Сталин и Отечественная война НКВД

"РОССИЯ НЕ МОЖЕТ В ПОЛНОЙ МЕРЕ СТАТЬ ПРАВОВЫМ ГОСУДАРСТВОМ И ЗАНЯТЬ ВЕДУЩУЮ РОЛЬ В МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ, НЕ УВЕКОВЕЧИВ ПАМЯТЬ МНОГИХ МИЛЛИОНОВ СВОИХ ГРАЖДАН, СТАВШИХ ЖЕРТВАМИ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ...

НЕДОПУСТИМЫМИ ЯВЛЯЮТСЯ ПРОДОЛЖАЮЩИЕСЯ ПОПЫТКИ ОПРАВДАТЬ РЕПРЕССИИ ОСОБЕННОСТЯМИ ВРЕМЕНИ ИЛИ ВООБЩЕ ОТРИЦАТЬ ИХ ФАКТ НАШЕЙ ИСТОРИИ"

- ВЫДЕРЖКИ ИЗ КОНЦЕПЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ О РЕАБИЛИТАЦИИ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ.
Полный текст опубликован 18 августа 2015 г. на сайте кабинета министров и подписан премьер-министром Дмитрием Медведевым.

Одна из архивных тетрадей с "Расстрельными списками"по Ленинграду.
Подписи: Сталина, Ворошилова, Кагановича, Жданова и Молотова.
Апрель 1937 г. АП РФ, оп.24,дело 409, лист 54

1939-1940 год. Пик настоящего расцвета в отношениях между гитлеровским Рейхом и сталинским режимом. Совместный пакт, так удививший многих, подписан. Подчёркнуто дружеский тон советской и германской печати бросается в глаза. "Правда" печатает пространные выдержки из речей Гитлера. Гитлер поздравляет Сталина с днём рождения. Сталин, в свою очередь, поздравляет Гитлера с вторжением в Норвегию. В угоду Гитлеру закрываются посольства европейских стран в Советском Союзе, одно за другим по мере их оккупации нацистами. В советской печати, в речах советских деятелей настойчиво повторяется один и тот же, совпадающий с нацистской пропагандой мотив: не Германия, а "правящие круги Англии и Франции" являются "поджигателями войны"."Дружбаскрепленная кровью"

В Москву зачастили гости из дружественной нацистской Германии: военные, дельцы, разного рода эксперты, сотрудники Абвера, чины из гестапо и СС. Да, да - и эти тоже. Нужно было многое согласовать и отработать.
С гестаповцами обсуждали детали совместного раздела Польши. Было даже проведено 4 общих конференции, где обговаривались и согласовывались, среди прочих вопросов, и меры по борьбе с польским сопротивлением. Одна из них состоялась 27 сентября 1939 года. О второй конференции нет никаких сведений, известно только что она была проведена. Третья состоялась в Закопане 20 февраля 1940 года. Причём немецкую сторону на этой конференции представлял в числе других - Адольф Эйхман. Четвёртое, последнее совещание, прошло в Кракове и продлилось несколько недель. Гестаповцам, согласно договорённости была передана, что называется из рук в руки, большая группа антифашистов.

Эсесовцев знакомили с работой советских тюрем и лагерей. "Экскурсоводами" были, понятное дело - сотрудники НКВД. Было что показывать. Скажем, подвижные газовые камеры (душегубки) начали широко применяться нацистами в 1942 году и по ошибке считаются "изобретением" Третьего рейха. На самом деле, нацисты лишь слегка модифицировали советский вариант газовой душегубки. По воспоминаниям генерала Григоренко, душегубки использовались в начале 30-х годов для расправы с крестьянами, сопротивлявшимися насильственной коллективизации.
Применялись они и для уничтожения приговорённых к смертной казни "врагов народа" в конце 30-х годов. Об этом пишет в книге "Два сталинских наркома" Валентин Ковалёв.Чуждые сталинщине "элементы"

 Так что можно говорить о "плодотворном" сотрудничестве в эти годы советских и фашистских заплечных дел мастеров. Впрочем, в тот период "великой" дружбы даже упоминание слова "фашизм" применительно к Германии было запрещено. За антифашистские разговоры можно было схлопотать срок. Антифашисты были объявлены Сталиным ни много, ни мало как провокаторами. "Разоблачая происки западноевропейских политиков, стремящихся столкнуть лбами Германию и Советский Союз, надо признать, - заявил Молотов на сессии Верховного Совета, - что в нашей стране были некоторые близорукие люди, которые, увлёкшись упрощённой антифашистской агитацией, забыли о провокаторской работе наших врагов". Отныне провокаторам-антифашистам была одна дорога - в лагерь.https://www.youtube.com/watch?v=ZviqkLtD79E&list=RDZviqkLtD79E&index=1

Туда же вела и дорога из плена. В ноябре 1939 года началась финская война. По окончанию её из Финляндии были репатриированы советские военнопленные. Как только они пересекли границу, их всех тут же арестовали. После тщательной фильтрации каждого седьмого расстреляли, а подавляющее большинство отправили в концлагеря. На смену тем, кого уже перемолола мясорубка ГУЛАГа.

Заключение в лагерь нередко происходило после жутких избиений и пыток в тюрьмах. Сталинские костоломы пытались, в буквальном смысле этого слова, выбить из обвиняемого необходимые им показания. Можно даже говорить о различной специфике пыток в зависимости от тюрьмы и места её расположения. Набор пыток при этом был воистину инквизиторским. Роберт Конквест, автор книги "Большой террор", фундаментального исследования о сталинском времени, перечисляет эту "узкую" специализацию разного рода местных энкеведистов. Так, в Ростове заключённых били по животу мешком, набитым песком. В случае смертельного, исхода врач удостоверял, что подследственный умер от злокачественной опухоли. В Баку, например, специализировались на вырывании ногтей, а в Ашхабаде били по половым органам.

Вот что пишет Рой Медведев в книге "О Сталине и сталинизме": "По свидетельству А.В.Снегова, в пыточных камерах ленинградского НКВД заключённых сажали на цементный пол и накрывали ящиком, в котором с четырёх сторон торчали гвозди... НКВД перенимал опыт пыток и у гестапо". "По свидетельству С.Газаряна, - продолжает Р. Медведев, - не добившись от С.Буачидзе, командира грузинской дивизии, нужных показаний, ему распороли живот и бросили умирающего в камеру".

В своих воспоминаниях маршал Жуков писал, что перед началом войны в тюрьмах оставалось около 300 высших военачальников. Через что проходили эти люди видно из судьбы генерала Горбатова: "...До сих пор в моих ушах звучит зловеще шипящий голос (следователя)Столбунского, твердившего, когда меня, обессилевшего и окровавленного, уносили с допроса: "Подпишешь, подпишешь!". Выдержал я эту муку во втором круге допросов, но когда началась третья серия допросов, как хотелось мне поскорее умереть".Один из немногих кто НЕ СЛОМАЛСЯ в пыточных и чудом ВЫЖИВШИЙ на Колыме Генерал А.В.Горбатов

Даже в октябре 1941-го и в июле 1942-го, т.е. в самый критический период войны, продолжались расстрелы военачальников. Так, 28 октября 1941 года были расстреляны Штерн, Локтионов и Смушкевич (два генерал-полковника и один генерал-лейтенант). В ходе сталинского террора погибли:

3 из 5 маршалов,
60 из 67 комкоров,
136 из 199 комдивизий,
221 из 397 комбригов.

Были арестованы все командиры корпусов. Были расстреляны командующие флотами, флотилиями: флагманы, адмиралы и вице-адмиралы. "Что сказать о последствиях для армии тридцать седьмого-тридцать восьмого года, - сказал в беседе с Константином Симоновым маршал Советского Союза А.М.Василевский, - Вы говорите, что без тридцать седьмого года не было бы поражений сорок первого, а я скажу больше. Без тридцать седьмого года, возможно, не было бы вообще войны в сорок первом году. В том, что Гитлер решился начать войну в сорок первом году, большую роль сыграла оценка той степени разгрома военных кадров, который у нас произошёл. Да что говорить, когда в тридцать девятом году мне пришлось быть в комиссии во время передачи Ленинградского военного округа от Хозина Мерецкову, был ряд дивизий, которыми командовали капитаны, потому что все, кто был выше, были поголовно арестованы".

Примерно такого же плана рассуждения о Сталине и сталинском терроре другого советского маршала И.С.Конева, которые приводит Симонов в книге "Глазами человека моего поколения":
"...Не подлежит сомнению, - сказал Конев, - что если бы тридцать седьмого - тридцать восьмого годов не было, и не только в армии, но и в партии, в стране, то мы в сорок первом году были бы несравненно сильней, чем мы были. В том числе и в военном отношении".
В концлагерях, находившихся глубоко в тылу, режим лишь ужесточился с началом войны.

Война и вместе с ней угроза строю, при котором энкэвэдисты были наделены непомерной властью, делала сталинских палачей ещё свирепей, ещё кровожадней. В своей книге "Путешествие в страну зе-ка", невероятно отмучившийся в сталинских лагерях Ю.Марголин, вспоминает: "Мы знаем о чём вы шепчетесь, - бросил заключённым, обсуждавшим события начавшейся войны, начальник лагеря. Вы ждёте, чтобы разорвали на куски Советский Союз. Но раньше мы ваши тела разорвём на куски! Мы прольём море крови, но не выпустим власти из рук".

В 1989 году, в Белоруссии, в лесном массиве Куропаты под Минском, были обнаружены массовые захоронения жертв предвоенного сталинского террора. Районы западной Белоруссии были присоединены к территории Советского Союза в результате полюбовного раздела Польши между Германией и Советским Союзом. На плечах советской армии в эти области вторглась и целая армия энкэвэдистов. Они должны были заняться кровавой чисткой среди местного населения. На Белоруссию обрушилась тогда лавина арестов. Сталинской чистки не избежала и белорусская интеллигенция. По словам Председателя Белорусского Народного Фронта Лявона Борщевского: "В Куропатах лежит цвет белорусской интеллигенции".

МИТИНГ В БЕЛОРУССКИХ КУРАПАТАХ 1989г

"Меня били палкой, кулаками, носками и каблуками сапог, мраморным прессом, - вспоминал узник белорусского НКВД К.Н.Такушевич, - Четверо суток секли скрученным шнуром от настольной лампы, пока не изорвался шнур. Несколько суток я сидел на ножке табуретки, до последних сил стоял на полусогнутых ногах с вытянутыми руками. По 4-5 часов заставляли делать приседания, при этом надевали шинель, натягивали на уши шапку и ставили около горячей батареи...Подвешивали вверх ногами и били. Однажды всю ночь продержали в противогазе, периодически зажимали клапан, а когда задыхался, его временно открывали. Не раз одевали смирительную рубашку и избивали до обморочного состояния. Несмотря на то, что обливался кровью, били по ранам..."

Многие из заключённых, прошедшие по всем кругам сталинского ада, приговаривались затем к расстрелу. Как рассказывали жители Куропат, с 1937 по 1941 год каждый день и каждую ночь привозили в машинах обречённых на смерть людей и расстреливали. В Куропатах были обнаружены останки 32.000 расстрелянных. Аналогичные казни происходили во Львове, Смоленске, Кишинёве, Харькове, Днепропетровске и других городах Союза. С началом войны расстрелы приняли лишь более интенсивный характер. По личному приказу Сталина и Берия были расстреляны в сентябре 1941-го левые эсеры Мария Спиридонова, Христиан Раковский и др., а с ними и личный врач Сталина Плетнёв.

Карательные органы чётко выполняли указ Сталина о ликвидации узников тюрем и лагерей по мере приближения фронта. Похоже, что лучше всех оказались подготовленными к войне именно энкеведисты. Что и неудивительно. Ведь Сталин уделял им куда больше внимания, чем боевой готовности армии. Впрочем, ОРГАНАМ НКВД И НЕ ТРЕБОВАЛОСЬ НИКАКОЙ ОСОБОЙ ПОДГОТОВКИ К ВОЙНЕ. ОНИ ПОД "МУДРЫМ РУКОВОДСТВОМ" ВОЖДЯ И УЧИТЕЛЯ НИКОГДА И НЕ ПРЕКРАЩАЛИ ВОЙНЫ С НАРОДОМ, НАЧАВ ЕЕ ЗАДОЛГО ДО 1941г.   У НИХ БЫЛА СВОЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА.

Жертвы этой войны никогда не были толком подсчитаны. Но то что им "несть числа" - бесспорно.

Савелий Кашницкий:
"Иду по лесной аллее вдоль забора "Комунарки", подгнившего снизу, с ржавой колючей проволокой поверху...
К деревьям прибиты фотографии закопанных здесь красноармейских начальников, именитых вождей ВКП(б), наркомов, писателей, артистов, музыкантов...
В этом месте погребены граждане 11 стран, люди 62 национальностей. Вот памятник с тибетской каллиграфией. Так в 2002 году наши монгольские "братья" почтили память своего правительства, в полном составе вывезенного из Улан-Батора и по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР расстрелянного в Москве...
Под гнилой листвой на "Комунарке" тлеют кости от 10 до 16 тыс. человек (цифра постоянно уточняется), а в Бутове - более 20 тыс. (это только тех, кто выявлен, а ведь ещё доставляли "врагов народа" из других областей, и сколько их было - неизвестно.
Заключённых привозили по ночам в закрытых фургонах с надписью "Хлеб", расстреливали ранним утром".Памятный обелиск уничтоженному на полигоне «Коммунарка» 10 июля 1941г правительству Монголии

В Москву, после подписания германо-советского договора, хлынули немецкие бизнесмены, пытавшиеся выжать максимум из потеплевших отношений между двумя странами. Марголин в книге "Путешествие в страну зэ-ка", вспоминая о своём пребывании в сталинском ГУЛАГе, пишет: "В то время те редкие советские газеты, которые попадали в лагерь, были полны немецкой рекламы. Никогда впоследствии речи Черчиля так не приводили в советской прессе, как речи Гитлера: печатали их на полстраницы. Все стрелы иронии и критики направлялись на хищный англо-американский империализм".

Во время моей исследовательской работы в архивах, я запросил номера "Правды" конца 30-годов. Раскрыл страницу и сразу, помню, попал на большой портрет Гитлера и на статьи, в которых в довольно доброжелательном тоне сообщалось об успехах нацистов в войне с "британскими империалистами, поджигателями войны", о захвате европейских городов. "После заключения пакта Молотова-Риббентропа из библиотек была изъята антифашистская литература, из репертуаров театра и кинопроката сняты произведения с критикой фашизма".

Василь Иванович Тесля: Однажды в Омской тюрьме его подозвал к окну, выходящему во двор тюрьмы, сосед по камере. На окне был "намордник". Но в этом наморднике была щель, через которую была видна дверь в другое тюремное здание.
- Понаблюдай со мною, - сказал сокамерник.
Через некоторе время подошёл "чёрный ворон". Дверь в здании открылась, и охрана погнала людей бегом в открытые двери машины. Я насчитал 27 человек - потом забыл считать, хотел понять, что за люди и зачем их набивают в "воронок", стоя, вплотную друг к другу. Наконец, закрыли двери, прижимая их плечами, и машина отъехала. Я хотел отойти, но позвавший меня зек сказал: "Подожди. Они скоро вернутся".

И действительно, вернулись они очень быстро. Когда двери открыли, оттуда повалил чёрный дым и посыпались трупы людей. Тех, что не вываливались, охрана повытаскивала крючьями...Затем все трупы спустили в подвальный люк, который я до того не заметил. Почти в течение недели наблюдали мы такую картину. Корпус тот назывался "кулацким". Да и по одежде видно было, что это крестьяне".

Так называемые "великие стройки социализма" в значительной степени возводились подневольным трудом его обитателей, а подчас и на их костях. Это требовало постоянного притока даровой рабочей силы. По мере увеличения объёмов строительства подконвойное население ГУЛАГа стремительно росло. Если в 1933 году в местах лишения свободы находилось 334 тысячи заключённых, в 1934м 510 тысяч, в 1935-м - 991 тысяча, в 1936 году 1 миллион 396 тысяч, то в 1939м уже более 2 млн человек.
Прожорливый молох принудительного труда требовал всё новых и новых жертв. Даты (смерти) ставились произвольно, нередко смерть (заключённых)относили к военному периоду - чтобы списать на войну действия НКВД.