"Русский" мэр Риги призвал с увжением отнестись к памяти легионеров СС
На модерации
Отложенный
Полку высокопоставленных защитников эсэсовских ветеранов в современной Латвии прибыло. Их стройные ряды пополнил нынешний мэр Риги Нил Ушаков.
«К сожалению, термин «оккупация» последние 20 лет использовался очень интенсивно. У меня нет никаких сомнений в том, что произошло в 1940 году, – заявил он в интервью газете Neatkariga rita avize. – Государство и народ хотели независимости, но сохранить их было невозможно, потому что другое государство при помощи угроз, коварства и танков эту независимость уничтожило. Нужно ли использовать при этом термины «оккупация», «инкорпорация» и «аннексия»?
Все, что связано со Второй мировой войной, для латышей будет означать утерянную независимость, когда государство оказалось там, где оказалось, а для русских это будет означать, что их народ выжил и победил в ужасной войне, и они этому рады. Запретить радоваться тому, что их отцы и деды победили в войне, было бы неправильно. В конце концов, мы должны оказаться в ситуации, когда у одной общественной группы будет возможность с уважением относиться к тому, что произошло с их дедами, а у второй – с таким же уважением поминать людей (а именно латышских легионеров), которые были вынуждены воевать на противоположной стороне. Этого будет достаточно, чтобы мы начали формироваться как единое государство».
Ушаков, как известно, русский по национальности. Что не мешает ему, рассуждая о праве русских на радость по случаю Победы, говорить: «…ИХ отцы и деды». Себя с русскими г-н Ушаков, видимо, уже не отождествляет. Тогда с кем? С какой нацией? С латышами? Но многие латыши весьма щепетильны в вопросах национальной принадлежности, и брататься с чужаками не склонны. Тем более с русскими, отношение к которым в современной Латвии, мягко говоря, специфическое. В данный момент более 200 000 из них унизительно именуются «негражданами». Не заслужили они латвийского гражданства. Недостойны. И виной тому – главным образом их национальность. У Ушакова с гражданством, понятно, проблем нет: в 1999 году, вернувшись в Латвию из Дании, где он учился на экономиста, коренной рижанин Ушаков прошел процедуру натурализации. Родители у него – русские, поэтому пришлось Нилу сдавать экзамен на знание латышского языка. Сдал, получил латвийский паспорт. И сегодня говорит: «…их народ», «…их отцы и деды», имея в виду русских. Дистанцируется от них. Словно русских в Латвии нету. Словно русские живут только в России. Словно среди латышей нет ветеранов Великой Отечественной и их потомков, которые так же, как и русские, радуются Победе.
И от собственной семьи, от собственных предков г-н Ушаков, видимо, тоже дистанцируется. Ведь оба деда Ушакова – кадровые офицеры, прошли всю войну. А прадед по материнской линии, из кубанских казаков, погиб на той войне. Как бы они отнеслись к предложению Нила уважать чувства гитлеровских ветеранов?.. Это предлагает человек, который, будучи в свое время председателем объединения политических партий «Центр Согласия», принимал деятельное участие в проекте «9 Мая», нацеленном на сохранение памяти о Дне Победы и подвиге советских солдат, советского народа. Об уважении к чувствам легионеров Латышского корпуса Ваффен СС говорит человек, который в мае этого года извинился перед ветеранами Великой Отечественной за недостойное к ним отношение в Латвии на протяжении почти 20 постсоветских лет. Для чего все это говорилось и делалось? Для того, чтобы сейчас фактически оскорбить воинов-победителей, приравняв их заслуги и их ПРАВДУ к «заслугам» и «правде» гитлеровских вояк? Или причина противоречащих друг другу заявлений и действий г-на Ушакова кроется в банальном политическом популизме и стремлении собрать урожай со всех политических грядок? Тогда это – не что иное, как цинизм.
Почтительное отношение к бывшим эсэсовцам (если эсэсовцы могут быть бывшими) давно уже стало неотъемлемой частью государственной политики Латвии. Марши легионеров Ваффен СС проводятся регулярно, начиная с 1994 года. Маршируют 16 марта – в этот день в 1944 году латышские легионеры, которых сегодня в Латвии почитают «борцами за независимость и освобождение от оккупации», впервые вступили в бой с частями Красной армии… в Псковской области.
За чью независимость и чье освобождение они воевали в Псковской области?! Вряд ли латвийские власти смогут вразумительно ответить на этот вопрос. Тем не менее с 1994 по 2001 гг. это событие отмечалось в стране на государственном уровне, пока наконец не было исключено из списка официальных праздников по инициативе тогдашнего президента Латвии Вайры Вике-Фрейберги. Однако эсэсовские марши не прекратились. Они продолжаются, хотя и неизменно сопровождаются громкими скандалами и акциями протеста. Но у эсэсовских ветеранов и их сторонников есть козырь в виде лояльного, а то и откровенно одобрительного отношения к ним со стороны властей. К примеру, в 2009 году Рижская дума запретила проведение марша легионеров СС – дабы не допустить провокаций и столкновений. Эту позицию вроде как разделял и предшественник Ушакова на посту мэра латвийской столицы Биркс. Однако Административный районный суд Риги отменил решение городской Думы. Марш состоялся. А Биркс известен в т. ч. своими заявлениями в СМИ о том, что «подвиги» эсэсовских легионеров должны стать примером для патриотического воспитания в латвийских школах. Цинизм и лицемерие – по-другому такую политику не назовешь.
Теперь доброе слово об эсэсовцах замолвил и нынешний мэр Риги. На первый взгляд, заявление Ушакова насквозь пронизано духом миротворчества. Мол, ребята, давайте жить дружно, каждый из вас по-своему прав, так что давайте примиримся, станем единым целым и заживем счастливо в единой Латвии. И слова, подобранные мэром, аккуратны, политкорректны. Он говорит, что запретить русским радоваться Победе в войне было бы неправильно. Не «недопустимо» или «немыслимо», а «неправильно». Все очень просто, ясно и душевно. Но это – простота, которая, как в пословице, хуже воровства. Потому что речь идет не о ветеранах, скажем, войны Алой и Белой роз, и не о войне между Лилипутией и Блефуску, возникшей из-за спора о том, с какого конца следует разбивать яйцо. Речь идет о тех, чьи деяния давно и официально признаны всем цивилизованным миром преступлениями против человечности, – о фашистах, носителях человеконенавистнической идеологии, врагах рода человеческого. И о тех, кто их победил, спас человечество.
Если бы не спас – не было бы сейчас ни Латвии, ни России; вообще ничего, кроме одного сплошного рейха. Вы можете себе представить, что в случае победы Гитлера в Великой Отечественной войне ветераны Красной армии в столице независимой России сегодня проводили бы свои марши, открывали памятники, возлагали к ним цветы, участвовали в благородном деле патриотического воспитания школьников?.. Надо быть клиническим идиотом, чтобы верить в возможность подобного развития событий. Надо быть бесконечно наивным, чтобы полагать, что обоюдное уважение к победителям и побежденным в той войне будет содействовать примирению в обществе, сплочению нации и формированию единого государства. Есть вещи, которые никакой толерантностью, никаким миротворчеством не соединишь, не притянешь друг к другу, не породнишь.
Уважение к ветеранам Великой Отечественной и уважение к гитлеровцам – именно такие несоединимые вещи. Нельзя устраивать шумные акции на 9 мая, призывать к сохранению памяти о подвиге советских солдат, советского народа и одновременно столь же трепетно хранить память о деяниях эсэсовцев, полагая, что это укрепляет страну. Так не бывает. А если бывает, то это – не путь к примирению и единению. Это – продолжение конфронтации. Это означает, что в данной стране война не закончена. Она продолжается. И победитель, как и в 45-м, может быть только один. И кто им будет, зависит в т. ч. и от властей страны, которые должны сделать выбор, а не действовать по принципу «И нашим, и вашим, и под гармошку спляшем». Властям придется сделать выбор, никуда не денешься. Тогда будет окончательно ясно, что это за власти и что за государство.
Мэр Ушаков, похоже, этого еще не понял. Или делает вид, что не понял.
Комментарии
А что сделали эсэсовцы - стреляли, убивали и у себя на родине, и у соседей и сейчас поют старые песни с фашистским акцентом - пользы от них Латвии никакой, как от бывшей г-жи Фрайберги с ее привычками жить
в сумасшедшем доме
Наци в латвии просто забыли, как латыши оказались в рядах сс. Была принудительная мобилизация. Естественно немцы никогда не пошли бы на такой шаг, если бы тогда в Латвии не было достаточно антикоммунистических и антисоветских настроений, но в итоге, когда с советской стороны к ним подошли дивизии, сформированные из тех же самых латышей, никто особо по своим за немцев стрелять уже как-то и не захотел..
И вобще, на мой взгляд, статья вырвана из контекста того, что русский (!) мэр города должен как-то балансировать между настроениями своих горожан и забыли о том, что мэром в Риге до недавнего времени был некто Янис Биркс, вот цитата:
" В Риге в целях безопасности необходимо отметить праздничные мероприятия, посвященные Дню Победы."
И источник:
http://www.dni.ru/society/2009/4/29/165140.html
Националистические настроения в Латвии безусловно есть, но никак не действующий мэр Риги.