Рудольф Нуреев. Нити времени
На модерации
Отложенный
Санкт-Петербург. Выставка в Шереметьевском дворце
"Рудольф Нуреев. Нити времени"
До 12 сентября в Шереметьевском дворце проходит выставка "Рудольф Нуреев. Нити времени".
Крупнейший международный выставочный проект, посвященный Нурееву, самой магнетической фигуре на балетной сцене второй половины ХХ века, для петербуржцев имеет особенный смысл. В Петербурге юноша начал свою карьеру, из Петербурга он в 1961 году уехал на волне своей большой славы. Являясь самым ярким пропагандистом русской балетной школы за рубежом, он был при этом недосягаемым для огромного количества его поклонников на родине. Практически впервые в России будет представлена большая экспозиция, рассказывающая о творчестве артиста за рубежом.
17 июня 1961 года, находясь с театром на гастролях в Париже, Нуреев попросил предоставить ему политическое убежище. Впоследствии всю жизнь над ним висел приговор за измену Родине, предполагавший его заключение в тюрьму сроком на 7 лет. Он был заочно осуждён и вычеркнут из памяти соотечественников на долгие годы.
В своей автобиографии Рудольф Нуреев вспоминал: «Мне претят жёсткие рамки, я изо всех сил стараюсь найти новые возможности, развить разные стороны моей натуры, открыть, в чем состоит её сущность. Поэтому я не вернулся в Россию. Я чувствовал настоятельную потребность разбить окружавшую меня скорлупу, искать, пробовать, исследовать. ... Я хочу иметь возможность работать повсюду — в Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Токио и, разумеется, самом, на мой вкус, прекрасном из театров — сине-серебряном Кировском в Ленинграде.
Мне двадцать четыре года. Я не желаю, чтобы кто-то решал за меня моё будущее, определял, в каком направлении мне «следует» развиваться. Я попробую дойти до этого самостоятельно. Вот что я понимаю под словом «свобода».
Выставочный проект, созданный совместно с Французским институтом в Санкт-Петербурге и Агентством Culturesfrance, представляет более 50 сценических костюмов из коллекций Французского Национального Центра сценического костюма, Национальной Оперы Парижа, Римской Оперы, а также около 50 экспонатов Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, среди которых фотографии, мемории, письма, архивные документы о ленинградском периоде жизни артиста. Также в проекте представлены экспонаты Академии балета им А. Я. Вагановой и Башкирского театра оперы и балета.
Театральный эффект на экспозиции достигается с помощью специального освещения и использования фрагментов видеозаписей балетов с участием Нуреева. Кульминация выставочного проекта — инсталляция, посвященная «Баядерке» (на фото слева), — балету, которым Нуреев покорил Париж в 1961 году. Этот же балет он поставил заново незадолго до своей смерти как спектакль-завещание.
Выставка работает до 12 сентября с 12:00 до 19:00 ежедневно, кроме понедельника и вторника. Стоимость билетов для граждан России - 100 руб., стоимость фотографирования - 100 руб. Добираться от Аничкова моста по чётной стороне Фонтанки в сторону Невы, точный адрес: набережная реки Фонтанки, 34, Санкт-Петербург.
Кстати, в Шереметьевском находится музей музыки, в котором есть (о, чудо!) скрипка Франческо Страдивари (сына великого Антонио).
Мне выставка показалась немного тощей. Французы могли бы и поболе экспонатов привезти, не говоря уже о фотографиях, которых у них, надо полагать, куча. (Даже не удосужились фото надгробия сделать... Чего проще? Съездить на Sainte-Geneviève-des-Bois и щёлкнуть...) Фрагменты из балетов Нуреева, которые демонстрируют в музее, тоже не отличаются полнотой. Во всяком случае, на YouTube выбор побольше будет.
Но посмотреть выставку стоит. По возможности не пропустите!
Комментарии