Смысл христианства

На модерации Отложенный  
Смыслом христианства является ОБОЖЕНИЕ (уподобление Богу в образе мыслей и подобии отношений), которое немыслимо без Рождения от Духа Святого и "выстраивания" в самом себе Царства Божиего (системы отношений) в котором правит Слово Божие - Истина = Бог есть Любовь.

"Дух Святой имеет различные наименования в Священном Писании, по различным Его действиям. Называется Дух Божий (Рим.8,9), яко в Боге опочивает, и есть сущность Его. Называется Дух утешитель (Ин.14,26), яко страждущих за истину... утешает и болезненной душе дает отраду. Называется Духом сыноположения (Рим.8,5), яко добродетельные сердца усыновляет Богу и чувствие отеческой Его любви вливает в нас. Называется Духом обручения (2Кор.1,22), яко души непорочные соединяет с Богом в един священный нежный горячий союз, яко невесту с женихом своим. Но особливо называется Дух истины. Когда же придет Он, Дух истины, сказал Иисус Христос, то наставит вас на всякую истину (Ин.16,13)". Платон, митр. Московский.

Благодать Духа Святого даёт не только ощущение собственной духовной нищеты, но и постепенно преображает христианина, делая его еще в этой жизни членом Церкви Христовой. Именно присутствие в человеке (душе его) Святого Духа и означает пребывание Бога в человеке и человека в Боге, что, собственно, и понимается как пребывание Истины - Слова Божия внутри человека, который становится тем самым "причастником Божеского естества" (2 Пет. 1, 4).

Отрицание возможности живого и сознательного общения с Богом в Духе Святом представляется преп. Симеону Новому Богослову худшей из всех ересей, т. к. оно равносильно отрицанию всего дела Христова. Истинная христианская жизнь должна быть сосредоточена не на ожидании конца света, не на мыслях о том, что произойдет после смерти, а на том, что происходит сейчас, в чем заключается жизнь во Христе, в теле Христовом. "(Христос) пребывает в теле, неизреченно смешиваясь с нашими сущностями и природами и обоготворяя нас, как сотелесных ему, сущих плотью от Его плоти и костью от его костей". Преп. Симеон.
 
Царствие Божие никогда и никому не дается даром, оно достигается чрезвычайными и многолетними усилиями в борьбе со своими грехами (и в первую очередь с гордыней), как и сказал Христос: "всякий усилием входит в него" (Лк. 16, 16), а в другом месте Евангелия: "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф. 11, 12). Кроме того, эта борьба христианина со своими грехами по своей трудности и болезненности уподобляется в Новом Завете распятию, и "те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями" (Гал. 5, 24). "отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною" (Мф. 16, 24). "Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего" (Ин. 15, 5).
 
Самосовершенствование христианина, находится в непосредственной зависимости от того, насколько он видит себя самого в Свете Истины и ясного понимания того, что его личные усилия без помощи Божией ничего не стоят. Христианин всегда должен помнить о том, что человек не может самостоятельно спастись от грехов без помощи своего Творца, однако и Бог не спасает человека, который не потрудился, по мере своих сил, в деле освещения и очищения своей души, т.е. в своем усовершенствовании во Христе. Такое совместное действие Бога и человека в деле его спасения св. отцы называли синергия (греч. sunergia — со-действие, со-участие).
 
Христианская вера предполагает личный опыт общения с Богом. Св. Григорий Палама утверждает возможность некой интуиции Божественного через творение Божие, через окружающий мир, где присутствуют Божественные идеи, энергии и силы. Человек представляет собой единство тела, души и духа. При этом дух человека не отделим от жизни самого Бога – от Духа Святого. Если человек отказывается от этого природного, естественного родства с Творцом, он сам подвергает себя смерти, теряет свою человечность.
В этом родстве человека с Богом через дух состоит смысл и содержание "Образа Божия" в человеке. Однако образ Божий не ограничивается лишь одним духом. Христос явился нам во плоти, почтив тем самым и человеческое тело, чтобы по риторическому выражению Паламы – пристыдить ангелов, которые в противном случае слишком бы возгордились. Ангелы – всего лишь вестники, тогда как человек – венец и царь творения именно потому, что в нем сосредоточено все творение, включая духовный и материальный мир.

"В своей несравненной любви к людям, Сын Божий не просто соединил свою ипостась с нашей природой, облекшись живым телом и разумной душой, "дабы появиться на земле и жить с людьми" (Варух 3;38)…Он также соединяется с человеческими ипостасями, сливаясь с каждым верующим через причащение Его святому телу. Он составляет с нами одно тело (сисмос, "со телесность" Еф. 3;6), превращая нас в храм целокупного Божества – т. к. в Теле Христа "обитает вся полнота Божества телесно" (Кол. 2;9).В таком случае ему невозможно не просветить тех, кто достойным образом участвует в Божественном сиянии Его Тела внутри нас, проливая сияние на их души, как некогда на тела апостолов на Фаворе. Ибо поскольку Его Тело, источник благодатного света, в то время еще не соединилось с нашим телом, оно сияло внешним образом на тех, кто были достойны приблизиться, передавая свет их душам через очи разума. Но сегодня, соединяясь с нами и обитая внутри нас, оно освещает нашу душу изнутри". Св. Григорий Палама. (Триады, 1,3; 38).

С момента Рождения от Духа Святого, Бога не следует искать вовне – Он Словом Своим находится внутри нас. Апостолы видели лишь внешний свет, ибо Христос не Воскрес. Но после Воскресения в нас самих Истины мы все, все без исключения, являемся самым реальным, живым образом членами Его Тела, Церкви. Это учение представляет собой основу всей христианской этики.

Для Паламы история (т. е. движение и прогресс), важна, т. к. Христос явился в наш мир во времени, изменив отношения между Богом и человеком и открыв человеку путь к истинному общению с Богом. Наша жизнь в истории обращена в будущее, навстречу Богу, и состоит в осуществлении всех способностей и возможностей, данных нам Богом во Христе, для достижения спасения себя и всего творения во втором Пришествии. Но Второе Пришествие есть живая, уже совершающаяся сейчас для христианина реальность в его сакральном и духовном опыте: будущее Царство уже "внутри нас" (Лк. 17;21), в ожидании полного обнаружения своей славы. Видение Бога возможно, когда Божественная энергия (информация) сообщается человеку и по настоящему им усваивается. В этом состоит смысл спасения.

Мистическому христианству в целом всегда было свойственно личное измерение духовного опыта, в нем всегда подчеркивалось, что Христос пришел спасти каждого из нас. Спасти, а не учредить организацию. Воплощение упразднило необходимость посредников, после прихода Христа нам не нужны промежуточные инстанции для истинного общения с Богом.

Рождаясь от девы, - говорит преп. Максим Исповедник, - Христос упраздняет разделение человеческой природу на мужскую и женскую. Крестом он соединяет рай с земной реальностью. Вознесением – землю с небесными сферами. Наконец, Он приносит в дар Отцу всю полноту соединенной в нем вселенной, как новый Адам, соединяющий тварное с нетварным. В таком понимании Христа, искупление представляется одним из моментов Его дела, моментом, обусловленным грехом и исторической реальностью падшего мира, в котором произошло Воплощение.

Бог предвидел падение Адама, и Сын Божий был "Агнцем, закланным от создания мира" в предвечном изволении Святой Троицы. "Тайна Воплощения Слова заключает в себе значение всех символов и тайн Писания, скрытый смысл всякого творения, чувственного и сверхчувственного. Но тот, кто познает тайну креста и гроба, познает также существующий смысл всех вещей. Наконец, тот, кто проникнет еще глубже и будет посвящен в тайну Воскресения, познает конечную цель, ради которой Бог создал все вещи изначала".
Преп. Максим Исповедник.