Что такое феминизм?

На вопросы редакции Курса Выживания Современной Женщины отвечает
доктор философских наук, специалист в области гендерных исследований
Алла Иванчикова

Редакция (Р): Что же такое феминизм?

А.И.: Феминизм, с моей точки зрения, это, прежде всего, тип мировоззрения, способ отношения к окружающему нас миру. Чтобы быть феминисткой, или феминистом, не обязательно ложиться под танки, сражаться на баррикадах, стоять на площади с плакатами – это, скорее, карикатурный, навязанный нам образ. Феминизм, если быть точнее, это внутреннее чутье на неправду и фальшь, это неприятие эксплуатации, социальной несправедливости, лжи. Это – неподдельное стремление к личной реализации, свободе, к равенству. Это чутье свойственно и мужчинам, и женщинам. 

Р: Так, значит, мужчины тоже могут быть феминистами?

А.И.: Конечно, могут. И должны! Я давно уже преподаю гендерные исследования на университетском уровне, и в моих группах всегда есть молодые люди, которые приходят, потому что им это интересно. Есть, конечно, и тип мужчин, которые боятся даже этого слова "феминизм". Но это, на мой взгляд, отдельная тема. Те молодые люди и девушки, которые приходят прослушать этот курс, хотят лучше понять себя, больше узнать и о мужественности (маскулинности, как ее принято сегодня называть), и о женственности. Ведь и то, и другое – социальный конструкт, и мы все закабалены принятыми в наше время предрассудками, представлениями о том, каким должен быть мужчина, какой должна быть женщина. Понимание того, как эти представления работают, освобождает нас всех.

Р: Вы можете привести пример того, что, например, обсуждают молодые люди на ваших семинарах?

А.И.: Молодые люди обсуждают свой опыт, прежде всего. Например, насколько жесткими оказываются те правила, которым должен следовать любой мальчик, молодой человек, мужчина. По сути, в нашем обществе, поскольку мужчинам больше дается, их поведение и контролируется жестче. Так, мы запрещаем мужчинам проявлять свои чувства, за исключением, конечно, злости. Вспомним знаменитую песню группы Cure, Boys Don’t Cry” («Мальчики не плачут»). Один молодой человек на моем семинаре проиллюстрировал этот запрет, ударив изо всей силы кулаком в стену (при этом он чуть не сломал запястье). «Вот так я плачу!» - сказал он. Сейчас широко обсуждается проблема мужской сверх-смертности у нас в стране. На самом деле проблема не новая, и не уникальная для нас. Если культура не дает мужчинам реальной возможности выразить свои чувства во всей их полноте и сложности (или даже просто осознать, что эти чувства присутствуют), возникает ситуация сверх-стресса, решаемая с помощью алкоголя или инфаркта... Мужская сверх-смертность напрямую связана с тем конструктом маскулинности, которое наше общество предлагает в качестве нормы.  

Р: Многие считают, что феминизм не органичен и даже вреден для русского общества, традиционно патриархального. Ваше мнение?

А.И.: Все западные общества тоже были (и во многом остаются) патриархальными. Здесь нет никакой русской самобытности – желающим ее обнаружить нужно искать в другом месте. На мой взгляд, ситуация прямо противоположная – если кому-то феминизм и органичен, то это, в первую очередь, нам.

Византийско-христианское отношение к проблеме пола с традицией женского подвижничества, мученичества, поиска святости свойственно русскому народу как никакому другому. Многие считают, что у русского социализма – христианские корни. Так вот, и у русского феминизма тоже христианские корни. К тому же, на протяжении двадцатого века, в социалистическую эпоху, несмотря на повсеместно процветающую негласную дискриминацию женщин, на официальном уровне провозглашалось равенство полов. Социалистическая идеология выдвигала и возвышала роль женщины, не отказывая женщинам практически ни в чем: ни космос, ни политика не были вне зоны досягаемости. Равноправие полов оформлялось и знаково – рядом со статуей мужчины ставили и статую женщины. Знаки того времени повсеместны, и сегодня напоминают нам об идеале справедливого устройства, в котором женщины и мужчины живут, трудятся и совершают подвиги бок о бок друг с другом. Так что в нашем обществе, по сравнению с западным, гораздо больше предпосылок для развития стихийного феминизма и равноправия.

Р: Сегодня многие хотят уверить нас, что равенство полов – противоестественно и даже вредно.

А.И.: Это совсем не удивляет. Несмотря на стихийный феминизм,  в области идеологии мы откатились далеко назад, туда, где западное общество было в 50-е годы. И мы будем, скорее всего, вынуждены совершить те же самые ошибки, и самостоятельно искать ответы на те же самые вопросы, на которые уже, в общецивилизационном плане, найдены ответы. История повторяется, и мы не учимся на чужих ошибках.

А что касается тех, кто твердит, что равенство полов противоестественно, это тоже не новость. Сто лет назад противники феминистского движения с ужасом кричали, например, что социум вмиг разрушится, как только женщины получат право голосовать. Сейчас это кажется смешным до абсурда, а тогда люди – мужчины, конечно – говорили это на полном серьезе. Пятьдесят лет назад те же самые противники (точнее, их внуки) убеждали, что не будет ни морали, ни общества, ни семьи, если женщины смогут осваивать профессии, зарабатывать на жизнь наравне с мужчинами. Произойдет катастрофа – говорили они. И вот, женщины голосуют, учатся в университетах, работают. Общество не разрушилось, катастрофы не произошло. В Западных странах – особенно в США, Канаде – очень хорошо видно, что изменились не только женщины. Изменились за ними вслед и мужчины. И общество в целом стало лучше.

Р: Что бы вы хотели напоследок сказать нашим читателям?

А.И.: Не бойтесь задавать сложные вопросы и доверяйте своему внутреннему чувству. Если вам кажется, что вы столкнулись с несправедливостью, скорее всего, так оно и есть. И будьте оптимистами: мы имеем дело с цивилизационным, глобальным сдвигом, связанным с тем, что мы начинаем ценить уникальную человеческую личность, независимо от пола, расы, классовой принадлежности, возраста. Мы коллективно учимся уважать индивидуальный выбор, свободу каждого. На это может уйти время, но феминизм изменит, и уже начинает менять даже самые консервативные из культур. Ведь недаром говорят, что проблема статуса женщин станет основным конфликтом 21 века в арабских странах. Феминистки мусульманского мира – одни из самых активных сегодня. Ну а за ними, наверное, подтянемся и мы...