Куда идём? Что строим?-2

Cегодня гайдпаркер Кузьма Гуляйпольский разместил статью "Куда идём? Что строим?". Я позволил себе написать свое видение затронутых в статье проблем, позаимствовав у автора заглавие.

Кузьма! Спасибо за поднятую тему! На самом деле, она более глубока, чем описана Вами. Социализм в варианте СССР был, конечно, лучше нынешнего дикого олигархического капитализма, но он отнюдь не был так хорош, как нам бы сейчас хотелось представлять (я говорю о периоде развитого социализма брежневской эпохи). И дело не только в материальном факторе - низкой производительности труда, часто убогом качестве и узком ассортименте товаров, низком уровне жизни (если сравнивать не с Африкой, а со странами "золотого миллиарда"), отгороженности от внешнего мира. Дело, в первую очередь, в том, что люди перестали чувствовать свою значимость для страны (а пик своей нужности они испытали в 1941-45 г.г.), что они были унижены идеологической пропагандистской ложью, господством формализма и бюрократизма (никогда не забуду "Личные комплексные планы", которые нас заставляли писать и всенародное изучение литературных произведений ведущего писателя современности Л.И. Брежнева "Малая земля" и "Целина"), своей отстраненностью от процессов управления государством, всё более и более наглевшей партийно-хозяйственной верхушкой (которая в конце концов и предала и разграбила страну, и до сих пор питается её остатками, как стая стервятников).

Всё это не может позволить мне назвать СССР "империей добра" (хотя, конечно, "империей зла" он на позднем этапе своего существования тоже не был).
Но сейчас мы имеем страну много худшего качества, чем был СССР. И, безусловно, наша общая задача - демонтировать нынешний строй как значительно более ущербный и преступный, чем развитой социализм 1965-1985 г.г.
Однако пока капитализм в России силён и даже не думает сдавать свои позиции. Протестные акции народа слабы и жестоко подавляемы. Народное недовольство ограничивается, как и в СССР, территорией собственной кухни. И так может продолжаться годы и десятилетий. Потому что есть ОДИН ГЛАВНЫЙ ФАКТОР, который препятствует свержению существующего антинародного режима. Этот фактор - ОТСУТСТВИЕ ВИДЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВЫ. Мы все понимаем, что ТАК дальше жить - нельзя, но никто не может внятно сказать, КАК нужно жить, К ЧЕМУ нужно стремиться, ЗА ЧТО бороться.

Общество расколото. Часть - ностальгически тоскует по СССР и мечтает о его реставрации. Часть, наоборот, ненавидит СССР и отравлена разрушительной либеральной идеологией. Часть - предельно пассивна, ибо не видит дальше своего корыта и считает, что если они не будут "высовываться", то смогут и дальше жить спокойно и обеспеченно. Часть общества - и немалая - встроена в Систему, и поэтому кровно заинтересована в её незыблемом существовании. Часть - вообще не интересуется ничем, кроме очередной порции алкоголя или дозы наркотиков.
Поэтому нынешние задачи - не выводить людей на площади по 31-м числам, а выработка концепции того государства, которое мы желаем строить на руинах капиталистической России. Общество не может сплотить идея ПРОТИВ (против путинского режима, против власти олигархии, против разворовывания и развала страны и т.д.). Общество может сплотить только идея ЗА. Как в 17-м году - "Землю - крестьянам! Фабрики - рабочим! Власть - Советам". Спекулирование оппозиционерами на протестных настроениях - пока, к сожалению, именно спекулирование. Потому что их идеи ПРОТИВ - не подкрепляются идеями ЗА (или их идеи такого низкого качества, что не выдерживают никакой критики).

А свергать одну власть ради другой, непонятно какой, народу нет никакого интереса.

Наш народ - стреляный воробей. В нашей генной памяти живет и новгородская вольница, и века крепостного права, и хмельной воздух свободы от самодержавия и масонских лозунгов свободы, равенства и братства, и братоубийственная ненависть гражданской войны, и дрожание от страха по ночам в конце 30-х, и ужас фашистского вторжения, и торжество великой Победы (которую у нас украли), и гордость за величие страны, когда космос отправился первый - наш - спутник и первый - наш - человек. Ну, а более поздние вехи нашей истории помнятся уже благодаря возрасту - и удушающая ложь о нашем славном пути в коммунизм, в который (в путь, а не в коммунизм) уже никто не верил, но все стыдливо молчали об этом, и вновь хмельной воздух гласности и перестройки, и вновь ужас террора и гражданской войны, и жесткое похмелье (после гуманистической социалистической пропаганды страны Советов), когда выяснилось, что страна Советов развалилась не из-за того, что нас завоевали, а из-за того, что её предали свои (причем не маргиналы, а элита - силовики и красные директора), и наступление реакции, авторитаризма, культа индивидуализма, потребительства и всобщего полного пофигизма. Мы многое уже "прошли" (как проходят материал школьники на уроках). Мы стали ученые. И если в 1991 мы не смогли сдать экзамен, то следующий экзамен в 2012 году мы не имеем права провалить. Иначе грош нам цена как нации, и нас справедливо волокут наши правители на задворки истории, как волокут тупых баранов на бойню.

Мы должны понять, куда нам идти. Брежневский социализм неконкурентноспособен. Сталинский социализм неоправданно жесток. И будет ли вообще называться социализмом то, что мы хотим иметь в итоге? Ведь главное - не средства, главное - цель. Многим кажется, что с целью всё ясно - будто бы мы должны стремиться к такому уровню жизни народа и к такой силе государства, которые есть в западной цивилизации. Но это опасное заблуждение, потому что западная цивилизация живет за счет всего остального мира, а мы можем расчитывать только на свои силы. И дело, на самом деле, не в материалном достатке или уровне развития демократии. Статистика самоубийств в развитых западных странах доказывает, что счастье и материальный достаток один от другого никак не хотят зависеть. Поэтому простое кивание на Запад - глупость не меньшая, чем отрицание или охаивание достижений западной цивилизации.

Многие с иронией говорят, что мы вот всё ищем и никак не можем найти свой собственный путь. Правда, в последнее время таких "умников" поубавилось - после того, как мы попытались пошагать по пути западников, и добрели по нему не до западного благоденствия и процветания, а до арабской коррупции и африканского разворовывания госбюджета. Иного пути, как своего собственного, у такой огромной страны с такой сложной историей, как Россия, у нас БЫТЬ НЕ МОЖЕТ. Вот только он пока неясен не только никому из лидеров, но и большинству народа, и все ждут, когда же наконец развеется туман неизвестности и впереди забрезжит даль светлая. И вопросы "куда идем?" и "чего строим?" по-прежнему остаются самыми актуальными вопросами на сегоднешний момент. Хочется верить, что Россия напряженно ищет ответы на них. Хочется верить, что Россия не тупо бредет, как стадо баранов, к концу своей короткой исторической эры, а "сосредотачивается" (по меткому выражению российского канцлера князя Горчакова), чтобы наконец определиться со своей будущностью, а затем разорвать путы, которыми оплели её насильники, и вздохнуть полной, свободной грудью.