О потерях в ВОВ. Правда и вымыслы.

На модерации Отложенный

В своей статье опубликованной в Гайдпарке и посвященной разбору учебника истории, телеведущий Сванидзе оценил "число оставшихся на полях сражений" в ходе Второй мировой войны советских воинов  в 30 миллионов человек. Тут  он не  одинок. Публицист  Б.В. Соколов,  оценил общее число погибших в рядах Советских Вооруженных Сил в 1941—1945 гг. в 26 с лишним  млн. человек при немецких потерях на советско-германском фронте в 2,6 млн.
Печатая интервью с  А.Н. Яковлевым, «Аргументы и факты»  обнародовали такие данные «В войне с Германией погибло не менее 30 млн. человек»

   Кинорежиссёр Станислав Говорухин публично озвучил данные о  сорока  миллионах наших погибших в войну. 
   И полным диссонансом на фоне этих сообщений выглядят данные, опубликованные в ФРГ в 3 томе книги «Вторая мировая война»  « Потери русской армии 13600000 человек»
   Откуда же берутся подобные оценки потерь СССР нашими согражданами в ходе Второй мировой войны?
   Как всегда, правильно сконструированная большая ложь должна содержать элементы правды, завернутые в обертку злонамеренной дезинформации.
   Действительно,  потери  нашего населения  в Великой Отечественной воине составляют 26,6 миллионов человек. Эта цифра рассчитывается так.  Берется  разница между числом жителей страны в момент начала войны и числом жителей на момент окончания войны, которая составляет  37,7 миллионов человек. (Надо сказать, что  публицист и литератор Б.В. Соколов называет общее число потерь в 46 миллионов, завышая данные ЦСУ о числе жителей СССР на начало войны).  Разница корректируется с учетом  числа жителей, умерших естественной смертью, и родившихся во время войны. Результатом является 26,6 миллионов – это число воинов и мирных жителей, погибших входе   войны. Именно на столько, население страны в 1945 году должно быть больше фактического. Видимо,  цифра  в 30 миллионов, озвученная во время интервью с Яковлевым, простое «округление» цифры 26,6, а 40 миллионов Говорухина  – округление 37,7.
   Комиссия Министерства обороны СССР, которая в течение многих лет занималась подсчётами военных потерь, в декабре 1988 года предложила обнародовать результаты. Министр обороны маршал Д.Т. Язов направил в ЦК КПСС заключение Комиссии и проект постановления о публикации следующих данных.

   «По результатам подсчётов, за годы Великой Отечественной войны (в том числе и за кампанию на Дальнем Востоке против Японии в 1945 году) общие безвозвратные демографические потери (убито, пропало без вести, попало в плен и не вернулось из него, умерло от ран, болезней и в результате несчастных случаев) советских Вооружённых сил вместе с пограничными и внутренними войсками составили 8 млн. 668 тыс. 400 чел
    При обсуждении вопроса на заседании Политбюро ЦК КПСС против публикации резко выступил Шеварднадзе. Ему, как и Горбачёву с Яковлевым, знание обществом истинного числа потерь сильно помешало бы в раскручивании одного из главных перестроечных мифов. Эти данные были опубликованы значительно позже.
    При анализе потерь в ходе войны важно знать методологию расчетов. На сегодня наиболее полным исследованием по статистике наших потерь является работа группы военных историков под руководством генерал-полковника Г.Ф.Кривошеева, доступная в настоящее время и широкому читателю. В этой работе изложены методики расчётов, и проведена перекрёстная проверка данных, как по потерям в рамках отдельных операций, так и из демографических соображений.
   Для оценки того, хорошо ли воевала армия, необходимо выяснить число безвозвратных потерь армии — и сравнить с аналогичными данными  у противника.

   К безвозвратным потерям относят погибших в боях, пропавших  без вести, умерших,  попавших в плен и  расстрелянных по приговору трибунала.
   Главной проблемой, обычно, является не установление абсолютного числа безвозвратных потерь, которое известно с достаточной степенью точности по списочным составам частей и соединений. Сложнее всего установление судьбы тех, кто попал в плен или пропал без вести. Заключение комиссии,  включала в число потерь только не вернувшихся с плена.
   Но, сточки зрения расчета эффективности проведения боевых операций, к в безвозвратным потерям  следует относить всех пленных.

Немецкие безвозвратные потери на советско-германском фронте за период с 22.06.41 по 09.05.45 составили 7 181,1 тыс., а вместе с их союзниками — 8 649,2 тыс. чел. Из них пленных — 4 376,3 тыс. чел.. Потери СССР,  и потери всех тех , кто воевал на советско-германском фронте, составили 11 520, 2 тыс. чел.. Из них пленных — 4 559 тыс. чел. В эти числа не вошла 860-тысячную пражскую немецкая группировка капитулировавшая после 9 мая.
Безвозвратные потери СССР, рассчитанные по  отдельным операциям,   можно перепроверить из демографических данных. При этом учитывают  призванных в ВС за все время ВОВ и численность ВС на момент начала войны (34476 тысяч),  уволенных из ВС во время войны, по разным причинам (9.693 тысяч)  и численность ВС на конец войны (12.840 тысяч). Простейшие расчеты дают цифру безвозвратных потерь  примерно 11 с половиной миллионов человек.

   Вдумайтесь, согласно надежным демографическим данным, о призванных и уволенных из вооруженных сил,  и цифрам,  озвученным Соколовым и Яковлевым, получается, что в конце войны  весь личный состав ВС СССР погиб, а  согласно  цифрам Говорухина, выходит , что потери были больше, чем весь численный состав  прошедший через ВС в ходе ВОВ.  Эти нелепости распространяются с экранов государственных телеканалов и находятся простаки, которые таким цифрам верят!
   В своей книге «Россия накануне XXI века» (1997 г.) футуролог И.В. Бестужев-Лада сообщает: «Советские солдаты буквально своими телами загородили Москву, а затем выстлали дорогу до Берлина: девять падали мертвыми, но десятый убивал-таки вражеского солдата». Публицист Соколов называет соотношение наших и вражеских потерь как 10:1.  
   Простейшие вычисления показывают, что соотношение безвозвратных потерь на германо-советском фронте 1 к 1,3, а при учете, что вполне справедливо, разгромленной и плененной пражской группировки 1 к 1,2.
Учитывая тот факт, что большую часть воины советские войска провели в наступлении (обычно потери наступающих и обороняющихся оцениваются как 3 к 1), то результат никак не свидетельствует, что Советская Армия воевала хуже немецких вооруженных сил.
   Поэтому слова «завалили трупами» иначе как злонамеренной клеветой назвать нельзя.

   Почему же при примерно равных безвозвратных боевых потерях, общие потери Советского народа в Великой отечественной войне оказались в 2, 23 раза больше (26,6 миллионов против 11,9 миллионов)? За счет мирных жителей, которых в массовом порядке убивали, чтобы освободить жизненное пространство, и преднамеренного уничтожения пленных в немецких лагерях. При примерно равном числе попавших в плен в немецком плену было уничтожено 3,5 миллиона человек, а из советского плена не вернулось 420 тысяч немцев. Смертность пленных во многом была следствием затягивания капитуляции немецкими войсками, попавшими в окружение, особенно в зимнее время. Так в войсках Паулюса в начале декабря хлебная норма была уменьшена до 200 г. в день, а к концу декабря до 50-100 г. В середине января 1943 г. выдавать продовольствие солдатам перестали. В результате запоздавшей капитуляции, взятые в плен 110 тысяч истощенных и обмороженных немецких солдат, находились в крайне тяжелом состоянии. Большинство из них вскоре умерло - в места постоянного заключения прибыло только 18 тыс., из них в Германию возвратилось около 6 тыс. человек.

   С какой целью некоторых наших соотечественников с маниакальной настойчивостью распространяют злонамеренный миф? Отвечает академик РАН Геннадий Осипов: «… цель - обесценить Победу, придать ей черты поражения, омрачить коллективную память о ней и принизить моральный дух народа… Эта кампания – явление социальное, ведущие ее люди выступают не как изолированные личности, а как сформированный и объединенный общей задачей отряд в информационной войне против России».
   А кто осуществляет социальный заказ на этот миф?
Да все та же бюрократическая и экономическая элита, которая после незаконного захвата общенародной собственности нуждается в легитимном обосновании своих приобретений.  Один из способов оправдания  передела собственности, доказать,  что новая власть лучше, и человечней, чем советская власть, антигуманная сущность которой проявилась и  в Великой отечественной войне.