Спектакль о Беслане: где границы дозволенного
На модерации
Отложенный
В Рязани разгорается скандал, причиной которого стала инсценировка событий в Беслане, устроенная в местной школе N 1. Постановка вызвала слезы у детей и шок у их родителей. Эта тема стала одной из самых обсуждаемых в интернете, представители Общественной палаты назвали спектакль "отсутствием представления о том, что дозволено, а что нет". Директор школы Ольга Горьковых заявила, что готова уволиться, однако городские чиновники считают, что мероприятие было "красивым и трогательным". http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1499036
Так дозволено или нет? Можно ли детям показывать реальность, какой бы страшной она не была?
Я не знаю ответа на этот вопрос. И никто, наверное, не знает. Но каждому ясно, что в искусстве нет и не может быть ничего запретного. Запреты придумывают ханжи и господа беликовы - в меру своей бездарности и душевной тупости.
И каждому ясно, что нет более отзывчивого, жадного и готового к сопереживанию зрителя и читателя, чем дети. Этим зрителям и читателям можно рассказать ВСЕ и все объяснить, если слишком сложно. Разумеется, нужна филигранная точность, совершенный вкус и то, что Державин называл - "восторгом пиитическим". Без этого может получиться и плоско, и грубо, и оттолкнуть может тех, кого намеревались привлечь. Но сама идея - приобщить детей к трагедии, растревожить их душу, может быть, даже вызвать слезы сочувствия и сопереживания, - сама по себе эта идея кажется мне и благородной, и благодарной. Может быть, конечно, спектакль у них не получился, но раз уж в зале плакали, значит, - зацепило, значит, - вызвало сопереживание, значит, - акт искусства состоялся. О чем еще можно было мечтать? А что касается пресловутого "шока", то это, я подозреваю, есть выдумка холодных педагогов-теоретиков, более всего боящихся "как бы чего не вышло".
Комментарии
Комментарий удален модератором
Более антивоенной картины трудно придумать....
Рязань и Мордовия отличились крупным выбросом на свалку гуманитарки и с нею - гуманизма. Может, поэтому и набросились на такой спектакль.
Рязань -средоточие вузов силовиков; Мордовию -целиком - и представлять не надо.
Извиняющаяся рязанская собес-чиновница - дамы ледянее не бывает. Знакома эта статная, могутная непробиваемость; видел воочию .
Жёсткий интерактив идёт в виртуале вовсю.
Жёсткое шоу вошло в школу города, где на домах свежие доски памяти силовикам, разведчикам; это всё же говорит о времени и месте. Наверно, здесь дали детям приоткрыть окно в жестокий мир, потому что для многих выпускников оно откроется уже завтра.
В возрасте 10 лет я случайно поранился во время купания и сидел в приёмном покое крупной городской больницы ожидая прививку от столбняка. В это время туда на носилках принесли утопленника, свежего. Он внешне был очень бледен, глаза открыты - санитары на Скорой не догадались закрыть - в глазах ужас и скорченные руки. Мало того, что перевязанная нога болела, так тут ещё такое... Для меня это был ужас, который снился мне лет до 20. А по нынешнему: ну и что, выпил, утонул, мало ли как они там выглядят... А предложи такому говоруну самому хотя бы в судмедморг сходить - на верёвке не затащишь.
Не нужно детям видеть смерть, даже в кино. Я помню, каким страхом в моём сознании отражался факт, что я когда нибудь умру. И было это лет до 25, потом затихло, а сейчас даже об этом и не думаешь. Со всеми такими моментами нужно сжиться, понят и принять неизбежное. Но только не в незрелом возрасте.
Я лет в 6 увидела первый раз покойника, потом приставала к взрослым с вопросами. Для меня было шоком узнать, что все люди умирают. Это первое впечатление засело во мне очень надолго.
Ведь сколько драгоценного материала пропадает! Хватило бы на "Idiot daily"..
Нельзя предугадать, кому, с чем и в каком возрасте придётся столкнуться.
На выставке фотографий "Коммерсанта" мы были с дочкой (9 лет, года два назад это было), фотографии из Беслана запомнились, конечно, больше других. Мне не пришло в голову оградить её. Она спросила, что это, и я объясняла.
"настоятельно просили прийти школьные учителя" - вполне разумно, когда настоятельно чего-то требуют в массовом порядке, выбор всё-таки должен быть за детьми и родителями. К примеру, "настоятельные" рекомендации посмотреть "великий фильм о великой войне" - не посоветовала бы, но если ребёнок сам хочет - отговаривать бы не стала.
"в каком виде хоронили... красноармейцев"
А где-то и каком-то виде хоронили белогвардейцев, а где-то - умерших от голода в 20-е и 30-е, а где-то - расстрелянных и умерших в лагерях... Это наша история, это наши сограждане, наши близкие были...
Если малыш, ранимый, и сам не очень-то хотел идти - то тут вы правы, а если подросток и пойти хотел - совсем другая история :)
Но это, знаете, как в рассказе Зощенко - там корабль в связи с политической ситуацией то так, то сяк переименовывали, и в конце концов назвали "Короленко" - потому что Короленко уже умер, и претензий к нему никаких.
Получается, что о современных событиях лучше вообще ничего не говорить? Тогда может выйти, что эту информацию ребёнок получит не от учителей, родителей или хотя бы официальных СМИ, а бог знает от кого...
А то - того уволить, другого уволить...
За взятки уже увольте кого-нибудь. В садик ребёнка устроить - позолотите ручку, в первый класс - уже ножку. Это при том, что детей мало.
И посадки тут мало что дадут: этих уберёшь - другие появятся, голодные. Что ещё можно ждать от общества, где любая цель, любое поползновение имеет цену в рублях или долларах. Коли уж обозначили деньги мерилом всего, ну что ж :получите пожалуйста.
Уборщица у нас в школе была, пенсионерка. Работала раньше на стройке в Магнитогорске. Завод-то построили, жильё (!) вокруг него, слава богу, тоже, молодёжи понавезли... А садиков-то нет, бабушек-дедушек тоже, а о контрацепции и говорить было неприлично, декрет - два месяца. Она ребёнка к батарее привязывала, а сама - на работу. Сын её тоже у нас же в школе работал, сторожем - тихий, безобидный алкоголик.
Заметьте, никакой реакции.... Еще кто-то из гайдпаркеров давал статьи на эту тему.
Что до лично моего мнения, то ничем это не отличается от Вами описанной в ОЗ ситуации с демонстрацией детей-инвалидов.....
1. Можем ли мы учиться на своих ошибках?
2. Как должно формироваться пресловутое "гражданское общество"?
Вы помните, как мы в детстве играли в войну и друг друга убивали "понарошку"?
Отчетливо помню Кадочникова в "Подвиге разведчика"...
А следующее поколения в Штирлица играло...
Между детьми и взрослыми, мне кажется. более короткая дистанция...
Я часто встречал Кадочникова на улице и каждый раз вспоминал именно этот эпизод. Я улыбался, а он, ВероятноЮ принимал меня за своего поклонника...
Тут некоторые представители нашего поколения до сих пор остаются "советскими разведчиками" и свершают свои тихие подвиги на невидимых миру галерах...
Но если написать пьесу без первоклассников, без учителей, без террористов и военных, а только в виде телефонных диалогов, совещаний, приказов, отзывов тех, кто не посчитался с жизнями заложников ради уничтожения теракта и террористов любой ценой - это был бы сильный спектакль.
Но не думаю, что такое кто-то мог написать.
Комментарий удален модератором
По упомянутому вами эпизоду:
Вопрос: Цитата из "Дьявола среди людей" (эпиграф гл. 4)... Это действительно было или это художественный вымысел? Если было, то не могли бы вы указать источник информации? Ответ: "Эту историю рассказывал нам с АН кто-то из общих знакомых, моряк какой-то. Давно. Очень давно. К сожалению, совершенно не помню, кто это был, и не знаю даже, можно ли было ему верить. Думаю, впрочем, что можно. История - вполне в духе своего времени. Примерно в те же времена кто-то рассказывал нам о том, как по приказу Сталина в конце 40-х чуть ли не в два дня собрали с улиц крупных городов всех инвалидов ВОВ и переселили их на остров в Онежском озере. Тогда это звучало, помнится, как страшная фантазия, а потом выяснилось, что так оно все и было."
Например поэтому в Израиле ЗАПРЕЩЕНО журналистам показывать места терракта в момент и сразу же после него.
Жаль, что автор, как мне кажется еврей, далек от традиции.
Косвенный ответ на то, что можно и что нельзя, все же обязан понимать из:
"Выбери добро и выбери жизнь"(Тора).
Т.е. спектакль не должен быть натуралистичен, хоть это и правда, но во зло. Не буду углубляться в детали.
Автор умен, как и многие др. форумчане...
Повторю только, что и прежде говорил:
"Отказ человечества от знаний еврейского гения в области "человеко ведения, в человеко делании и его праведного бытия" непростительная глупость, которую сравнивал с гипотетическим предположением: "каков бы был мир науки без оного гения (Эйнштейна и пр. кантов"?). Были бы кранты...
Что и видим с моралью и совестью мира, где "много правд" и все дозволено, и все равнодушны к близкому, а многие ему еще и враждебны...
Натуральный, правдивый показ, рождает ненависть, а продолжающиеся терракты, без исходность. Это НЕ ВОСПИТАНИЕ, это отчаянное горе в детских сердцах, что затаят в себе только желание отомстить...
Я же говорил об основах бытия, что от Б-га, в его Заповедях и установлениях. Традиция дает их число, 633, считает их столько сколько зерен в гранате.
Здесь много- или глубоко мыслие не поможет ничем.
Эти Заповеди медицинский факт, отраженный в документах которые читали евреи за тысячелетия до появления письменности на Руси...
"Натуральный, правдивый показ, рождает ненависть, а продолжающиеся терракты, без исходность. Это НЕ ВОСПИТАНИЕ, это отчаянное горе в детских сердцах, что затаят в себе только желание отомстить... "
Добавлю, что именно таким способом("Натуральный, правдивый показ, рождает ненависть, а продолжающиеся терракты, без исходность. Это НЕ ВОСПИТАНИЕ, это отчаянное горе в детских сердцах, что затаят в себе только желание отомстить... "), в Газе получают шахидов, т.е. воспитывают их на кровавых мультиках, наветах, поддельных кровавых "документальных" и "художественных" фильмах.
Потом детские души чутко отзываются на призывы террористов.
Т.е., как всегда, "крайности сходятся".
Вот этого и не допускает Тора. И не должны допускать интеллектуалы, как Б.Стругацкий.
Донести такую жестокую правду неразрушив детские души дело тонкое и деликатное. Да и мудрость не помешает...
Оценка по результату, на мой взгляд, правильнее...
Потом, искусство -- это не "духовная пища". хотя его так и называют. Изначально это -- пища для эмоций... более глубоко -- для разума. И лишь с участием разума, со временем, оно становится пищей духовной. Но разум может ее и не принять. Причем это индивидуально, для разных людей с их запретами, тараканами и прочим...
До свиданья.
А "то, что мы наблюдаем сегодня" -- это поп-культура, недокультура, раздуваемая СМИ. Но я к этом отношения не имею... 8))
И потом, почему шок у части родителей перерастает в городской скандал? Что, "шокированные" родители занимают в городе выские посты? Ну так это тема для следующей постановки...
Комментарий удален модератором
Мы цитировали Стругацких в разговоре, называли друг друга благородными донами, "Понедельник" я прочёл за один день - это был первый и единственный день, который я прогулял... Я понимаю, что Ваше мнение об искусстве несравненно авторитетнее моего. И все же я с Вами категорически несогласен: в искусстве должно быть запретное, и очень плохо, если его нет. Не всё можно показывать из области секса, анатомии и физиологии, нельзя пропагандировать фашизм...
Возникает вопрос, кто должен запрещать. В первую очередь сам художник. А если он обделён совестью и тактом - общественное мнение. В самых крайних, наиболее вопиющих случаях - государство.
А что касается этой инсценировки в школе - её нужно приветствовать, если она не оправдывала и не поэтизировала бандитов (я не сомневаюсь, что в этом её обвинить нельзя) и если детей потом не мучали кошмары.
Думаю, скоро детям запретят смотреть фильмы о Гражданской войне, Великой Отечественной, старой милиции...
от переживания. Что же сегодня? Где эти девочки и мальчики,чьи матери погибали в Гражданскую,отечественную и т.п.?????????????????????
Где та Родина,за которую молодежь отправлялась на смерть???????????? Оставьте,господа,молодежь.Вы (мы все) не умеем ни воспитывать ,ни охранять,ни даже учиться на собственных ошибках.К великому сожалению,мое мнение не совпадает с взглядом на этот вопрос уважаемого
Бориса Стругацкого.
Здесь вопрос как это сделать. Натуралистично показыва сгоревших детей, оторванные части тел детей, и тому подобные ужасы, способные покалечить душу не только ребенка. Или сделать как в Яд ва шэм, в виде милиона звездочек от 1й свечи и звучащих в зале бесконечного списка детских имен. В Их память.
Это не так? Ведь и Вам там было "невозможно спокойно находится".
Т.е. нашли форму по человечески тронуть за душу?...
Не показывая ошметки и обгорелые труппы...
А в части формы показа, то есть ограничения. Показ должен служить добру. "Я чувства добрые лирой пробуждал".
В этих показах надо быть очень мудрыми и деликатными.
Если в школе были такие постановщики, то прекрасно. Но ничего "натуролистического", где кровь и т.п., хоть и факты.
Души надо детские пожалеть и сделать это состраданием, но не...
На пляже крепкий Мужик жестоко избил нескольких пьяных подонков, которые вели себя как уроды
Дочке было 4 года - она спросила у меня что произошло
Я ПОДВЕЛ ЕЕ К ЭТОМУ МУЖИКУ И ПОПРОСИЛ ЕГО ОБЪЯСНИТЬ ДОЧЕРИ ЗА ЧТО ОН ИЗБИЛ ПАЦАНОВ
ОН ПОЯСНИЛ, ЧТО ОНИ СЕРЬЕЗНО ОБИДЕЛИ ДЕВУШКУ - ОН ЗАСТУПИЛСЯ
Судя по реакции Дочки она ВСЕ ПОНЯЛА
Мой вывод - Дети умнее и интуитивнее нас - у них нет нашего сволочного ОПЫТА
В СТРАНЕ 17 ЛЕТ ИДЕТ ВОЙНА.
Война в России и как будто с россиянами. Эта война как будто бы никого не трогает и не беспокоит, но война продолжается. Об этой войне не узнают тогда, когда деревни взятые в кольцо, методично расстреливаются. Не узнают через чеченских детей, которые покрылись сплошной коростой от примененного химического оружия, если им не повезло выжить. Не узнают о трагедии от матерей Беслановских детей.
СТРАНЕ НЕ НУЖНЫ НИ ДЕТИ БЕСЛАНА, НИ их УБИТЫЕ ГОРЕМ РОДИТЕЛИ
Почему, на это "зрелище" не пригласили ни кого оттуда, почему? Пожалели психику взрослых не пощадив детей? Почему страна так упорно не хочет знать, что же там произошло? Почему голос родителей, очевидцев тех событий так упорно игнорируется? Но зато, в городе сосредоточии готовящих военных ставят инсценировки!
СТРАНЕ НУЖНЫ СОЛДАТЫ
Я не сомневаюсь в том , что это "зрелище" задело за живое детей, а уж через резонанс и взрослых. Так же как и не сомневаюсь, что у детей возникла четкая ассоциация- кто враг
СТРАНЕ НУЖНЫ ПОСЛУШНЫЕ СОЛДАТЫ
Если так, то давайте показывать по нашему озверевшему ТВ кадры смертных казней. Ведь осталось же что то от тех времён, когда она у нас была. И тогда не стоит запрещать порно с участием малолеток.
Нет, Борис Натанович, я этого никогда не пойму и не приму.
В 2002 был НОРД-ОСТ !!! Мистика событий или это интуитивно повлияло на выбор объекта нападения террористами? Басаев-Бараев-..... Думать помнить,но думать!
2002 НОРД-ОСТ!!! Ничего не заметили. Басаев-Бараев.... Помнить и думать. Поминать и думать. Мистики и лицедейства хватает без нас.
Потом был НОРД-ОСТ !!! Поминая думай.
Комментарий удален модератором
Наши чиновники и обслуживающие их журналисты иногда кажутся странными существами - совершенно невозможно понять, что и почему вдруг ни с того, ни с сего вызовет их праведный гнев. Может, это засланцы с других планет или роботы?
В этих школах чего только не происходит...
И не сказать, что недавно началось, Вы и сами ведь считаете школьные годы не самыми светлыми в жизни... Этот период жизни жесток сам по себе - потому что - социализация, потому что общество перетирает каждого и пытается подогнать под свои потребности: да, нужны винтики: воины, исполнители и торгаши, а звездочётов и поэтов одного на миллион достаточно...
И не сказать, что только у нас - да везде почти так.
Сколько слёз льётся, сколько характеров ломается...
А вот заплакали дети о своих ровесниках и - низззя! Фас!
Похоже на попытки запретить фильм "Чучело", хотя, вы знаете, честно скажу, фильм мне лично никогда не нравился. Но запрещать...
Вообще, это мифологическое мышление (в отличие от научного): если о чём-то не говорить (не показывать, не писать) - то этого будто и не существует. И наоборот :)
Школьник - это человек. Только маленький. Он всё понимает. Особенно трагедию своих сверстников в Беслане. Запретить понимание невозможно. А у нас опять пытаются это сделать. Страшна не попытка школьников осмыслить трагедию, а то, как её некоторые восприняли, кинувшись наказывать, запрещать и насаждать "правильные" мысли.
С ужасом вспоминаю "монтажи" и конкурсы чтецов: чем сильнее чтец завывал, чем больше пафоса вкладывал в своё чтение - тем больше у него было шансов победить :) о системе Станиславского будто никто и не слышал. Если кто-то читал свои стихи, то они были в стиле "по дороге едет зим, и им я буду задавим". Но это уже вопрос к культурному уровню наших учителей, который как сообщающиеся сосуды связан с культурным уровнем общества.
с тотальной диктатурой маньяков? А в прочем дураки и дороги всегда были проблемой, дороги те же,а вот дураки бурно прогресируют и уже дошли до полного маразма, и о каких границах дозволенного может идти речь.
А что происходит сейчас в визуальном искусстве, когда все границы убраны? Рваные холсты, какие-то наклёпки бумаг и по ним что-то намазано - сопли ли слёзы ли, не понять.И эти картины не бомжи пишут, а вполне успешные лодыри, но те , которые , выражаясь литературным языком и "двух слов связать не могут" и эта их беспомощность в профессиональном прикрывают горе критики кричащие о невозможности цензуры в искусстве
Но иногда это что можно и что нельзя не чувствуется автором, ну ошибается человек, это нормально для творчества. Тогда цензура, этическая рамка, говорит - прямо нельзя, про них не надо кричать спойте об огне, но не рассказывайте о горящих в огне детях. Тогда автор думает и произведение не становится хуже. Я не помню плохих фильмов у хороших режиссёров в СССР в котором была цензура, но сколько низкопробных мыльных комедий и дешёвых боевиков сделано сейчас при полной свободе творчества.