Веганутые Гитлер, Эйнштейн и Странный Эл Янкович
Отрывок из книги «Плотоядные поневоле»:
«Меня как-то спросили в электронном письме: «Как ты живёшь с мыслью о том, что Гитлер был вегетарианцем?» — «Точно так же, — ответил я, — как ты живёшь с мыслью о том, что Сталин ел мясо». Ха-ха! Вот как я умею! Иногда я бываю довольно умён».
Если не нравится такой ответ, вот парочка других вариантов.
«А знаешь, что ещё делал Гитлер? Он носил обувь. Ты носишь? Правда? Ах, ты — наци?!» Или: «Как живу с этой мыслью? Да я вегетарианец по той же причине, что и он: ненавижу евреев!»
Однако зачастую, угодив в подобный переплёт, веган начинает мучительно выпутываться из этой откровенной провокации. Он принимается утверждать, что Гитлер был вегетарианцем лишь часть своей жизни или что фюрер не ел мясо не по этическим причинам, а по соображениям пользы для здоровья. Мне кажется, этот дискомфорт проистекает из подсознательной убеждённости в том, что каждый в этом мире должен иметь своё собственное, чётко обозначенное место в нравственном диапазоне. Худшие люди в истории — это деспоты и серийные убийцы (Пол Пот, Джеффри Дамер2 и т.д.), тогда как наиболее выдающиеся особи рода человеческого представлены тобой, мной и Элом Янковичем, и все мы при этом веганы. В качестве доказательства нашего врождённого превосходства достаточно упомянуть о том, что мы постоянно размахиваем списками величайших персон, которые высказывались за права животных. Там, как правило, есть Леонардо да Винчи, Аристотель3 и особенно часто встречается Альберт Эйнштейн.
Вынужден признать: я не располагаю весомыми доказательствами того, что Эйнштейн был вегетарианцем, как и не имею улик, указывающих на то, что он им не был. С одной стороны, Эйнштейну принадлежит немало зоозащитных высказываний4, но с другой — ими отметился и Дарвин5, а мне хватает достоверных данных о том, что на каждые пять минут, которые отец теории эволюции изучал черепах на Галапагосских островах, приходилось добрых полчаса, в течение которых он их готовил и ел.
Ну да ничего, давайте для чистоты эксперимента примем за факт утверждение, согласно которому Эйнштейн был вегетарианцем. Чёрт возьми, пускай он даже был веганом! Предположим, он присутствовал на открытии первого McDonald’s в 1940 году, на котором раздавал флаеры с изображением окровавленной коровьей головы. Допустим, каждый раз, приходя в ресторан, Эйнштейн выпытывал у официантки, нет ли в понравившемся ему блюде хоть малюсенького кусочка продукта животного происхождения. Благодаря всему этому у прав животных и работы гения появилось бы кое-что общее. В том смысле, что учёные же поначалу не признавали теорию относительности «особенной», считая её инфантильной. То же самое мы могли бы применить и к зоозащите, ведь Эйнштейн был одним из нас!
Ладушки, но как быть с Нильсом Бором?
Может, тупые восьмиклассники этого и не знают (в отличие от имени Эйнштейна и профессора Пойндекстера из мультфильма про кота Феликса, чего вполне хватает тупым восьмиклассникам), но Нильс Бор был датским физиком и лауреатом Нобелевской премии, чей пик научной активности пришёлся на первую половину XX века, а достижения признавались многими коллегами и соотносились с успехами Эйнштейна. Может, Бор и не добился такого почёта, чтобы его имя стало нарицательным, как Эйнштейн, но это вовсе не означает, что Бор был законченным дебилом. Если б ты попробовал сыграть с ним в «Счастливый случай»6, он оказался бы в круге победителей, верно ответив «Стив Маккуин»7 на вопрос про звезду фильма «Большой побег»8 ещё до того, как ты успел бросить кости. Но вместе с тем, пока ты, я и Дженни Гарт9 пытались постичь этические принципы веганства, Нильс Бор на протяжении всей своей жизни благоговейно вкушал датские фрикадельки, состоящие, как известно, из свинины и телятины.
В зоозащитном движении фланирует растиражированная теория заговора, сторонники которой утверждают, что большинство людей не проводят связь между животными и продуктами, сделанными из них, благодаря ненапрасным усилиям мясной промышленности, дурящей потребителей сказочками про магическое мясное дерево и колбасу, растущую на нём. «Иначе зачем называть говядину говядиной, а не коровятиной?» — объясняют приверженцы этой мысли.
Хорошо, фанаты «Зелёного сойлента»10, но как тогда быть со свининой и курятиной? Рыба зовётся рыбой, индейка — индейкой, а обезьяньи мозги — обезьяньими мозгами15 . Рыбий жир — это, по правде сказать, жир, добытый из рыбы; что может быть откровеннее? Ищешь правды в рекламе? Не достаточно ли прозрачно тебе намекают, предлагая куриные окорока, что этот товар произведён из конкретной части тела животного, а именно из бёдер? «Покупайте куриные ляжки по ценам ниже рыночных!» — разве не этот посыл несёт в себе реклама?
Но главная слабость приведённой выше теории кроется в том, что в результате истина доходит до таких порядочных полудурков, как ты, я и Кристина Эпплгейт11, проворно минуя Нильса Бора, а заодно Моцарта, Дуги Хаузера12 и бесчисленное множество других гениев-мясоедов. Серьёзно, неужто авторы этой гипотезы хотят заставить меня поверить в то, что человек, сварганивший модель атома, не в состоянии связать говядину с коровой?.. Ведь это удалось даже актрисе, которая играла Келли Банди13! Безумие.
Более того, несколько лет назад один мой друг (веган) провёл сравнительное статистическое исследование, используя мудрёные демографические показатели, и выяснил, что между высокой образованностью и веганством существует обратная зависимость!
Поскольку я рассчитываю на то, что это читают в первую очередь веганы, я поясню более понятным языком. Чемпионы Jeopardy!14 и доктора наук едят мясо. А обитатели трущоб и пивных? Правильно! Веганы. Все до единого! И хотя существует море способов изменить это положение вещей, я за то, чтобы оставить всё как есть. И у меня на то имеются веские основания.
Во-первых, это уморительно. Веганы и другие представители прогрессивной общественности страдают скверной привычкой выносить мозг каждому, чья точка зрения отличается от мнения их большинства, ведя себя при этом как последние дегенераты, поэтому меня забавляет осознавать, что в среднем мы менее образованны и воспитанны, чем окружающие.
Во-вторых, бывают случаи, когда кретинизм оборачивается преимуществом. Например, чьё фото с припиской «Сотрудник месяца» висит в любом ресторане быстрого питания? Умственно отсталого! Потому что там, где нормальный человек сто раз облажается, проигнорировав санитарные нормы и не заметив в гамбургере всё то, что друзья или симпатичные девушки на кухне пожелали в него бросить, всегда найдётся добрый малый с синдромом Дауна, который выполнит всё аккуратно от и до и превратится таким образом в ценного работника; совсем как в басне про зайца и черепаху. Может, если мы воспользуемся нашим недостатком образования, вместо того чтобы игнорировать его, он будет воодушевлять нас и примирит с тяжкой участью.
И в-третьих, задумайся: неужели тебя это так удивило? Как много ты знаешь веганов среди врачей, юристов, физиков-ядерщиков, ректоров вузов и равных им по рангу? И сколько при этом ты встречал веганутых из числа сотрудников кофеен и музыкальных магазинов? В этом смысле «необразованными» можно считать и тех веганов, что учатся в девятом классе.
Лично я, став вегетарианцем, без проблем поверил в то, что я башковитей Нильса Бора, потому что: а) я был подростком и не сомневался в том, что я умнее всех на свете; и б) меня только-только выперли из одиннадцатого класса, и я даже не слышал об этом парне.
Комментарии