Доброволия -долгий путь в лабиринте

На модерации Отложенный

  Нижеприведенная статья, опубликованная в 2001 году, в 16 -ом номере " Учительской газеты " ,была не первой в ряду статей и выступлений автора по обозначенной в ней теме. Ей предшествовали много других статей и выступлений на различных педагогических площадках от Ханты-Мансийска до Москвы, начиная с 1996 года.
Прошло 20 лет .. А педагогическая общественность все еще продолжает дебатировать вопрос : Как нам обустроить молодежь ? И удивляться ,что ,жаждующее героического ее неокрепшее сознание все больше увлекается героикой кривых дорожек,а , смысл жизни , находит, порой, в том, чтобы уйти из нее... Когда же ,наконец, прийдет понимание , что многочисленные МЕРО-приятия не заменят ей МИРО-приятия ?


                   
                     

    Третье тысячелетие восторженно встреченное нами в ночь с 31 декабря на 1 января 2001 года, к сожалению, не сулит человечеству благоденствия и отдыха от потрясений последнего столетия. На земном шаре сегодня проживают шесть миллиардов человек вместо шестисот миллионов как оптимума для планеты Земля. А к 2030 году, по существующим прогнозам, эта цифра удвоится и составит 12 миллиардов. Поколение нынешних школьников и будет честью этой перенаселенной планеты, раздираемой еще целым комплексом проблем – это и опасность термоядерной катастрофы, и проблемы экологии, и различие в условиях жизни между бедными и богатыми странами и т.д.
   Пытаясь остановить развитие негативных тенденций в молодежной среде, обеспокоенное российское общество обратило свой взор к воспитательному потенциалу детских и молодежных общественных объединений. Сегодня в стране более пятисот общественных организаций, имеющих юридический статус, занимаются проблемами молодежи. И еще больше – его не имеющих.
   Поводом к работе над проектом  "Доброволия" как раз и послужила тревога за судьбу государства, в котором расколотое постсоветское общество трансформирует через разрозненное детство и юность в будущее собственную разобщенность. Разрозненное детство сегодня, заключенное в границах корпоративных интересов, - это разрозненное общество завтра и угроза благополучию и целостности государства.
   Необходимость в создании некоего универсального проекта, способного послужить объединению, сплочению будущего общества на уровне детства, которое будет взрослеть в едином временном и деятельностно-пространственном измерении, руководствоваться общепринятыми правилами жизни, в котором заложен обязательный личностный компонент, ощущалась давно. Но она стала особенно очевидной в последнее время, когда все явственнее стали проявлять себя объединительные тенденции, идущие снизу, от детей и молодежи.
   Бурные дебаты последних «круглых столов», организованных Ассоциацией детских и молодежных организаций ХМАО, свидетельствуют о том, что этому стихийному движению нужно придать организованный характер, вооружить теорией и методикой. Таким образом, проект «Доброволия» оказался востребованным.
Разработанный еще в 1994-1995 годах, он предлагает обществу философскую концепцию воспитания, в основе которой – идеология вовлеченности каждого в процесс общечеловеческого служения добру. Эта концепция реализуется в длительной воспитывающей игре в страну «Доброволию», где живут добропорядочные граждане и справедливые правители.
   Надо сказать, что термин «игра» не вполне отражает подлинную суть применяемой воспитательной технологии, которая представляет собой процесс взаимопроникновения реальности и игры.
Ценность кратковременных игр общеизвестна давно. Но неизмеримо большее значение имеют игры, длящиеся месяцами, годами и своими законами и правилами пронизывающие и регулирующие жизнь детей. Длительная игра не противопоставляется жизни, как это представляется в обычном понимании игры, а отождествляется с нею, организуя жизнь детей  праздничную, но не праздную. Организационной формой этой игры становится общественная детская организация.
Таким образом, «Доброволия» - это общественная организация детей и молодежи (от 7 до 18 лет), в основе деятельности которой лежит метод эмоциональной педагогики - длительная воспитывающая игра. И еще точнее, «Добрая воля» - это название проекта позитивной социализации личности.
Оригинальность проекта в том, что он способен консолидировать разрозненные детские и молодежные сообщества, не ущемляя их самобытности, на основе общей идеи, обеспечить преемственность этой идеи между поколениями, и предложить конкретные организационные формы самоуправления, программу деятельности, символику и атрибутику.
   В проекте нашли свое практическое выражение не только просветительские идеи великих гуманистов Запада и России от Монтескье, Канта и Фагэ до Соловьева, Бердяева и Хвостова, но и руководства по работе с детьми и молодежью Баден Пауэля, Жукова и Крупской, а также проникнутые заботой о человеке и обществе мысли и рекомендации известных психиатров начала века. А.Швейцера (о благоговении перед жизнью и о мировоззрении), А.И.Яроцкого (об аретопсихотерапии – воспитание доблестью) и наших современников: врача-психотерапевта М.М.Буянова (размышления о наркомании), известных ученых-педагогов Вл.Лисовского,  Б.В.Вульфова, Н.Е.Щурковой,  А.В.Волохова,  И.И.Фридман, Л.В.Алиевой, С.В.Тетерского и др.
И поэтому, на мой взгляд, ни скауты, ни пионеры, ни жуковцы… не найдут в проекте принципиальных расхождений со своими ценностными ориентирами, но их участие в проекте будет логически оправданным и может стать катализатором создания мощного общественного движения детей и молодежи, способного взять на себя ответственность за воспитание подрастающего поколения, снизив тем самым остроту проблем, связанных с деформациями в воспитании.


   Идеология вовлеченности каждого в процесс общечеловеческого служения Добру находит свое практическое выражение в морали человеческого достоинства, сформулированой  в пяти пунктах «Кодекса чести». Ориентиры, указываемые Кодексом, запоминаются школьниками легко благодаря ключевым словам, выстроенным в смысловую цепочку: имей, помни, храни, почитай и совершенствуй.
Что же имеет доброволец?
Доброволец имеет Достоинство, Честь. Они проявляются в его мыслях, в словах и поступках – всегда.
И потому:
1-й пункт кодекса гласит:
- Имей честь.
2-й пункт:
- Помни о долге перед Родиной, людьми, родителями и самим собой.
3-й пункт:
- Храни верность слову, делу которому служишь, товарищу и самому себе.
4-й пункт:
- Почитай святыни: свои и чужие.
5-й пункт:
- Совершенствуй себя и окружающий мир.
По  моему  мнению, некоторая осложненность речевой конструкции Кодекса не только не мешает восприятию, но, наоборот, дисциплинирует мышление, направляя его в русло исторической памяти.
Символика «Доброволии», присущими ей художественными средствами, разворачивает в сознании ребенка основные постулаты идеологии служения добру, придавая им эмоциональную окраску.
Главным символом доброй воли является графическое цветное изображение человеческого сердца, увенчанного короной и наполовину заштрихованного синим цветом. Что означает: «Я – часть одного большого сердца, исполненного доброй воли». Вся добровольческая дружина – одно большое сердце, исполненное доброты. И каждый доброволец – часть этого большого сердца. Наличие короны говорит о том, что самая большая ценность – это человек.
Другим символом является белая роза. Это рыцарский символ, означающий чистоту помыслов и поступков.
Знамя добровольческой дружины – красное. Это цвет, означающий в геральдике цвет родства, дома, цвет мужества и отваги,  в психологии – цвет готовности к действию, мгновенной мобилизации всех внутренних ресурсов.
Вся цветовая палитра символов отражена в атрибутике.
Девиз «Спешите делать добро»! логически подводит ребенка к самостоятельному проявлению доброго волевого усилия.
Структура организации вытекает из основной идеи длительной воспитывающей игры, закрепляя в смысловых ролях ее цели и задачи.
Если представить, что весь мир – это огромное «городище», то маленьких далеко от дома не отпускают. И это – постовые или часовые (1-4-е классы). Находясь на посту, они заботятся о себе и о своих близких, следят за благополучием дома и окружающей территории.
Дозорные – это дети младшего и старшего подросткового возраста. Они уже могут подходить к границам «городища». Обходить его дозором. И наконец, ратники – учащиеся старших классов – определяют стратегию развития «городища», обеспечивают его защиту от проявления зла, которое многолико – от словесного оскорбления до ликвидации последствий стихийного бедствия.
Таким образом, добровольческую дружину составляют:
Отряд постовых – учащиеся 1-3, 4-х классов.
Застава дозорных – ребята 5-8х классов.
Добровольческий ратный корпус – 9-11 классы.

Взрослые влияют на деятельность организации через Консультативный совет (педагогическая общественность) и Комитет патронажа (родительская общественность).

Содержание деятельности определяется пятью программами: «Здравствуй мир!», «Трудодень», «Свободный гуманитарный университет», «Агитпоезд» и «Третье плечо». Программы имеют свой цвет в полном соответствии с рекомендациями прикладной психологии. И участие в них также находит отражение в атрибутике добровольцев.
И, наконец, о самом главном. О названии «Доброволия».
В народе говорят: «Как корабль назовешь, так он и поплывет…» И немногие знают, что за яркой афористичностью этой пословицы кроется потрясающей силы наблюдение, смысл которого затерялся в столетиях и впервые упомянут Конфуцием (551-478 гг. до н.э.), как острая необходимость приведения вещей в соответвие с их названием, как «исправление имен».

К нему же нас попытался вернуть в 1927 г. известный русский философ А.Ф.Лосев, работой «Философия имени». Главная идея этой работы заключается в том, что назвать вещь означает выделить ее из хаотического потока жизни, следовательно, сделать осмысленным ее пребывание в мире.

Название «Доброволия» не только аккумулирует в себе два фундаментальных мировоззренческих понятия «добро» и «воля» и абсолютно отражает суть вещи, которую обозначает, но и, многократно отпечатываясь в сознании (девизом, символами, структурой), как бы корректирует его в направлении «доброго воления», формируя новый имидж.

Вот почему на вопрос-призыв: «Чего вы волите, граждане?!» - дети охотно откликаются: «Мы волим добра!».
Нам необходимо пробудить в детях «доброе воление». Ибо ожидаемые обществом «добрые дела» есть лишь плоды и результаты подлинных устремлений к добру, а вовсе не самодостаточный путь к их побуждению.