Закипание начинается со дна

Олег  ЗОИН 


Университет

 

Произошло дальнейшее развитие конфликта вокруг ликвидации в Казанском федеральном университете кафедры татароведения. Событие это достаточно закономерное и вряд ли случайное.
На пресс-конференции в «Татар-информе» ректор университета Ильшат Гафуров принципиально заявил, что КФУ - именно федеральный университет, обслуживает федеральные интересы и предназначен быть ведущим и «системообразующим» вузом для федерального Приволжского округа, а не для Татарстана. Вероятно, это повторяют ректору в кабинетах в Москве постоянно – именно из федеральной казны КФУ финансируется, именно оттуда назначается ректор КФУ - исключительно правительством России. Так что когда Рустам Минниханов объявил, что показывает Ильшату Гафурову «желтую карточку» в связи с ликвидацией кафедры татароведения КФУ во главе с Искандером Гилязовым, он был не совсем прав. Формально только Дмитрий Медведев может показывать ректору Казанского федерального университета «желтую карточку».

Если исходить из старого принципа «разделяй и властвуй», то Москва, естественно, заинтересована, во-первых, в усилении федеральной структуры в Татарстане, своего стратегического плацдарма, во-вторых, в появлении и сохранении структурного конфликта в республике между местной властью и руководством университета. В КФУ обучается 43 тысячи студентов, его бюджет около 10 млрд. рублей, и это достаточно весомая политическая сила для республики. В свое время некоторые представители татарской элиты выступали против того, чтобы придать Казанскому университету статус федерального, так как опасались, что университет в этом случае не будет заниматься проблемами республики. Судя по заявлению ректора КФУ, они оказались правы.

Присоединение к нему педуниверситета было ошибкой, потому что теперь готовить учителей для татарских школ и даже для татарстанских школ уже некому, здесь в национальной образовательной политике Татарстан шагнул существенно назад, можно даже сказать, что потерпел поражение. Учитель всегда был сакральной фигурой для татарского общества. Ныне оно лишилось базы для формирования собственного слоя учителей, патриотов Татарстана. Педагогический университет должен был оставаться татарстанским образовательным плацдармом.
Возможно, сам Ильшат Гафуров и не хочет занимать столь радикальную позицию, которую татарские националисты называют «империалистической». Но положение обязывает, и он прекрасно понимает, кто его работодатель, его в Москве могут быстро заменить на какого-нибудь Егора Холмогорова и иже с ним. Так что своим резким заявлением о том, что КФУ фактически самостоятелен в Татарстане, Ильшат Гафуров лишь продемонстрировал лояльность Москве. Так как знающие Гафурова люди говорят, что он обычно все просчитывает на несколько ходов вперед, возможно, это уже и заявка на вхождение в обойму кандидатов на пост руководителя Татарстана №3, я сознательно не пишу «президента».

Потому что после выборов в Государственную думу возможно дальнейшее наступление на самостоятельность республики, хотя оно абсолютно бессмысленно и даже вредно для федерального центра, у него в последнее время и так проблем выше крыши. И создавать на ровном месте еще одну, причем серьезную, чрезвычайно глупо. Выборы президента РТ показали в прошлом году, что у Рустама Минниханова реальная поддержка в республике на уровне 95% как среди татар, так и среди русских. Скорее всего, Гафуров после «желтой карточки» Минниханова проконсультировался в Москве, насколько сильной будет поддержка его кандидатуры, и только после этого сделал на пресс- конференции заявление, о том, что КФУ - федеральный вуз, а не «татарстанский». Не обеспечив себе крепкого тыла, он не стал бы делать таких заявлений. Подобных «смелых» заявлений в республике не было слышно со времен «путча глав».

Но, мне кажется, Гафуров все же поторопился и неправильно рассчитал диспозицию - если ему показалось, что бюрократия в Москве всесильна, то он просто не принял в расчет, что в этом случае все татарстанское общество (да и татарская община в России тоже) будет на стороне Минниханова. Более того, Минниханова поддержит и весь коллектив университета, и студенчество. Вопрос в том, что если снять Гафурова, то Москва тотчас пришлет варяга с соответствующей идеологией, пользуясь процедурой «назначенчества».
Гафуров заявил о том, что на смену кафедре татароведения создается Высшая школа татаристики им. Тукая (академик АНТ Хакимов прокомментировал эту смену татароведения на татаристику тем, что предложил ввести термины «чувашистика», «мордвистика»). Тем более что даже ученые-тюркологи Германии высказали Рустаму Минниханову обеспокоенность по поводу ликвидации татфака в КФУ и закрытия кафедры татароведения. Все эти процедуры, мне кажется, проводятся под нажимом Москвы, которая пытается лишить последнего федерального финансирования собственно татарские исторические исследования, вряд ли они нравятся Москве в условиях нарастания новой исторической «патриотической» парадигмы.

С этой точки зрения совершенно уничижительные оценки Институту истории Минобразования Татарстана, данные Гафуровым, тоже вполне рассчитанные, а не спонтанные. «Это пипирочная структура, - сказал ректор КФУ и даже показал пальцами что-то в пределах длины одного сантиметра, на сайте «Татаринформа» это видно. - … Иногда нас пытается сравнить с собой – мы бы у вас там кафедру открыли. Да не нуждаемся мы в их кафедрах, потому что они не сравнимы с нами! Ни в образовательном объеме, ни по проектам, ни в научных исследованиях. Если говорить об Институте истории имени Марджани, то у него даже ученого совета нет, диссертационного. Это говорит о «признании» всего, что они делают. Да, когда- то он был первым, а сегодня паровоз ушел!». Сторонникам кафедры татароведения Гафуров предложил задуматься, будут ли востребованы ее выпускники. Это прямо типичный диалог Голиафа с Давидом. При этом нужно вспомнить, что проект тысячелетия Елабуги был выпестован Рафаэлем Хакимовым и делался Ильшатом Гафуровым в тандеме с ним. И вот такая неожиданная характеристика бывшего единомышленника.

Обращает на себя внимание, что подобная характеристика вполне в духе заявлений «мочить в сортире», «сделаем вам обрезание» и т.д. То есть в этом «афористичном» заявлении есть элемент подражательности. Кажется, расчет был на то, что в Москве услышат. Появились мнения, что конфликт происходит из-за того, что Рафаэль Хакимов сам претендует на пост ректора КФУ. Но это нереально, никто в Москве, тем более ФСБ, не даст согласия на занятие им этого поста. Если бы ректор выбирался, может, и были бы какие-либо шансы, но через московское сито Рафаэлю Хакимову практически невозможно пройти, разве там начнется демократическая революция.

Гафуров заявил о недостатке базового образования у тех, кто пытается решать со стороны проблемы университета. Но вот Сталин, например, - недоучившийся семинарист, трижды Герой Соцтруда академик Зельдович не окончил средней школы, не говоря о вузе, да и Шаймиев с Миннихановым по базовому образованию «инженеры-механики». Да и Билл Гейтс с третьего курса Гарварда был отчислен. И таких примеров тысячи.
Что же получается? Сегодня Институт истории имени Марджани, выпустивший семитомную «Историю татар», над которой трудилось около 350 ученых со всего мира, назвали «пипирочной структурой». Завтра, можно прогнозировать, и Татарстан назовут «пипирочной республикой», если следовать подобной логике. Подобное заявление, кстати, несколько девальвирует семитомник, ибо если создала его «пипирочная структура», то значит, и произведение аналогичное? За последние лет 50 никто в республике так не выражался. Надо ли начинать? И продвинут ли такие «крылатые» выражения наш КФУ в топ-100 мирового рейтинга университетов?


Рашит АХМЕТОВ

 

Газета “Звезда Поволжья” № 21, 09 июня 2016 года, Казань
Другие материалы газеты на сайте http://www.zvezdapovolzhya.ru/