Музей истории ГУЛАГа - институт воспитания врагов России

На модерации Отложенный
Главный вход в новое здание государственного музея ГУЛАГа
 

В жизни общества музеи имеют большое значение. В любой стране они являются частью национальной воспитательной системы. То есть – почти всегда они в той или иной степени идеологизированы. В эффективности донесения информации до посетителей музеи конкурируют с телевидением и интернетом. Мало кто принимает в расчёт тот факт, что музейная деятельность не ограничивается одним лишь статичным экспонированием. Правильно поставленная работа музейного учреждения охватывает все слои населения и делает музей и связанные с ним организации активными игроками на информационно-идеологическом поле.

Но и в самом музее человек не просто получает определённую информацию. Из музея с грамотно выстроенными экспозициями человек уходит с конкретными установками. Музей – это сила. Некоторый порог ставит лишь фактор доступности этих учреждений культуры для массового посещения. И дело не в цене билета: в музей надо идти или ехать, а это – время и некоторые усилия. Зато иногда достаточно посетить какой-либо выдающийся музей лишь однажды, что бы на всю жизнь сформировать для себя определённую точку зрения на тот или иной вопрос. История знает многочисленные примеры успешного насаждения чужой культуры и враждебной идеологии при помощи специально созданной музейной системы или внедрения специализированных учреждений такого рода в культурное пространство страны-мишени. При необходимости сделать это можно очень быстро, особенно в сочетании с новыми школьными учебниками истории и соответствующим информационным сопровождением в заинтересованных СМИ.

В этой статье речь пойдёт о музее, являющимся подведомственным учреждением Департамента культуры города Москвы. С 2004 по 2015 гг. государственный музей ГУЛАГа располагался в старом дома дореволюционной постройки на улице Петровка, недалеко от Генеральной прокуратуры России. Впервые я набрёл на него совершенно случайно в 2005 году. Слово «государственный» в названии учреждения подействовало интригующе. К музейному делу в то время я имел самое непосредственное отношение, поэтому посещению музеев в любом городе старался уделять как можно больше внимания.

Мрачные пулемётные вышки и дорожка в окружении рядов колючей проволоки в глубине арки выглядели многообещающе. Прямо на стене ряд портретов «невинно репрессированных», включая Тухачевского. Внешние декорации выполнены на хорошем уровне, такое всегда впечатляет. Внутри всё оказалось ещё круче. Интерьер музея с самого начала осмотра производил сильное и тягостное воздействие даже на подготовленного посетителя. Несмотря на явный недостаток подлинных экспонатов, чувствовался творческий порыв дизайнеров: голые кирпичные стены, карикатурные изображения Сталина по колено в крови на фоне груд белых черепов, искажённые цифры и тенденциозно подобранные факты в экспозициях. Картину завершали смотрительницы залов: в основном пожилые женщины, с их слов — все сплошь из семей репрессированных.

Сотрудники музеев должны быть осведомлённее о своём учреждении больше, чем большинство посетителей. Обычно так оно и есть. Но музей ГУЛАГа оказался редким исключением. При разговоре смотрительницы смущались, путались в показаниях, плохо различали Ягоду и Ежова и в итоге начинали звать на помощь директора. Но в основной своей массе посетители лишних вопросов не задавали – на них с кроваво-чёрных картин злобно и осуждающе смотрел Сталин. На первом этаже осмотр заканчивался подглядыванием через глазок в камеру, в которой палач-следователь допрашивал невиновного с виду арестанта. Чувствовалось, что в экспозиции вложено много сил и средств. И хлеб свой идеологи и дизайнеры этого учреждения ели не зря. Люди выходили из музея с изменёнными лицами и убеждённые в беспросветном прошлом своей страны. И, наверное, — в незавидном будущем. Удивило присутствие в музее притихших детишек в составе школьной экскурсии и количество вываливаемой на головы детей негативной искажённой информации с чудовищными подробностями.

Прошли годы. Многое изменилось. Пришло время переосмысления. Советский период и личность Сталина стали приобретать всё большее значение для граждан России. И значение это всё больше становилось положительным. В интернете и на ТВ развернулись нешуточные дебаты между сторонниками Сталина и либерально настроенными согражданами. Неоднократные попытки десоветизации встречали резкое неприятие со стороны абсолютного числа россиян. Исходя из исторического опыта и сохраняющихся тенденций, следовало ожидать качественных изменений в рамках информационной войны на всех уровнях, в том числе – на внутреннем фронте. И тема ГУЛАГа здесь никак не могла остаться в стороне.

Зимой 2016 года я решил посетить музей ГУЛАГа ещё раз. На Петровке его не оказалось. Музей переехал. В новое огромное здание постройки 1908 года в 1-м Самотечном переулке. Это тоже в центре Москвы. По найденным в сети заявлениям администрации музея, переезд позволил расширить выставочные площади в 4 раза. Сам факт переезда был освещён в СМИ как качественный рывок в деле сохранения памяти о нашем прошлом. Казалось бы, обычное дело. Обычное. И, на первый взгляд, дело хорошее. Что плохого в сохранении памяти о нашей истории? Но дьявол кроется в деталях. И эти детали заслуживают особого внимания.

 

Здание тюрьмы в спальном районе Москвы

 

Всё как полагается, в назидание потомкам. В музей можно и не заходить – и так страшно. Прямо с улицы связка слов «СССР-Сталин-ГУЛАГ-1937-репрессии» приобретает конкретный смысл.

Новый музей истории ГУЛАГа находится в старом спальном районе. Найти музей несложно – издалека притягивает взор мрачное четырёхэтажное здание, к «радости» жителей окрестных домов стилизованное под тюрьму. Уже на входе чувствуется огромный объём вложений: здание полностью переделано под музей. Судя по благодарственному поимённому списку, к появлению здесь музея ГУЛАГа в нынешнем виде причастны очень известные личности и чиновники высокого ранга. Упомянуты мэр Москвы Собянин и его замы, советник Президента по правам человека Федотов, Наталья Солженицына, директор Госархива Мироненко, два человека из правления «Мемориала», директор ФСИН России Корниенко, губернатор Чукотского автономного округа и его зам… Что примечательно, министра культуры России В.Мединского в этом списке не оказалось. Зная позицию Владимира Ростиславовича по ряду тематических вопросов, можно предполагать, что это отнюдь не совпадение.

 

 

Список благодетелей музея ГУЛАГа. Министра культуры РФ в перечне причастных нет. Случайность? Вряд ли.

На фотографиях к статье хорошо видны особенности интерьера музея, его прекрасное материально-техническое оснащение. Сменился и штат смотрителей, теперь это совсем молодые и подкованные по теме люди. Очень много посетителей. Куда-то делись мрачные низкосортные картины со Сталиным по колено в крови. Зато добавилось экспонатов. Повторюсь, всё сделано на очень высоком уровне, я бы сказал – «с любовью». И опять – игра в одни ворота. Спору нет, в нашей истории были не только великие свершения и победы, было и плохое. Это, как сказал наш Президент, действительно нельзя забывать. Но всему есть своё объяснение. У каждой катастрофы, как в своё время метко подметил Каганович, есть своя фамилия. Были объективные причины для применения труда заключённых. Нельзя оценивать события прошлого с позиций сегодняшнего дня. Но об этом в музее ГУЛАГа ни слова, как нет даже упоминаний о том, что положительного для страны дала система ГУЛАГ. Зато есть ложь и манипуляция с сознанием людей. На государственные, заметьте, деньги.

Оформление ещё одного зала. Экспозиции в виде стилизованных гробов с мрачной эффектной подсветкой.

Набор тюремных дверей. На эмоциональную сферу эта экспозиция действует безотказно. Неважно, что некоторые двери к ГУЛАГу как таковому отношения могут не иметь. Главное – они есть. А музей-то государственный. Значит, думают посетители, – преподносимой информации можно доверять. И доверяют.

Мрачная кирпичная стена и набор железных изделий. Одинокие кандалы не в состоянии испортить умело созданную дизайнером картину средневековой камеры пыток. На молодёжь такие вещи впечатление производят просто убийственное.

 

Экспозиция с сейфами, в которых в различных лагерях и тюрьмах хранились личные дела заключённых. С синим сейфом у создателей музея вышла промашка – он выпуска не ранее середины 1970-х гг. и никакого отношения к ГУЛАГу иметь не мог. Это грубейшее нарушение. Но кто будет смотреть на шильдики экспонатов и забивать себе голову тонкостями атрибуции, когда вокруг столько свидетельств «жуткого советского прошлого»?


Так зачем вбивать в посетителей учреждения культуры чувство вины за прошлое своей страны, как это 70 лет делают с немцами? Неужели мы перед миром и перед самими собой виноваты не меньше нацистов, как это давно преподносится на Западе и в российских оппозиционных СМИ? И таких вопросов возникает очень много. Но в музее истории ГУЛАГа вы не найдёте на них объективных ответов. Зато их при желании можно найти на сайте этого учреждения.

 

Государственный музей истории ГУЛАГа и его партнёры

Давайте посмотрим, что же это такое — музей ГУЛАГа, с точки зрения отцов-основателей. «Это собрание экспонатов, связанных со сталинскими репрессиями, было основано Антоном Антоновым-Овсеенко, который сам 13 лет провел в лагерях. Его отца, известного революционера, расстреляли в 1938 году «за принадлежность ктроцкистской и шпионской организации». Формулировка грамотная, она сразу задаёт нужный тон. Ведь с точки зрения наших либералов и западных идеологов шпионов в СССР не было, а троцкисты все без исключения были невинными жертвами Сталина.

Ещё одна примечательная фраза, на этот раз от председателя президентского Совета по правам человека (СПЧ) Михаила Федотова «Музей истории ГУЛАГА ни много ни мало станет «центром большой музейной инфраструктуры по всей стране». Как вам такой прогноз Федотова? И он далеко не одинок. Роман Романов, нынешний директор музея ГУЛАГа, доверительно сообщил журналистам, что в скором времени будет создана ассоциация российских музеев памяти. Вот так, ни много ни мало. Но, вдумайтесь, зачем?

Как вы думаете, на чью мельницу льётся эта гулаговская вода? Кому нужна такая своеобразная, избирательная и тщательно отфильтрованная память, кому нужны ассоциации музеев памяти? Какие здесь можно провести параллели и, что главное, кто является выгодоприобретателем всего этого масштабного социального проекта?

Ответ лежит практически на поверхности, хотя почти всегда его нужно искать на уровне контекста. Приведу один абзац с «Лента.ру» из статьи «Горькая память», посвящённой очередному Дню памяти жертв политических репрессий:

Митинги и траурные мероприятия прошли в пятницу по всей стране при поддержке местных органов власти. В полдень в столице «Московский Мемориал» и «Московская ассоциация жертв незаконных репрессий» провели митинг у Соловецкого камня. С самого утра на Бутовском полигоне зачитывались имена погибших в соответствии с «расстрельными списками» НКВД, по дням приведения приговоров в исполнение. В Санкт-Петербурге одну из главных городских памятных церемоний по традиции начали на Троицкой площади, где находится петербургский Соловецкий камень. Цветы возложили и на печально известном Ржевском полигоне. В ряде городов впервые состоялась акция «Бессмертный ГУЛАГ», построенная по аналогии с «Бессмертным полком». Ее инициатором выступило движение «Весна», основанное в 2013 году активистами «Яблока» и РПР–ПАРНАС.

Заключительные два предложения говорят о многом.

Выделим ключевые слова:«Весна», «Яблоко», «ПАРНАС». Обращают на себя и названия засветившихся в мероприятии НКО: «Московский Мемориал» и «Московская ассоциация жертвнезаконных репрессий». Одни инициировали, другие подхватили. Циничной выглядит «аналогия» «Бессмертного ГУЛАГа» с «Бессметным полком». С «Мемориалом» музей вообще находится в очень тёплых отношениях: в апреле 2016 года на сайте музея истории ГУЛАГа все желающие приглашались на вечер памяти «настоящего политического заключённого» Марлена Кораллова, видного члена правления московского «Мемориала».

Всё это — очередная операция информационной войны против России с гарантированным пересечением на двух ближайших ключевых датах: 2016 и 2018 годы. Это выборы в Госдуму и выборы Президента России. Сопоставьте риторику иностранных СМИ с лозунгами российской оппозиции, проведите параллель между «незаконными» репрессиями прошлого и выстраиваемым образом России и образом её руководства в настоящем. Цель организаторов всех мероприятий одна и она оправдывает любые средства.

Что удивительно, методика информационной агрессии Запада против законных правительств различных государств не меняется уже в течение длительного времени. Сейчас маски сброшены, игра идёт в открытую. Мы ежедневно видим её проявления на экранах телевизоров и персональных компьютеров. Книги сейчас читают мало, но читают. Поэтому для наших читающих сограждан выпускаются соответствующие книги и на тему ГУЛАГа. Помимо солженицынской «классики» и тонкой книжицы «Тараканище» (кто не в курсе – это якобы плохо скрытый намёк на Сталина) в московском музее истории ГУЛАГа можно прикупить целую подборку книг. В том числе – иностранных авторов (а ведь действительно – кому лучше знать про советскую историю, как не иностранцам?). Некоторые книги и издатели обращают на себя особое внимание.

Давайте посмотрим, какие книжки можно купить в государственном музее ГУЛАГа. Двухтомник воспоминаний соловецких узников. Заметьте, ценник немалый.

А вот та самая книга «Есть всюду свет…» под редакцией Виленского (слева).

Книга ярого антисоветчика Дэвида Кинга, известного почитателя Троцкого. Конечно, для музея ГУЛАГа это несомненный авторитет.

 

Всем с детства знакомая книга Чуковского «Тараканище». По либеральной версии – это якобы завуалированная сатира на Сталина. Хотя на самом деле – на Троцкого!

Читаем сообщение на сайте музея (все выделения — Ю.М.): «По инициативе Государственного музея истории ГУЛАГа и историко-литературного общества «Возвращение» был переиздан сборник С.С. Виленского «Есть всюду свет… Человек в тоталитарном обществе». Переиздание и презентация сборника состоялась при поддержке Правительства Москвы, Департамента культуры города Москвы, Департамента образования города Москвы, Комитета общественных связей и Постоянной межведомственной комиссии Правительства Москвы по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий.

Книга включает в себя рассказы, стихи, отрывки из произведений крупнейших русских писателей, поэтов, мемуаристов XX века, представивших тему человеческого бытия внутри советской тоталитарной системы. Советский период истории России показан глазами таких выдающихся авторов, как А. Платонов, В. Короленко, М. Булгаков, Ю. Домбровский, А. Солженицын, В. Шаламов, В. Набоков, Б. Пастернак, М. Цветаева, Е. Керсновская, О. Мандельштам и др.

Впервые книга была издана обществом «Возвращение» в 2000 г. тиражом 20 000 экземпляров и распространялась бесплатно по школам и библиотекам России. Сборник получил множество положительных отзывов учителей и учеников, по которым можно судить, что в нем должном образом представлена тема тоталитаризма и государственного террора, а значит, издание способно составить у школьников верное представление о советском периоде нашей истории,сформировать гражданское сознание и приобщить молодое поколение к художественной литературе и живому русскому языку.

Сейчас сборник переиздан тиражом в 5000 экземпляров, который был передан в московские школы для выявления потребности в данном издании. Сборник «Есть всюду свет… Человек в тоталитарном обществе» рекомендуется в качестве хрестоматийного материала для учащихся старших классов». Конец цитаты.

Казалось бы, хорошее дело – книжки такими немалыми тиражами печатать да бесплатно по школам (!) и библиотекам раздавать. Мало того – налицо готовность печатать столько книг, сколько «потребность» школ переварит. Смущает лишь несколько моментов: цель такой щедрости и загадочное общество со странным названием «Возвращение». Настораживает и размах неистового желания сформировать у наших детей не просто гражданское сознание, но и некое верное представление о нашей истории. А фраза «приобщение молодого поколения к художественной литературе и живому русскому языку» вызывает настоящий ступор. Это у Солженицына-то с Цветаевой живой русский язык? А если «Архипелаг ГУЛАГ» и прочие подобные творения составители и распространители названного сборника считают художественной литературой, то каким боком эти произведения вообще имеют подчёркиваемое отношение к научно-документальной методологии создания музея?

 

Экспозиция «Враги народа». Причём здесь спортивный «ворошиловский» плакат – непонятно.


Теперь об обществе «Возвращение». Забиваем это словосочетание в поиск, находим нужное и читаем:

 

Московское историко-литературное общество «Возвращение» — это общественная российская благотворительная организация, которая объединяет бывших узников ГУЛАГа и нацистских концлагерей — авторов воспоминаний, художественных произведений, исторических исследований. «Возвращение» — единственное в России специализированное издательство, выпускающее литературу о жертвах тоталитарных режимов. Председатель организации — филолог Семён Самуилович Виленский.

Итак, «Возвращение» — это ещё одна «благотворительная» НКО во главе с очередным филологом, ставящая на одну доску Гитлера и Сталина, а значит – уравнивающая СССР и его правопреемницу Российскую Федерацию с нацистами и их античеловеческими деяниями и идеологией. Теперь смотрим историю появления этой организации. Основана она была в 1962 году, ещё при Хрущёве, под выразительным названием «Колымское товарищество» Семёном Самуиловичем Виленским, который имел обыкновение представляться как якобы единственный выживший в Сухановской тюрьме. Короче, личность в этом плане незаурядная. И, как показало время, для антисоветских и антироссийских сил этот товарищ оказался довольно перспективным для решения определённых задач.

В 1989 году, то есть в разгар деятельности тех самых внешних и внутренних сил по развалу СССР, в Москве при непосредственном участии «Колымского товарищества» в издательстве «Советский писатель» вышел в свет на нескольких языках двухтомный сборник воспоминаний двадцати трёх бывших узниц ГУЛАГа «Доднесь тяготеет». Составитель – С.С. Виленский. Издаётся также хрестоматия для школьников-старшеклассников под вышеупомянутым названием «Есть всюду свет. Человек в тоталитарном обществе», выпущенная тиражом 27 000 экз. Дальше ещё интереснее:под редакцией «прораба перестройки» академика А. Яковлева появляется книга-обзор «Дети ГУЛАГа». Обратите внимание – под редакцией того самого Яковлева.

Далее. В 1990 году «Колымское товарищество» было зарегистрировано как Московское историко-литературное общество «Возвращение». Обратите внимание на даты. А с 1991 года якобы на собственные, «похоронные» деньги, общество «Возвращение» начинает издательскую деятельность. Далее общество развернуло активную деятельность на ниве антисоветской пропаганды, организуя международные конференции, издавая книги, журналы и т.д.

В 1993 году (внимание – дата!) на второй такой конференции её участники заявили, что готовы продолжать безвозмездную издательскую работу по сохранению памяти. Виленский обратился за помощью к председателю Комиссии по реабилитации А. Яковлеву. «Невинно репрессированный» филолог знал к кому обращаться. А СССР тем временем доживал последние дни.

Такое тесное и плодотворное сотрудничество музея истории ГУЛАГА со столь матёрой организаций антироссийской направленности даже не вызывает удивления – уж больно много точек соприкосновения. Удивительно другое – почему с «Возвращением» и другими НКО антигосударственной направленности позволительно так откровенно дружить государственному музею? Почему в такие учреждения как московский музей истории Гулага и екатеринбургский Ельцин-Центр вваливается такое количество бюджетных денег? Почему им вообще уделяется столько внимания со стороны органов власти? Неужели чиновники следуют некоему заданному «тренду», не задумываясь о последствиях? Или – всё-таки задумываясь?

Создатели музея и их соратники преследуют ничем не прикрытую цель десоветизации нашей страны. Они планомерно проводят выверенную и эффективную антигосударственную политику, внедряя в сознание людей всех возрастов чувство вины за историю своей страны, а значит убеждённости в неправомерности действий руководства СССР. В экспозициях музея ГУЛАГа приведены лживые цифры и задействован весь набор манипулятивных приёмов воздействия на посетителя. Как со знанием дела утверждал Геббельс, сто раз повторенная ложь становится правдой. На наших глазах идёт переписывание истории нашей страны. А это всегда заканчивалось плохо.

 

Одна из записок, оставленных на гостевом стенде в музее ГУЛАГа. Прочитайте её внимательно. Теперь понимаете эффективность работы этого учреждения?


Государству следует более пристально обращать внимание на деятельность учреждений культуры. И при необходимости принимать адекватные меры, несмотря на неизбежные издержки в виде «общественного мнения» в лице нескольких десятков ангажированных журналистов и правозащитников. Образование плотно работает с культурой? Так и должно быть, школьные экскурсии в музеях – дело нужное. Но должны быть определённые рамки, оберегающие психику детей и их формирующееся мировоззрение от сомнительной информации из книг издательства «Возвращение» и экспозиций музея ГУЛАГа.