Сталин и ОГПУ. Первая схватка
В начале 1930-х годов в CCCР возникло три ветви власти—партийная,государственная и чекистская. Спецслужбы стали второй по силе центром власти, которая стала настолько сильной, что могла оказывать влияние на внутреполитические процессы.
Председатель ОГПУ Вячеслав Рудольфович Менжинский был болен, ведомством руководил фактически Генрих Ягода. Вот с ним и произошел серьезный конфликт у Иосифа Сталина.
Сталин к в тот период был одним из партийных руководителей, который имел все основания опасатся роста влияния ОГПУ.
Власть ГПУ
С конца 20-х гг. одновременно набирают силу два параллельных процесса: все возрастающее усиление роли ОГПУ в государственном механизме власти и укрепление в нем позиций Ягоды и его выдвиженцев. С этого времени Ягода начинает делать первые шаги к тому, чтобы выйти из-под контроля партийного аппарата.
Еще в середине 20-х гг. эти тенденции заметил секретарь Политбюро Борис Бажанов:
«Я очень скоро понял, какую власть забирает ГПУ над беспартийным населением, которое отдано на его полный произвол.
Так же ясно было, почему при коммунистическом режиме невозможны никакие личные свободы: все национализировано, все и каждый, чтобы жить и кормиться, обязаны быть на государственной службе.
Малейшее свободомыслие, малейшее желание личной свободы – и над человеком угроза лишения возможности работать и, следовательно, жить. Вокруг всего этого гигантская информационная сеть сексотов, обо всех все известно, все в руках у ГПУ. И в то же время, забирая эту власть, начиная строить огромную империю ГУЛага, ГПУ старается как можно меньше информировать верхушку партии о том, что оно делает»

Перебежчик и анти-сталинист Бажанов отмечал что ГПУ начинало забирать много власти, при этом все меньше информируя верхушку партии.
Бажанов сам признал что ГПУ начало выходить из под контроля партии
Ягода добавил к упомянутым качествам барские замашки, высокомерие и грубость по отношению к окружающим.
Когда секретарь Сокольнического райкома, которому по партийной линии была подведомственна парторганизация центрального аппарата ГПУ, Теремяшкина впервые вошла в его кабинет и по незнанию произнесла его фамилию с ударением на первом слоге, он презрительно взглянул на нее и молча указал рукою на дверь.

Ягода начал показывать открытое пренебрежение по отношению к деятелям партномеклатуры
Он не только скрывал от них важную информацию, но и даже хамил им....
Когде же начались конфликты Сталина и Ягоды? Сталин еще с начала 1930-х намеревался и пытался урезать растущую власть ГПУ и лично Ягоды.
Сталин пытался создать Ягоде противовес в ОГПУ.
На должность первого зампреда ОГПУ был переведен сталинский выдвиженец Иван Акулов (будущий первый прокурор Союза ССР). По замыслу Сталина, при абсолютно недееспособном (вследствие болезни) председателе ОГПУ В.Р. Менжинском Акулов станет фактически первым лицом в системе органов госбезопасности.
Правой рукой Акулова в предстоящей перестановке руководящих кадров ОГПУ должен был стать новый начальник отдела кадров ОГПУ Д. Булатов – человек Кагановича, перед этим – начальник оргинструкторского отдела ЦК. Но ягодовцы и здесь проявили настойчивость и сплоченность.
Они упрямо игнорировали как Менжинского, так и Акулова, все вопросы обсуждая и решая через Ягоду. Булатов и его отдел кадров были ограничены сугубо техническими функциями и никак не влияли на расстановку руководящего состава.

При помощи Ивана Акулова Сталин намеревался взять под контроль ОГПУ, но чекисты стали коллективно просто игнорировать АКулова.....
В итоге ему пришлось уйти из ОГПУ
Уже в октябре 1932 года Сталин вынужден был отказаться от своего замысла, Акулова вывели из руководства ОГПУ, к чему немало сил приложил Г.Г. Ягода. Вскоре за ним последовал и Булатов.

Дмитрий Булатов на которого в ОГПУ опирался Сталин к 1934 году был выдавлен из системы "органов"
Изгнание Булатова повлекло затяжной конфликт Ягоды с Кагановичем, который с этого времени в противовес Ягоде начинает поддерживать идею усиления контроля за деятельностью НКВД через другого своего выдвиженца – работника аппарата ЦК Н.И. Ежова. А. Орлов пишет, что
«Ягода не раз пытался улучшить отношения с Кагановичем, но безрезультатно.»
Каганович наблюдал, как Ягода исподволь забирает себе все больше вла сти, как старательно раздувает свой культ личности. При этом, разумеется, Каганович опасался перемены власти, поскольку прочно связал свою политическую судьбу со Сталиным.
……
Он стал наиболее упорным и последовательным врагом Ягоды среди членов Политбюро, постоянно ожидал с его стороны всяческих подвохов и придумал ему прозвище Фуше. Не исключено, впрочем, что Каганович по малограмотности перепутал наполеоновского министра с Николя Фуке – сюринтендантом Франции, который был умен, ловок и не стеснялся быть едва ли не богаче самого короля, считая себя незаменимым на своем месте.
Александр Орлов писал:
«Настраивая Сталина против Ягоды, Каганович и некоторые другие члены Политбюро пытались внушить ему, что Ягода - это Фуше российской революции.
Имелся в виду Жозеф Фуше, знаменитый министр полиции в эпоху Французской революции, который последовательно служил Революции, Директории, Наполеону, Людовику Восемнадцатому, не будучи лояльным ни к одному из этих режимов. Эта историческая параллель, по мнению Кагановича, должна была возбудить в Сталине нехорошие предчувствия и побудить его убрать Ягоду.
Кстати, именно Каганович коварно присвоил Ягоде кличку "Фуше". В Москве как раз был опубликован перевод талантливой книги Стефана Цвейга, посвящённой французскому министру полиции; книга была замечена в Кремле и произвела впечатление на Сталина.
Ягода знал, что Каганович прозвал его "Фуше", и был этим изрядно раздосадован. Он предпринимал немало попыток задобрить Кагановича и установить с ним дружеские отношения, но не преуспел в этом.»

Ягоду начали открыто ассоциировать с самим Фуше, начальником тайной полиции Наполеона, который имел огромную власть
По его ли подсказке или же из своих собственных соображений Сталин, почувствовав, что без ягодинских информаторов и охраны он не может сделать и шагу, стал действовать хитростью.
Удары по Сталину
Сталин появился в Сочи 25 августа 1933 годав середине дня и разместился в доме отдыха ЦИК СССР «Пузановка», расположенном на отметке 79 метров над уровнем моря. Рядом, в доме отдыха ЦИК СССР «Блиновка», поселился Ворошилов.
Сталин и сопровождающие его лица сначала отправились на поезде в Горький, оттуда на пароходе «Клара Цеткин» дошли до Сталинграда, потом сделали бросок на автомашинах через Сальские степи, и уже из Сальска отбыли поездом в Сочи.
А Паукер в это время докладывал Ягоде:
«Все прошло прекрасно и гладко. Остаюсь несколько дней на отдых».
Начальник Оперативного отдела ОГПУ ошибался. Отдыхать не пришлось. Начиналась череда драматических событий, которые можно квалифицировать как «чрезвычайные».
На следующий день после прибытия Сталин решил предпринять вечернюю прогулку по городу на автомобиле. Поездка уже подходила к концу, когда произошла автомобильная авария.
При въезде на мост в машину врезался грузовик и сильно ее помял. Сталин отделался легким испугом, никаких травм, ушибов или царапин не получил.

В «Бьюик» со Сталиным врезался неизвестный грузовик, Сталин был на волосок от смерти, но ему повезло
Водитель, как вскоре выяснилось, некий Аришидзе, молниеносно с места аварии скрылся.
Вечер был очень темный.
Это обстоятельство, да еще то, что он был местным, помогло шоферу полуторки уйти от преследования трех сотрудников охраны, сопровождавших Сталина на отдельной машине.
В итоге:
--.Выяснилось что Сталин не пострадал только потому что сел в другую машину,по рекомендациям одного из сопровождающих
--Ягода и его ОГПУ быстро провели расследование спустив дело о покушении на тормоза…
А нашли виновногго только в Ленинграде….хотя фактов того что именно Аршаидзе он сидел за рулем не нашли
………….
23 сентября 1933 года произошло событие, по которому было возбуждено второе уголовное дело, связанное с пребыванием Сталина в отпуске.
Около полудня катер «Красная звезда» со Сталиным и представителями охраны на борту отошел от пирса в Старой Гагре. Предстояла морская прогулка.
Этот речной (!) катер вместе с лодкой с подвесным мотором по распоряжению Ворошилова был доставлен в начале сентября из Ленинграда в Туапсе, в адрес пограничной комендатуры.

Но из-за запущенного состояния потребовалось перебрать мотор и произвести покраску катера, поэтому пограничники смогли передать его на объект только 10 сентября.
Катер сопровождала моторная шлюпка с двумя сотрудниками Оперативного отдела ОГПУ. «Красная звезда» прошла несколько километров в сторону Адлерского мыса, затем повернула и взяла курс на мыс Пицунда.
Пограничный катер, предназначенный для сопровождения «Красной звезды», в море….не вышел.
Вскоре катер со Сталиным остался в одиночестве.

Пограничный катер который должен был сопровождать Сталина не вышел в море, ...в итоге катер Сталина остался без защиты
Моторная шлюпка отправилась назад к пристани Гагры: заправившись бензином, в 15.20 она вновь вышла в море. Но «Красная звезда» уже давно скрылась из вида, догнать ее шлюпка не смогла, поэтому вернулась к месту стоянки.
Катер тем временем вошел в Пицундскую бухту и причалил в районе складов треста «Абхазская рыба». Сталин и сопровождающие его лица сошли на берег и около полутора часов провели в реликтовом сосновом лесу.
За прогулкой последовал отдых на берегу, с закусками и абхазским вином.
Прохождение неизвестного катера в полутора километрах от поста «Пицунда» было замечено как пограничниками, так и на маяке мыса Пицунда.
Начальник маяка, находившийся на пограничном посту, и командир отделения пограничной комендатуры Лавров запросили сведения о прибывшем катере у наблюдателя маяка. Тот сообщил, что катер прошел под пограничным флагом.
Именно с этого момента в действиях пограничников появляется много странного:
--Начальника пограничного поста «Гагра и Пицунда» Гетманенко не было, а временно исполняющий обязанности коменданта этого пограничного района Беселия на посту отсутствовал.
--Из состава пограничного наряда к месту высадки с катера никого не выслали.
---У катера ведь были номера….
--Куда делось сопровождение катера?
Командир пограничного взвода,некто Лавров потребовал у рядового Скибы винтовку и открыл огонь по катеру
…………
Генерал Власик так об этом вспоминал:
«На маленьком катере, который был переправлен на Черное море с Невы из Ленинграда Ягодой, т. Сталин совершал прогулки по морю. С ним была только охрана. Направление было взято на мыс Пицунда. Зайдя в бухту, мы вышли на берег, отдохнули, закусили, погуляли, пробыв на берегу несколько часов.
Затем сели в катер и отправились домой. На мысе Пицунда есть маяк, и недалеко от маяка на берегу бухты находился пост погранохраны. Когда мы вышли из бухты и повернули в направлении Гагр, с берега раздались выстрелы.
Нас обстреливали.
Быстро посадив т. Сталина на скамейку и прикрыв его собой, я скомандовал мотористу выйти в открытое море.
Немедленно мы дали очередь из пулемета по берегу. Выстрелы по нашему катеру прекратились.
Наш катер был маленький, речной и совершенно непригодный для прогулок по морю, и нас здорово поболтало, прежде чем мы пристали к берегу.
Присылка такого катера в Сочи была сделана Ягодой тоже, видимо, не без злого умысла
На большой волне он неминуемо должен был опрокинуться, но мы, как люди, не сведущие в морском деле, об этом не знали.
При допросе стрелявший заявил, что катер был с незнакомым номером, это показалось ему подозрительным и он открыл стрельбу, хотя у него было достаточно времени все выяснить, пока мы находились на берегу бухты, и он не мог нас не видеть.»

Андрей Власик отмечал что Ягода с злым умыслом прислал катер на котором нельзя было выходить в море, а пограничник имел все возможности разглядеть номера катера
.................................
Власик был абсолютно прав--стрелявший не мог не видеть номера катера и пограничники быстро прекратили стрельбу,когда получили ответ пулеметной очередью
Ягода как шеф пограничников, опять спустил все дело о покушении на Сталина на тормозах.Он опять вышел сухим из воды
Власик, в то время представитель Оперативного отдела ОГПУ СССР на Черноморском побережье Кавказа, провёл первое расследование вместе со Сталиным. 24 сентября Сталин отправился с ним к месту происшествия и лично допрашивал военнослужащих пограничного поста, председателя Абхазского ГПУ Микеладзе и начальника управления пограничной охраны и войск Закавказского ГПУ С.А. Гоглидзе.
Необходимо отметить, что во время отпуска (в так называемый особый период) пограничная охрана в Абхазии подчинялась местному чекистскому руководству. Так как Микеладзе был предупреждён охраной о возможном выходе в море «Красной звезды» и о необходимости её сопровождения пограничным катером (как сказал Власик, «по причине недоверия к работе нашего мотора»), то Сталин обвинил пограничную охрану и местных чекистов в действиях, граничащих с преступной халатностью.
1-й секретарь Закавказского крайкома ВКП(б) и 1-й секретарь ЦК КП(б) Грузии Берия принял самое активное участие в расследовании происшествия, а затем возглавил следственную группу. К работе следствия подключился и председатель ЦИК Абхазии Н.А. Лакоба.
Вначале они пытались защитить Микеладзе, перекладывая ответственность на Паукера, который не проинструктировал пограничные посты. Расследование инцидента было поручено заместителю начальника Главного управления пограничной охраны и войск ОГПУ СССР Н.К. Кручинкину.
В эти дни Каганович писал Сталину:
«Дорогой т. Сталин! Очень обеспокоен случаем с катером у Пичунги (Так в тексте.). Никаких сведений кроме самого факта мы не имеем. Крепко жму вам руку и целую вас. Ваш Лазарь».
Комиссия вынесла решение об аресте шести человек. Микеладзе был отстранён от исполнения обязанностей Председателя Абхазского ГПУ. (Его так же обвинили в том, что он не смог наладить взаимодействие с подразделениями охраны центра, несмотря на явную опасность, не зная материалов наблюдения, не принял надлежащих мер по розыску катера «Красная звезда».)
30 сентября 1933 года в Гагру прибыл первый заместитель Председателя ОГПУ СССР Ягода. Были приняты временные меры, с 1 октября 1933 года пограничникам запрещалось обстреливать плавающие суда с берега, отныне все выходы в море «Красной звезды» сопровождались дежурным катером пограничного отряда.
9 октября Сталин переехал в дом отдыха ЦИК «Мюссера», расположенный на территории заповедника с одноимённым названием (впоследствии ставший госдачей №27), а 1 ноября отправился в Москву.
………..

Сталин в 1933 году два раза за короткое время был на пороге смерти, обстоятельства говорят об умышленном ходе событий
Сталина пытались убить или хотя бы запугать. Но отступать он не собирался.
Вернувшись в столицу он вскоре повел новое, еще более мощное наступление на позиции Ягоды и ОГПУ.
Комментарии