказки». Оно, - названное, поэтом, «Сказкой о рыбаке и рыбке»! - практически – почти нейтрально. Больше того, пушкинское название «сказки» просто демонстративно принижает само содержание и, главное, идейность пушкинской «сказки». Уже подчеркнем это! Это – с одной стороны.
С другой же стороны, - то есть, если бы это была – действительно пушкинская сказка (Уже тоже подчеркнем это.)! - то ей, сказке, больше бы соответствовало, к примеру (И для наглядности. Уже тоже подчеркнем это.), такое название, как: «Сказка о жадной старухе». Соответствовало потому, что именно непомерная жадность старухи прямо-таки выпирает - из пушкинской «сказки». Это – первый пушкинский намек.
Намёк, только что выделенный перед вами, выше, именно через пушкинское название «сказки». Заметим, что поэт использует, этот прием, и для своей второй «сказки», его «Сказки о золотом петушке». Правда, уже выделив там, то есть в названии «сказки», что петушок, у него, именно золотой.
И таких тончайших намеков, - если можно так выразиться! – в выделяемом, здесь, произведении, поэта, довольно-таки много. Более точно, это, всё же, наверное, художественные мазки нашего Гения.
Так близко «соседствует», с только что выделенным, выше, пушкинским намеком, - намеком именно на беспредельную (или безмерную) жадность старухи! - уже более важный намек поэта. Определяющий уже, кстати, и главную идейную направленность его произведения. Главная суть, второго пушкинского намека, примерно в следующем.
Его «старуха» жадна не до вещей, к примеру: новое корыто, стиральная машина, черный шестисотый Мерседес, «хатеночка» на Гавайских островах, - или ранчо в Америке, по стоимости - выше стоимости ранчо американского Президента! – а жадна именно до Власти. Кстати, это слово Пушкин использовал - именно в своей «Пиковой даме».
Использовал, к примеру, через предложение о Германне-Павле I: «Старуха! – закричал он в ужасе»; - смотрите шестую главу «Пиковой дамы». И здесь мы наблюдаем – именно пушкинский намек: его намек именно на пиковую даму, то есть намек - именно на старую Екатерину вторую.
Власть – кредо пушкинской «старухи». Что поэт уже не только отчетливо, но и – ярко (Уже обратите внимание и на это.), демонстрирует, нам, именно в своей «сказке». Демонстрирует: через «новое корыто», «новую избу» (Это, еще, вещизм.). И, потом, через: «столбовую дворянку», «вольную царицу», и - «владычицу морскую».
А, теперь, вопрос именно к вам. Что мы видим, перед собой, - через пушкинские тончайшие намеки! – именно при входе, «старухи» (Здесь, уже, как вы только что узнали выше, тоже пушкинский намек.), во Власть? Здесь, - то есть в только что перечисленном нами, выше, пушкинском ряде (Смотрите, его, выше.)! - кстати, тоже несколько тончайших пушкинских намеков.
И все, они, очень важны для нас. Пропустим дворянство, - то есть «дворянку столбовую»! – так как это, у поэта, всего лишь - вспомогательный этап. Хотя и это – уже чисто русское словосочетание. Обратите, внимание, и на это словосочетание. Этап, через который он, - тоже незаметно! - и подводит, нас, к мысли - именно о Власти. Обратим ваше внимание только: на «вольную царицу», «папу римского», да на - «владычицу морскую». Кстати, римский папа - это сознательно опущенный, поэтом, этап. Этап входа, во Власть, сказочной «старухи».
Что всё, сие, означает у Чародея словесности? А означает самые важные намеки нашего Гения. И не такие уж, кстати, тонкие, как все предыдущие. Намеки, уже напрямую связанные, Чародеем словесности, с русской, - и общеевропейской! – современной Историей. Попытаемся выделить вам, их, наиболее отчетливо.
Первое. «Вольная царица», у Пушкина, это явно – Екатерина вторая. И не только по «вольности» своей, но и, - обратите внимание! – именно по своему самозванству. Кстати, власть, Екатерины II, была, практически, ничем неограниченной. Что поэт отчетливо выделил, нам, даже еще в своих «Заметках по русской Истории 18-го века», написанных, им, еще в 1822 году.
И здесь весьма отчетливо просматривается, тоже, кстати, связь пушкинской «сказки» с историческими работами, и трудами, нашего поэта. По только что выделенному самозванству же она, даже по пушкинской «сказке», именно самозванец. Другими словами, она захватила власть, в пушкинской «сказке», именно с помощью золотой рыбки». А это – уже её прямая связь - именно с пушкинской «Пиковой дамой». Пример из пушкинской «сказки», уже приведенный, нами, выше: «За столом сидит она царицей, Служат ей бояре да дворяне».
Кстати, здесь существует и еще один, тоже очень важный, для нас, момент. Момент, объясняющий, нам, всю конкретику прихода, к власти, Екатерины-самозванки. Она приходит к власти, в пушкинской «сказке», именно через «владычицу морскую», то есть через Англию. И именно через «золотую рыбку», то есть именно через английское золото. Поэт не опускает, - в своей «сказке»! – даже эту историческую подробность. Вот как поэт фиксирует нам, всё это (то есть именно приход, Екатерины II, во Власть.), в своей «сказке»: «Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с богом! Добро! Будет старуха царицей!». Как видите уже и сами, подробность, - причем, историческая! – не пропущена нашим Гением.
Второе. Что можно сказать, конкретно, об опущенном, Пушкиным, варианте о «римском папе»? В первую очередь, наверное, то, что он, у нашего Гения, в высшей степени – сатиричен. Указывает нам, кстати, о знании, поэтом, что один из римских пап оказался… женщиной! Именно после только что выделенного скандала, римские кардиналы и стали неукоснительно проверять, - пап! – на принадлежность, их, к тому, или к другому, полу. Внимательно рассматривая, - снизу! – заднюю часть тела пап, сидящих, в это время, на специально сооруженном, для них, стуле или устройстве.
Но и это – не столь важное сейчас. Хотя, - даже принципиально! – «вольная царица» не могла стать, у поэта, - даже в его «сказке»! - римским папою. Уже здесь существует непреодолимая преграда по использованию, поэтом, варианта именно с римским папой. Но, всё же, почему Пушкин рассмотрел и этот вариант, бережно сохранив его, потом, и в своих черновиках?
На наш взгляд, он был рассмотрен, поэтом, потому, что Екатерина II стала, совместно с Фридрихом Великим, тайно, от Англии, сближаться именно с католической церковью. Спасла, с ним, орден иезуитов от ликвидации, его, римским папой. Три раза, совместно с прусским королем, делила католическую Польшу. И так далее. Именно по этой причине названный, выше, вариант с римским папой, в начале и заинтересовал нашего поэта.
А, потом, - то есть при создании, им, черновика этого варианта! – был и внимательно рассмотрен нашим Гением. Рассмотрен, на наш взгляд, и потому, что римский папа, «официально» считался - наместником бога на земле, то есть был выше: любого европейского короля, царя или императора. И здесь мы наблюдаем, на наш взгляд, едкую сатиру поэта.
Но, уже, не на Екатерину II, а именно на католическую церковь. Кстати, вариант мог быть опущен, поэтом, и в целях своей личной безопасности. Вполне возможно, что поэт опустил, этот вариант, для того, чтобы не нажить, себе, еще одного могущественного, во всех отношениях, врага. Об этом мы поговорим, кстати, и в еще одном разделе предлагаемой вам, сейчас, главы.
Третье. О владычице морской, - с её золотом, отнятым, ею, у других народов! – уже говорить – намного проще. Легче потому, что она, Англия, ещё до Пушкина стала – именно «владычицей морскою», то есть стала - огромной морской колониальной империей. И называлась, естественно, именно так. И потому, что поэт, хотя и тайно, - но очень отчетливо! – отобразил, её отрицательную роль в Истории России, в своей огромной «Пиковой даме». Так что мы не будем говорить, об этом, в этом разделе нашей главы. А здесь выделим еще один, тоже очень важный намек, Пушкина-историка, именно на Англию. Главный смысл, его, примерно в следующем.
Тайно изобразив, в «Пиковой даме», все неприглядные обстоятельства смерти Екатерины II (Смотрите первую нашу книгу.), поэт, - именно в «Сказке о рыбаке и рыбке»! – тайно подводит, нас, к следующей мысли. А именно: не виновны ли, - именно англичане! – в скоропостижной смерти Екатерины II, смерти от инсульта.
Или: не похожа ли её смерть – со смертью императрицы Елизаветы Петровны. Императрицы, которую «залечил», как вы уже знаете по изложенному нами, в первой книги, материалу и по «Пиковой даме», масонский «серый кардинал», граф Сен-Жермен. И именно через свой «жизненный эликсир», отчетливо выделенный, поэтом, еще в первой главе своей “Пиковой дамы”.
Дело здесь в том, что Екатерина II: постоянно дружа, с Фридрихом Великим, на протяжении всей своей жизни; производя, с ним, трехкратный раздел Польши; тайно сближаясь с католической церковью и с её иезуитами, постепенно уходила, - как и агрессивная Пруссия! – именно из-под влияния Англии. И англичане, четко понимая именно этот политический процесс, могли пойти – именно на крайние, или радикальные, меры. И именно - против Екатерины II.
Кстати, вот как Пушкин тайно передает крайнее недовольство, Англией, политикой своих довольно-таки долговременных, - по династической интриге против России! - союзников, именно в выделяемой, здесь, «сказке»: «Вот идет он к синему морю, Видит, на море черная буря: Так и вздулись сердитые волны, Так и ходят, так воем и воют. Стал кликать он золотую рыбку».
Передавая, в своем изображении крайне разгневанной золотой рыбки, - то есть крайне разгневанной «владычице морскою»! – и некоторые исторические подробности постепенного, - и тайного! - разрыва, крайне агрессивной Пруссией, - и неизменно следующей, за ней, екатерининской Россией! – именно с Англией. Разрыв этот наиболее четко проявился, кстати, именно после победы над Бонапартом, в 1814 году. Разрыв проявился через создание Пруссией (Совместно, разумеется, с александровской Россией того времени и, втянутой, ими, монархической Австрией.), крайне реакционного «Священного союза».
Вот как названное, выше, глубочайшее молчание Англии, - по поводу именно постепенного разрыва, её, с Пруссией и, разумеется, с Россией, передает нам, Чародей словесности, именно через свои строки из «Сказки о рыбаке и рыбке»: «Ничего не ответила рыбка, Лишь хвостом по воде плеснула И ушла в глубокое море».
И последний, очень важный, для нас, пушкинский мазок-намёк, тоже гениально переданный нам, поэтом, именно через его строки из его же «Сказки о рыбаке и рыбке». Вот как он выглядит именно в его «сказки»: «Долго у моря ждал он ответа, Не дождался, к старухе воротился – Глядь: опять перед ним землянка; На пороге сидит его старуха, А перед нею разбитое корыто». Который, то есть пушкинский намёк, можно почти и не комментировать.
А суть, его, примерно в следующем. Россия как оказалась, при англо-прусском екатерининском, 1762 года, перевороте – у разбитого корыта (У разбитого, ею, российского суверенитета.), так и осталась, с этим же разбитым «корытом», - несмотря на все многочисленные екатерининские войны и победы! – в конце её царствования. И, даже, в царствования - её потомков. Вот такова весьма печальная, - но – объективная! – концовка именно царствования, над Россией, Екатерины-самозванки. Самозванки, поставленной на российский престол, - через масонов! - именно англичанами и пруссаками.
3.
Второе направление, наверное, не менее важное, чем первое. В одном я полностью уверен: оно – тоже будет небезынтересным, для вас. Интересным будет с точки зрения понимания, нами, именно тайного Пушкина. Вопросы и в этом направлении, кстати, весьма непростые. Даже с точки зрения их изложения.
Другими словами, и здесь я еще тоже толком не представляю: разрешу ли я их вообще; и как, я, преподнесу, их, вам. Это – с одной стороны. С другой же стороны, выделяемое, здесь, направление - будет особым. Другими словами, в нем пойдет разговор не только о пушкинской «Сказке о рыбаке и рыбке», но и – вообще о пушкинских сказках. Разговор, этот, будет, сразу же выделим, предварительным. Полностью мы попытаемся оформить, его, в специальном разделе этой главы, который назовем пока, то есть тоже предварительно, «Пушкинскими сказками».
А главную суть этого направления можно выразить, - приблизительно и коротко, разумеется!
– через следующие заметки и положения. Первое. Еще раз обратим ваше внимание на то, что создавалась поэтом, - выделяемая, здесь, «сказка»! - именно в 1833 году. Другими словами, поэт создал, её, в год создания, им, самого крамольного и самого главного своего произведения, - произведения «Пиковая дама». Произведения, не безопасного, для него, лично. Являющимся, - еще раз напомним, вам! – и главным ядром его современной Истории России.
Выделим, что к нему (то есть к пушкинскому историческому ядру.) относится и последний дневник поэта. Дневник, начатый Гением, обратите внимание, тоже в 1833 году. Окончен поэтом, в феврале 1835 года, то есть тогда, когда, - как показалось нашему поэту! - опасность за создание, им, «Пиковой дамы», уже миновала. Опасность, разумеется, со стороны царя Николая I. Кстати, в сказке «О царе Салтане», - а она создана, поэтом, в 1831 году! – поэт впервые подводит нас, - через своих «тридцать трех богатырей»! – именно к 1833 году. А этот год примечателен, у поэта, несколькими своими важными положениями.
Начнем, пожалуй, с карточных игр. Почему? Да потому, что знаменитая пушкинская «Пиковая дама» и сопряжена, у поэта, с его «Сказкой о рыбаке и рыбке», именно через пушкинское число «33» (тридцать три.). А дело, здесь, в том, что в полных карточных игровых колодах, - в которых карт не тридцать шесть, а больше! – существует не только карта «тройка». Но и существует, - обратите внимание! - и карта «дама», тоже означающая, во многих карточных играх, именно число «три».
Уже по только что изложенному, вам, обстоятельству, в полной карточной колоде существуют - две тройки. Но карта «дама» – гораздо выше карты «тройка». Так в полной карточной колоде тайно образуется - именно число «тридцать три».
Кроме того, и сами «дамы» различаются – в карточной колоде. Различаются - по своей масти. Например: червонная дама, крестовая дама, бубновая дама и пиковая дама. Дамы, которые, даже по их семантике, тоже различны. Пояснение: червонная – это красная (или красивая!) дама. Бубновая (от слова «бубен»!) – это веселая дама или дама, которой - ничто не чуждо. Крестовая – это, разумеется, религиозная (или богомольная!) дама.
Пиковая - это, разумеется, самая злая дама, сварливая дама, завистливая дама. Дама, которой всегда свойственно: именно пикировка «с кем-то»; тайная недоброжелательность - «к кому-то»; и прочее.
Примечание В.Б. – Мы берем семантическое значение «дам», здесь, на основе русской карточной терминологии, которую и использовал, в «Пиковой даме», - как вы увидите несколько ниже! – А.С. Пушкин.
Карты стали использоваться из-за их «персоналий» (Валет, дама, король, туз.), - и их, только что указанных мастей! - и в качестве гадания. Что тоже способствовало выделению, через названное гадание, именно тайной, - или явной! – недоброжелательности к «кому-то». А отсюда уже недалеко, как вы уже знаете, и до «тайной недоброжелательности».
Недоброжелательности, выделенной, поэтом, именно через общий эпиграф к своей знаменитой, на весь мир, повести. Вот как она выделяется, у поэта, именно в только что указанном, выше, эпиграфе: «Пиковая дама означает тайную недоброжелательность. Новейшая гадательная книга». Как видите уже и сами, поэт выделил нам, в общем эпиграфе к повести, именно новейшую гадательную книгу.
Кстати, вы уже знаете, о пушкинской «Пиковой даме», почти всё. Знайте теперь, - раз уж мы заговорили, здесь, об её эпиграфах! – что: в легендной «Пиковой даме» (которую знает весь мир.), это – просто тайная недоброжелательность, старухи, к Германну. Или её недоброжелательность к жадному человеку.
Недоброжелательность, которая ярко выражена поэтом, тоже, кстати, именно через его, Германна, просто неистовое стремление к обогащению. Даже через любые способы и средства. Например: через убийство старухи; через волочение, ради тех же денег, за «бедной воспитанницей». И так далее.
В исторической же «Пиковой даме», которую мы раскрыли, вам, в первой книге нашего исследовательского цикла, это именно тайная недоброжелательность, Пушкина, ко всем, без исключения, царям самозваной екатерининской ветви.
Примечание В.Б. – Смысловое, - и идейное! – содержание частных эпиграфов, - к каждой главе пушкинской повести, разумеется! - подробно изложены, мною, в книге «Пушкинские тайны». Поэтому мы не будем раскрывать их, вам, именно здесь. Вот, пожалуй, первое, на что хотелось бы обратить, ваше внимание, именно в первую очередь.
Второе. Тоже важное условие для понимания, нами, именно тайного Пушкина. Еще раз просим обратить, ваше внимание, на то, что вся огромная, к настоящему времени, пушкиниана, в том числе и научная, пронизана, в общем-то, двумя мыслями. Первую из них, мы, только что, приводили, вам, выше. Её обозначил нам, - еще в 19-ом столетии! - первый научный биограф поэта, П. Анненков. Его высказывание о существовании «тайного Пушкина» – мы приводили, вам, совсем еще недавно.
Собственно, близка, к ней, и вторая мысль, тоже пронизывающая, как мы только что указали выше, всю огромную пушкиниану. Главный смысл, которой, что именно «У Лукоморья», - на дубе том, зеленом (Смотрите концовку первого пункт первого раздела предлагаемой вам, сейчас, главы.)! - и находится ключ к тайному Пушкину.
Ярко выражена, к примеру, даже через название, академиком С.С. Гейченко, одной из своих книг, - а он – очень высокого уровня пушкинист! – именно «У Лукоморья». С этой книгой мы еще столкнемся, с вами, в наших последующих работах.
Ну и, наконец, третье, в котором мы надеемся дать, вам, и концовку всего нашего повествования о пушкинской «сказке». Смысл, его, можно выразить, наверное, через следующие заметки и положения.
Первое. Еще в первой нашей книги, мы неоднократно указывали, что Пушкин, - еще в 1818 году! – познакомился: как с «Историей государства российского», Н.М. Карамзина, так и с «Записками» Екатерины II. В южной ссылке он узнал и о существовании архива М.В. Ломоносова. Узнал, предположительно, от Раевских. Он совершил, с ними, свою первую поездку на Кавказ. И узнал, разумеется, о том, что именно за историческим архивом, М.В. Ломоносова, Екатерина II энергично и охотилась. С целью - его уничтожения.
В южной ссылке поэт, скорее всего, был ознакомлен и с «Наказами» Екатерины II, что позволило ему, еще в 1822 году, то есть тоже в южной ссылке, создать свои «Заметки по русской истории 18-го века». Заметки, в которых он уже и дал резкую, - но объективную! – характеристику царствования названной, выше, императрицы. И через это уже, собственно, приступил к реализации, воплощению в жизнь, именно своей Истории России.
Еще раз подчеркнем, что это наиболее главный момент в понимании, нами, общего замысла, поэта, по созданию, им, именно современной Истории России. Который он стал конкретно воплощать, в жизнь, уже в северной своей ссылке. Воплощать - именно через создание, в начале, своего «Бориса Годунова».
Где, напомним вам, одной из главных фигур, пушкинской трагедии, уже является - именно агрессивный Самозванец. И, как вы знаете, не один. Их в Истории России, - только официально! - трое: Лжедмитрий I, II и - Лжедмитрий третий. Неофициально же - значительно больше.
Поэт взял, - царствование Бориса Годунова! - под эгидой именно этой мысли. Взял несмотря даже на то, что царствование Ивана Грозного было для него, еще раз выделим, значительно интереснее. И, взяв, всё же изменил первоначальную концовку своей трагедии, перед её опубликованием, именно на концовку с «декабристским фактом».
Изменил для того, чтобы спокойно создать потом, как вы уже знаете по первой нашей книги,– именно свою тайную «Пиковую даму». В которой, то есть в первоначальной концовки своей трагедии, уже тайно показал, нам, именно торжество, Самозванцев, над Россией и - русским народом.
Второе, не менее, в данный момент, важное. Выше мы несколько слукавили, говоря вам, что в поэме, «Руслан и Людмила», нечего искать какого-то, там, ключа - именно к Пушкину. И, тем более, к «тайному Пушкину».
Примечание автора. Даже не слукавили, а подошли тогда, к «Сказке о рыбаке и рыбке», ещё со старыми знаниями об этой «сказки». Знаниями, навеянными, нам, именно пушкинистами прошлого. Такое со мной при исследовании Пушкина случалось, кстати, не один раз. И не один раз я, открывая именно «тайного Пушкина»: замирал в изумлении, бурно восхищался мастерством Гения, или просто ахал.
Кстати, бывало, но значительно реже, и другое «изумление». К примеру, ждешь от темы, которую собираешься исследовать, многое. Но, исследовав, её, ничего нового, по «тайному Пушкину», не находишь. Так я был несколько разочарован, к примеру, первой главой предлагаемой вам, сейчас, книги. Хотя, в принципе, польза была - и от этой главы. Ибо через создания, её, я пришел - к «опорным годам» поэта.
Или в первой брошюре первой книги, в разделе «Первичная характеристика Самозванцев», я дал некоторые, - не все, разумеется! - сведения, по ним, именно из советской историографии. Историографии, которую в объективности изложения русской Истории, - что не говори о ней хвалебное! – в общем-то, не заподозришь. Поэтому пришлось пользоваться потом, при их окончательной характеристики, самыми современными исследованиями по русской Истории. И так далее. В общем, поиск есть поиск со всеми его неудачами, находками, разочарованиями и прочее. Однако вернемся к начатому, выше, разговору о «тайном Пушкине».
А искать, в общем-то, стоит. Не зря же, - еще раз выделим это! - у пушкинистов, всех поколений, появились мысли, как о «тайном Пушкине», так и мысли именно о пушкинском «Лукоморье»,
Наша, - обратите внимание! – пока (После, разумеется, Г.Н. Качуры и В.М. Лобова!) самая реалистическая версия, примерно такова. Начнем, развитие её схемы, хотя бы с краткого разговора о самой причине возникновения именно потаенного, и тайного, Пушкина.
А причина возникновения «тайного Пушкина» - это свирепые жандармские режимы правления Александра I и Николая I. Пушкин, при этих режимах, просто физически не мог написать нам, открыто, именно свою Историю России. К примеру (И что – главное в «тайном Пушкине».), что Екатерина II, - и её потомки! - чистейшей воды – самозванцы.
Самозванцы, поставленные на российский престол, через масонов, пруссаками и англичанами через неоднократно упомянутую нами, выше, династическую интригу: то есть через практически «насильственную» женитьбу, Петра Федоровича, именно на Ангальт Цербстской.
Вот, собственно, именно по этой причине, Пушкин и вынужден был, - после создания своего «Бориса Годунова», где, еще раз обратите внимание, одна из наиглавнейших фигур пушкинской трагедии, тоже, как и Екатерина II, Самозванец! – уйти в тайность и в потаенность.
Третье, пожалуй, самое важное для понимания, нами, как, - всё это! – произошло именно у нашего Гения. Разговор этот, еще раз выделим, пока – предварительный. Он еще будет развернут нами, наверное, несколько ниже. А произошло это, на наш взгляд, примерно по следующей схеме. Разумеется, искать ключ к тайному Пушкину, в самой поэме «Руслан и Людмила» не только бесполезно, но и, пожалуй, бессмысленно. Хотя и в ней очень много мировоззренческих штрихов, и взглядов, поэта. Например, еще на Киевскую Русь.
А бесполезно, наверное, потому, что сама поэма создана поэтом, как мы знаем из пушкинианы, еще только в начале, если здесь можно так выразиться, творческого пути нашего Гения. Поэма создана, поэтом, в 1815-20 годы. Годы, в которые, - как вы уже знаете из изложенного вам, выше, материала, - выделенный обширнейший замысел поэта, - по созданию, им, современной Истории России! - только созревал у нашего Гения.
Но всё в корне меняется, - обратите особое внимание именно на это обстоятельство! – при создании поэтом специального (особо подчеркнем именно это обстоятельство.) стихотворного введения к поэме. Введения для уже второго издания поэмы в 1828 году. Первое издание поэмы вышло в свет, кстати, 23 июля - 10 августа 1820 года, когда поэт находился, уже, в южной ссылке. Стихотворного введения, названного, пушкинистами, «У Лукоморья дуб зеленый».
Почему – в корне, или – коренным образом? Попытаемся объяснить вам, кратко, разумеется, и это. Здесь существует, кстати, несколько положений, моментов и обстоятельств. Они – очень тесно переплетаются друг с другом. Но, условно их, все же, можно разделить на две группы.
Первая из них имеет, у поэта, даже ярко выраженную социально-политическую, и идейную, направленность. Главная суть, её, заключена примерно в следующем. К 1828 году, - когда поэт создавал своё стихотворное введение ко второму изданию поэмы! – поэт, через исторические труды и через свои личные наблюдения и свой ссылочный опыт, не только отчетливо осознал идентичность политики Екатерины II с политикой прямых её потомков, но и отчетливо понял - саму марионеточность их правления. Марионеточную зависимость, прямо связанную - именно с Пруссией и с Англией. И осознал, следовательно, само самозванство всей екатерининской династии.
Собственно, именно по этой причине он и создает, в 1828 году, свое стихотворное введение (Более точно – стихотворное посвящение.) «У Лукоморья». Создает и говорит некоторым своим друзьям, что именно оно будет являться ключом к его тайности, при «поворачивании», которого, и откроются, перед публикой, его «сказки». И, разумеется, другие его тайный произведения.
А дело здесь в том, что поэт видел, свои самые тайные произведения, - разумеется, через призму свирепого николаевского жандармского правления! - выраженные, им, именно: в какой-то иносказательной форме. Например, в форме именно сказки или, на худой конец, полуфантастической, что ли, повести или легенды. Что он и проведет, в жизнь, именно через легендную (есть у пушкинистов такое определение пушкинской повести) «Пиковую даму». «Пиковую даму», которую знает – весь мир. Или видел свои тайные произведения, может быть, через зашифрованный, им, текст того или другого произведения. И так далее.
И считал совсем небезопасным для себя, лично, - уже «отсидевшего» две александровские ссылки! – создавать, свои главные исторические труды, именно через открытый текст. В чем был, безусловно, прав. Вот именно это, не слишком афишируемое, высказывание поэта и породил в пушкиниане две, только что выделенные, выше, мысли-идеи. Породило мысль, что «тайный Пушкин» – всё-таки существует. И породило мысль, что ключ, к «тайному Пушкину», находится, у поэта, именно в его посвящении «У Лукоморья». Пояснение. Само стихотворное посвящение ко второму изданию поэме «Руслан и Людмила», - и, разумеется, его точное содержание! - было, скорее всего, несколько подзабыто друзьями Пушкина.
И этому, есть – даже свидетельства. И даже, в общем, немалые свидетельства. Более подробно мы их разберем, скорее всего, именно в нашем общем разговоре о пушкинских сказках. Здесь же приведем, пока, именно предварительный разговор о них. А названные, выше, свидетельства пока, примерно, таковы. Пока - потому, что мы не создали, в своем воображении, именно общий разговор о пушкинских «сказках» и его тайных записях.
«Тайного Пушкина» пушкинисты нашли, - только не осознали, что это – именно «тайный Пушкин»! – и в зашифрованной, как вы уже знаете из пушкинианы, десятой главе его «Евгения Онегина». И, разумеется, в его отрывках из «Путешествия Онегина», где он прямо-таки бичует александро-аракчеевские военные поселения. «Тайного Пушкина» нашел, - совсем еще недавно! – и пушкинист-историк Г. Невелев (Книга «Истина сильнее царя».).
В этой книги он, тоже не акцентируя внимания на то, что нашел - именно «тайного Пушкина», все же уже назвал, его, именно первым историком по декабризму.
Кстати, в названной книге автор назвал, нам, и некоторые другие потаенные произведения поэта. Например: его знаменитую «Полтаву» (Вторую, её, песнь.). Не менее знаменитый роман «Капитанская дочка» («Пропущенная глава» и глава «Суд».). Назвал, он, и «Историю Пугачева», в которой тоже очень много потаенных мест. И самостоятельное стихотворение «Какая ночь, мороз трескучий…», тоже, кстати, раскрывающее именно безмолвие, русского народа, и при казне, Николаем I, декабристов-руководителей. Были названы, этим автором: первичная, и окончательная, концовки его «Бориса Годунова». «Записки молодого человека». И так далее.
Не менее интересно для нас, - если мы ведем разговор именно о пушкинских «сказках» (Еще раз выделим, что пушкинские «сказки» - это одно из направлений его потаенности и тайности. Их следует рассматривать - именно в этом ракурсе.)! - и свидетельство – самого Пушкина. А оно заключено, у Чародея словесности, тоже в весьма оригинальную форму тайнозаписи. Именно в стихотворном введении «У Лукоморья» Пушкин открыто, - но тайным текстом! – говорит о том, что свои тайные записи, оформленные в виде сказок, он начинает реализовывать, в жизнь, в 1830 году. Говорит нам, об этом, через своих - «тридцать витязей прекрасных».
И почти выдерживает намеченные им, в стихотворном введении «У Лукоморья», 1830 год (Смотрите выдержку, из него, в первом разделе предлагаемой вам, сейчас, главы.). Выдерживает - через «тридцать витязей прекрасных» своего стихотворного введения «У Лукоморья». Ибо «Сказка о царе Салтане» создана, им, в 1831 году. Вот как выглядит, - всё это! – именно в его стихотворном введении «У Лукоморья»: «И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской».
А, в той же «Сказке о царе Салтане», переносит, - свои самые крамольные «сказки»! - именно, уже, на 1833 год. А это - именно «Сказка о рыбаке и рыбке». И «Сказка о золотом петушке». Сказка, созданная, поэтом, в 1834 году, то есть вдогонку его же «Сказки о рыбаке и рыбке», повести «Пиковая дама» и его последнего дневника. Сказка, созданная через тех же витязей, но число, которых, возросло у него, в «Сказке о царе Салтане», - обратите внимание именно на это обстоятельство! - уже до 33-х. Примеры по витязям и их, разумеется, числу приведены, вам, выше: в первом разделе предлагаемой вам, сейчас, главы.
Прочитайте их, стихотворные примеры, заново. Или в первом пункте, первого раздела, предлагаемой вам, сейчас, главы. И вы сами убедитесь - в нашей правоте. Если же, вам, недосуг, то вот он, стихотворный пример-факт, перед вами: «И очутятся на бреге, Тридцать три богатыря, Все красавцы удалые, Великаны молодые, Все равны, как на подбор, С ними дядька Черномор».
Реально меняет он, перед опубликованием «Бориса Годунова» в 1830 году, и концовку своей трагедии. Меняет её, - чтобы ни что не помешало созданию им, в 1833 году, тайной «Пиковой дамы»! - именно на «декабристский факт». И здесь всё взаимоувязано у Чародея словесности.
Кроме того, - еще раз выделим! – поэт уже точно выдерживает, здесь, и намеченный им, - через «33-х богатырей»! – срок. «Сказку о рыбаке и рыбке» создает - именно в 1833 году. Как создаст, именно в 1833 году: и свою тайную «Пиковую даму», и начинает вести – свой последний дневник. А «Сказку о золотом петушке» - во втором полугодии 1834 года (Конкретно – осенью, 20 сентября, 1834 года.).
«Привязана» к 1833 году, как вы уже знаете из изложенного вам, выше, материала, и его тайная «Пиковая дама», главное детище объективного историка и - гениального Чародея словесности. Так что ключ, открывающий именно «тайного Пушкина», наконец-то «повернулся». Повернулся, открыв, нам, практически всего «тайного Пушкина».
Не менее важна, для нас, и вторая группа моментов, положений и обстоятельств, уже раскрывающая, нам, как сам широчайший исторический замысел поэта, так и новые данные по его биографии. В этом - её наиглавнейший смысл. И подтверждается, он, самим содержанием многих пушкинских работ и произведений. И, разумеется, датами возникновения, их, у поэта.
Так помимо карамзинской «Истории государства Российского», екатерининских «Записок» и «Наказов», произведения А. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», - которые и дали мощный импульс по созданию, им, именно современной Истории России! – получается, тогда, примерно следующая логическая цепь. Тогда саму пушкинскую поэму, «Руслан и Людмила», можно тоже смело отнести, - помимо его «Заметок по русской истории 18-го века», «Заметок при чтении «Истории государства Российского» Карамзина, «Очерка по Истории Украина»! – к выделенному, выше, его историческому замыслу.
Так как названная поэма (В которой еще нет ничего крамольного.), совместно, например, с его «Песней о вещем Олеге», отражает, у поэта, именно домонгольский период развития еще Киевской Руси.
А далее поэт «пойдет» - именно по этапам и по эпохам русской Истории: монголы, их двухвековое иго Руси; Смутное Время в России с тремя Самозванцами; царствование Петра Великого с войной, Карла XII, против России; предцарствование и царствование самозваной Екатерины II с её войнами и трехкратным разделом Польши; царствование Александра I, при, - уже четвертом! - отражении, Россией, очередного европейского завоевателя (то есть Наполеона) и т.д.
Так, помимо своих «Заметок по русской истории 18-го века», - через которые он уже четко выделяет именно главное ядро своей Истории России, то есть именно царствование Екатерины второй! - в северной ссылке поэт уже воплощает в жизнь, к примеру, своего «Бориса Годунова». Конкретный замысел по его созданию возникает у поэта, как вы уже знаете, тоже в южной ссылке.
Создает произведение, через которое он сценично, - но со многими, как вы уже тоже знаете, историческими подробностями! - преподносит, нам, именно царствования Ивана Грозного – Бориса Годунова (Итого – трое царствований.), являющимися новой эпохой русской Истории.
Точнее, её новым этапом: появления в ней, в результате европейского заговора против России, именно агрессивного Самозванца. И, разумеется, Смутного времени, чуть не уничтожившего молодую, еще, Московскую Русь. Другими словами, «идя» от Екатерины II, - в своих «Заметках по русской истории 18-го века»! – он выделяет, уже в своем «Борисе Годунове» (А это его первый «фундаментальный» исторический труд по Истории России.), именно Самозванцев. Через что уже ясно видит, перед собой, именно Екатерину II. Видит, в ней, именно самозванку.
Особо обратим ваше внимание на то, что весной, 1828 года, Пушкин, собираясь быть хронологичным именно по Истории России, приступил и к созданию своей знаменитой поэмы «Полтава». Раскрывающей, у Гения, главное деяние Петра Великого: спасение им, России, от нового европейского завоевателя, шведского короля Карла XII. По каким-то причинам внезапно прервет работу над «Полтавой» до осени этого же года. И, в сверхускоренном темпе, создаст, её, осенью этого же года.
А причина, здесь, может быть такой. Именно в этом году Пушкин вновь заинтересовался, - прямо-таки с неистовостью! – пред царствованием и царствованием именно Екатерины II. Потому и создал, в 1828 году, к поэме «Руслан и Людмила», свое стихотворное введение «У Лукоморья». Уже определив, в нем, как вы только что узнали выше, и первый (1830 год) срок создания, о нем (то есть о царствовании Екатерины II.), своей крамольной «сказки», то есть «Сказки о рыбаке и рыбке».
Которая и явится у него, если несколько забежать вперед, прямым указателем нахождения, по времени, его «Пиковой дамы», главного, как вы уже знаете, ядра его Истории России. И, разумеется, его дневника, являющимся прямым дополнением к его «Пиковой даме».
Выдерживая срок, в 1831 году создаст, - видимо увлекшись самой сказкой (Вполне возможно, что здесь есть и другие причины и обстоятельства. Более подробно, о них, в пункте «Пушкинские сказки».)! – свою знаменитую, - и красивую, до настоящего времени! – «Сказку о царе Салтане». И вновь назначит в ней, как вы уже тоже знаете, новый срок: 1833 год. Разумеется, через тех же витязей. Витязей, число которых возрастет у поэта, в выделяемой, здесь, «сказке», именно до 33- х.
Здесь же заметим, что поэт, с 1830-32 годов, добивавшийся, у царя Николая I, допуска работать в архивах, скорее всего, именно по этой причине (или обстоятельству.) переносит, свою основную историческую работу, по Екатерине II, именно на 1833 год. Переносит с тем, чтобы: исследовать царствование, Екатерины II, именно по российским архивам; дать, именно по их содержанию, наиболее объективную характеристику царствований не только Екатерины II, но и её прямых потомков: Павла I, Александра I и Николая I.
Во что это выльется, - у поэта-историка и у Пушкина, Чародея словесности! – вы уже знаете из изложенного вам, выше, материала. Его «Пиковая дама» и его сказки «О рыбаке и рыбке», «О золотом петушке», окажутся не только самыми тайными историческими произведениями нашего Гения, но и окажутся, у него: крайне крамольными, - то есть недозволительными и опасными! - и, разумеется, в высшей степени – сатирическими именно по отношению, его, к царям екатерининской ветви.
Эти «сказки» - и прямые указатели нахождения, - между ними! - именно «Пиковой дамы». Хотя и будут основаны, поэтом, именно на исторических подробностях. В них Пушкин выступит, - еще раз подчеркнем! – и историком, объективно отразившим, нам, именно истинный ход современной Истории России.
© Copyright: Владимир Блеклов, 2009
Свидетельство о публикации №2908220863
Комментарии