Переучёт культурки: в ожидании новогодних «Голубеньких Огоньков»
На модерации
Отложенный
Передохнём от политики, о культурке мысли. Над ухом мелодично щёлкали «Золотые ножницы России» не упомню какого года мастерицы Лены, Ваш покорный слуга падал в дремоту, привычно накатывающую в кресле парикмахера. Мозг отключался от потока местных провинциальных сплетен, реагируя лишь на вопросительные интонации, и тут неожиданно прозвучало: знаешь, большие дяди в панике, на НГ-корпоративы столичных штучек найти не могут, хоть аниматоров приглашай с кабацкими завывалами. Дефицит жуткий даже на поющие трусы!
Ого, вот проблемы, мне б такие. А тут из радио ещё Примадонна с «Зайкой своей…» на пару вывалилась, чтобы весь салон красоты (после реплики серьёзной дамы с аристократическими чертами лица «выключите эту … пошлятину») включился в обсуждение проблем российского шоу-бизнеса. Очень много интересного узнал, ранее неведомого.
Примадонна и презрение
О Примадонне. Люди много неизвестного сказали, вот уж ущербность профессиональной деформации сказалась, стойкая привычка не интересоваться мирами ... «пошлости». Грустно должно быть Алле Борисовне, одиноко и пусто. В далёкой жаркой стране, где звучат иногда ревуны воздушной тревоги. А как она не любит войну, как не любит. Но с той справедливой как-то смирилась, чего не скажешь про другую, которую её народ ведёт. Неправильный народ, надо понимать.
С ещё более неправильным государством. Нет, его принято называть «режим» в той среде миролюбивых творцов прекрасного и вечного. Как сама Примадонна. Бесконечно надевающая расшитый блёстками чехол от рояля и десятилетиями способная: уходя — не уходить. Выдаивая каплю за каплей ненавистный авторитарный бюджет «режима», не забывая вывернуть карманы неправильного народца и некошерные гроши швырнуть в подмосковную Грязь.
А ещё обставить нужно хоромы миллиардные, вот и тянуло на сцену старую женщину, самоходный рекламный справочник по пластической хирургии, ещё немного и ещё чуть открыть рот под фанеру. Теперь вот Синай перед глазами, самое время о вечности подумать, о месте в истории. Раньше было понятно, строчка в энциклопедии грезилась: «Леонид Ильич Брежнев – незначительный политический деятель эпохи Аллы Пугачёвой». А теперь как быть? Улочку кривую ведь теперь не назовут Именем.
Вроде заслуженная и всенародная, богатая да муж удалой-молодой, а людишки теперь пошлостью называют Саму, брезгливо отворачиваясь. А за шо!? За сегодняшнее миролюбие, за высказывание «Я – мать всех геев русского шоу-бизнеса!», за вереницы безголосых и скандальных птенцов гнезда Примадонны, заполонивших радио и телевизор, словно пырей огород? Где выжить таланту нельзя, не извалявшись в Грязи.
А шо, с другой стороны. Мега-звезда. Последний, наверное, «Народный артист СССР», назначенный 20 декабря 1991-го уходящим в безвременье Горбачёвым. Ордена «За заслуги перед Отечеством» от Ельцина, Медведева и Путина. Толпы влиятельных друзей, больших чинов во всех сферах власти, пентхаусах бизнеса. Ореол великого Решалы любых проблем, внимание вьющихся молодых мужчин, жесточайшее управление миром «пошлости», в который низверглась душевная эстрада СССР.
Вот так, одной фразой «были холопами, стали рабами» и перечёркивается вся богатая на события и самими богатства жизнь. Примчалась лично «порешать вопросы» в наш мрачный Мордор с неправильными людишками, о муже болтливом похлопотать? А «режим» что-то отказался вникать в требования несостоявшегося иноагента. Имущество продать своё и супруга? Не вопрос, продавайте. Гражданство желаете двойное? Не препятствуем. Вопросики по бизнесам помочь? Не проблема.
Только молча, уважаемая Примадонна. Молча. Без истерик, громких политических заявлений и страстей. Вы человек информированный, но и «кровавый режим» немало знает интересного. Так, наверняка, на Старой Площади разговор и проходил, чтобы примолкшая мега-звезда, обещавшая «рассказать правду», тишком убыла в палестинские пески размышлять о забвении. Смотреть, как культурка её имени очищается от «пошлости», которую Примадонна старательно культивировала.
Тихий Новый Год
Именно такой хочется через десяток дней. Без опостылевшего мельканья одних и тех же физиономий с пластикой, неестественной стоматологией и демонстрацией безвкусного богатства, дутого успеха и пошлости. Под фанеру заезженных хитов, отворяющих ушное кровотечение. Интеллектуального уровня «зайка моя, я твой зайчик» от старых Арлекинов или безголосого их потомства. А сегодня, словно в не в себе, ещё нежданно ударившегося в политику.
То Лайма Вайкуле огорошит: я кормила и содержала весь Советский Союз, то Вера Брежнева станет Галушкой, а потом просто Верой. Это только последняя неделя, самое свеженькое, а уходящий год был сплошным калейдоскопом величайшей борьбы в стиле «С кем вы, деятели культуры!?». А ответ на вопрос многих «отечественных звезд» очень не понравился большей части общества.
Счастлив, что бесконечно далёк от новостей шоу-бизнеса, которое есть суть безнадежная вторичность, подражание и воровство чужих закордонных идей. Когда интерес певцы ртом вызывают лишь один: размер вложенных в раскрутку такой бездарности денег, без единого проблеска таланта, индивидуальности и артистизма. От них легко самоизолироваться, жить в мире любимой музыки. Лишь раз в год отдраиваешь иллюминатор и спрашиваешь: ну, что нового?
Увы, на протяжении десятилетий — ничего. За редчайшими исключениями, которые всегда подтверждают правило. А каждый Новый Год является своеобразным маркером, витриной и выставкой достижений российской эстрады. Пардон, шоу-бизнеса. От созерцания предложенного продукта хочется даже неверующему мелко перекреститься и поскорее нырнуть в оливье в невменяемом состоянии. Или на манер советских бабушек завесить экран телевизора кружевной скатёрткой.
Уникальная мы страна. Западная «пошлость» поп-культуры очень честная в одном вопросе: сначала несколько маргиналов создают тренды, а потом в них начинают вкладывать деньги продюсеры. Чтобы ещё больше эпатировать публику, устраивать и раскручивать скандалы, показывать безобразия и даже формировать новое мировоззрение. Именно так, через музыкальные чарты, телевизионные шоу, «светские хроники» и Голливуд западный мир подхватил содомские болезни и грехи, сделав их своей идеологией, «ценностями либеральной демократии».
Но у нас-то иначе дела обстоят, государство российское подхватило эстафетную палочку советских времён, даже в лихие времена бюджетных дефицитов и нищеты содержало «артистическое и художественное сословие». Весь балаган бездарностей, тщательно пестуемый Примадонной иже с ней. Именно государство вырастило несколько поколений любителей халявы с открытыми для них дверями Колонного зала, центральных телеканалов и медиа-холдингов с государственным финансированием. Любыми другими арт-площадками.
Породив очень закрытую и часто наследственную тусовку. С каждым годом всё больше презирающую «авторитарный режим» и неправильный народец, за него голосующий. Но не отказывающейся от благ и привилегий. Требующий новых дотаций, грантов, содержания и финансирования «творений». И попробуй спроси о результате, сатрап, не твоего ума дела! Я — художник, я так вижу. Запад хоть жесткой системой «искусство — это бизнес» отсеивает явных бездарей, либо заставляет их работать над собой. У нас всё наоборот.
Не нужно быть вовлечённым в индустрию шоу-бизнеса, чтобы не замечать очевидного: несмотря на титаническую финансовую поддержку, все театральные, художественные, музыкальные проекты нашей культурной элитки каждый год теряют популярность, рейтинги и кассовые сборы. Когда великие «чёсы» по стране, собиравшие стадионы, скукоживаются до клубных малочисленных тусовок для состоятельной публики.
Любой западный продюсер давно такую шпану со сцены поганой метлой смёл, но нет, у нас есть спасительный круг для прайда Примадонны — телевизионные каналы, десятки радиостанций, сотни «светских изданий». Финансируемые государством или его корпорациями, реже — частным бизнесом. Какой смысл певичкам и прочим паяцам заниматься творческим ремеслом профессионально (через адский труд и пот), если можно поддерживать популярность скандальчиками, а последнее время и «гражданской позицией». Технологии ведь позволяют.
Да, это общемировой тренд всегда был. Когда популярные актеры, писатели, исполнители, художники, прочие представители «творческой интеллигенции» отвлекаются от прямого своего ремесла и превращаются в значимые общественные, даже политические фигуры. Клавдия Шульженко стала героическим символом фронтовой эстрады в годы Великой Отечественной, как и Мэрилин Монро во времена Корейской войны. Они были со своими солдатами своего народа. И таких примеров сотни.
А во что «гражданская позиция» творческого люда выродилась сегодня — страшно смотреть. Повсеместно, не только в России. Но нашим «западным партнёрам» легче, их исполнители и актёры действительно таланты, прошедшие все круги ада по жесточайшему творческому отбору. Никто не кинет камень в Мадонну или Бритни Спирс, Вупи Голдберг или Шварценеггера за пропаганду «либеральных ценностей», там творческий багаж и авторитет не дутый, а пахотой заслуженный. Но наши-то куда?
Чем они заслужили право быть «голосом своего народа», с какого рожна возомнили, что могут из недр тоталитарной секты поучать и определять систему координат «правильно-неправильно»?
А любого, кто с ними не согласен — грязными приёмчиками Примадонны вышвыривать профессии, вырезать из концертов для трансляции на ТВ, исключать из чартов радиостанций, не допускать к концертным площадкам и залам, мешать проведению туров и блокировать все рекламные каналы.
Одним звонком «нужным» государевым людям выбито огромное число «несистемных» исполнителей, музыкантов, художников, актёров, режиссеров. Они не пропали, не спились, не отчаиваются. Работают по уютным клубам и барам, в провинции свои люди давно. Записывают альбомы, снимают авторское кино, сотрудничают с муниципальными галереями, ставят на «малых сценах» потрясающие спектакли в глубинке. Талант трудно задушить, его можно лишь изолировать.
Чем долгие десятилетия наша культурка гламурной тусовки и занималась системно. Теперь секта разваливается стремительно, кто-то сбежал из страны, кто-то всеми силами пытается прикинуться «своим». Но насколько же нелепо смотрится Киркоров в госпитале на фоне раненых пацанов. Он не в курсе, что русский мужик его «творчеством» не интересуется, а «вагнерам» могут вообще … предъявить сослуживцы за одно рукопожатие с «королём». Многие кинулись на Донбасс из элитки. Чтобы смотреться там инородным телом, неуместным и откровенно пошлым образом.
Понять можно мятущихся, на носу Новый Год и корпоративы, расценки на которые стали заоблачными, поляна-то как расчистилась, нужно осваивать пустые прилавки. Рынок лихорадит, нарождается новая система. Сначала она начнёт копировать старую, на трон Примадонны карабкаются оставшиеся влиятельные фигуры из «творческой тусовки». Но вряд ли они смогут отменить неумолимые тенденции, люди откровенно устали от творчества «безвоздушного пространства». Тревожные времена всегда требуют эмоций. Настоящих, проникновенных, понятных, искренних.
Проведу-ка эксперимент, мысль возникла во время написания статьи. Режим «звонок другу», давнему знакомцу одной питерской радиостанции в должности музыкального редактора. Что становится популярным сегодня? Ого, опять популярен Высоцкий, Розенбаум и Цой, песни из советских кинофильмов и фронтовых лет, народные в обработке современной и даже казачьи. На вершинах чарта Аким Апачев и Shamаn, ряд других имён, забытых и вообще ранее незнакомых. Интересное кино…
Запрос будущего
Трудно быть объективным и судить праведным судом уехавших из России певцов, актеров и художников, комиков-стендаперов, самонаречённых писателей и публицистов. Но попробую, приобретённое чувство вкуса незабудку от [censored] точно отличит. Политическая позиция пусть останется за скобками, нет её у той публики, не ищите следов. За редкими исключениями, никто из «гламурной богемы» не был ранее замечен в том движняке, коль пытался сформулировать предпочтения — был смешон.
Главная претензия к «убывшим» — полнейшая профнепригодность. И столь необходимая настоящим творческим людям способность заглядывать в будущее, творить на перспективу. Не распознать в Спецоперации «время перемен» тонким камертоном чувственной душевной организации … это нужно уметь. Либо не иметь камертона вовсе. Исполнив, как по команде, русофобские мантры и надеяться на общественный массовый отклик? Даже такая прожженная фурия, как Примадонна, промахнулась и фатально ошиблась, хотя таланта не занимать было когда-то.
Но что-то поменялось даже в ней. Осыпалась мишура прежних заслуг, осталась старая раздражённая женщина. Её бывшие поклонники и даже фанаты брезгливо сморщились, вспомнив неожиданно: кто такая на самом деле Алла Борисовна. Оказывается — певица. Так какая политика, куда ты, старая, лезешь! Когда последний раз гремел твой новый хит, становясь «нетленкой»! Лет …дцать назад? Займись профессиональной карьерой, не политической. Или обернись, чтобы понять очевидные вещи.
Муж собирает копейки с несчастных латышей, скоро будет за еду на турецких курортах работать. Где полные концертные залы стран Запада, готовые послушать о «прогибе под изменчивый мир» или про чудный город с «желтым огнегpивым львом с волом, исполненным очей»? Кто заплатит хоть цент за послушать о Зулейхе, на всё открывающей глаза? Никто. Судьба покинувших ринг — русофобские темы, их творчество можно ничтожно монетизировать лишь в среде таких же убывших.
Рынок. Где нужные связи победили способности. Нет новых идей, новых лиц, а творческое пространство заполонили пластмассовые лики былых кумиров, рядящихся под молодок и юношей. С неотличимой на вид порослью, мыслящей категориями ценовой конъюнктуры. Менеджеры среднего звена, с багажом музыкальной школы, а бывает — совсем без оной. Где из репертуара суррогаты или неумело перелицованные западные хиты, а в публичной жизни — детские рассуждения о политике.
Старые явления. Давно выявленные и безжалостно препарированные социологами и психологами. Исследователь социальных движений Эрик Хоффер, занимавшийся феноменом тяги стареющих жуиров и потерявших формы королев Голливуда, либо американской поп-культуры к общественно-политической деятельности, написал:
«По мере угасания творческих сил у личности наблюдается резко выраженная склонность присоединять себя к массовому движению. Взаимосвязь между бегством от своего бесплодного «Я» и повышенной чувствительностью к массовым движениям совершенно ясна.
Писатель, художник или ученый с наступлением творческого упадка, когда иссякает источник творческих сил, рано или поздно попадает в ряды страстных патриотов, расистов, атеистов, поборников какого-нибудь «священного дела»
Это Америка, циничная и беспощадная к «угасанию творческого потенциала». Каким бы популярным актер или музыкант ни был, его КПД измеряется приносимой прибылью. Плевать, что десять «Греми» на полках или дюжина «Оскаров», освобождай съёмочный павильон и сцену для горящих новыми идеями, молодых и амбициозных профессионалов.
Касается всех остальных тоже: художников, писателей, стендаперов, комиков, популярных журналистов. Идите в политику и студии ток-шоу, но не занимайте место в книжных магазинах, на сцене театра, экране кино и концертном зале. У России особенная стать, всё вышеперечисленное зашлаковано стареющими «звездами», их роднёй или членами секты мира гламура. Творчества и конкуренции нет, зато с избытком политики.
Которую народ сегодня отторгает в их исполнении. С каждым месяцем все больше и больше, словно просыпаясь в «культурном похмелье» поутру первого января. События на Украине начали выталкивать на поверхность интересных, ранее абсолютно безвестных поэтов, художников, музыкантов и певцов. Их будет немало, почувствовавших новую нормальность, запрос на национальную и культурную идентичность большей части населения России. Следом пробьют себе дорогу фолк-движение, способное соединить современные творческие стили и народные.
Это непростые и сложные процессы, но они идут. Набирают просмотры в интернете, попадают на радиостанции, звучат в рингтонах мобильников, появляются на книжных полках. А сколько ранее вышвырнутых из «шоу-бизнеса» талантливых исполнителей, режиссеров и актёров, писателей и поэтов сегодня напряженно размышляют, экспериментируют, рвут листы с текстами-нотами и пробуют что-то новое.
Которое про будущее. Не про зайчиков и страдающих без кабриолетов, бриллиантов озабоченных мальчиков-девочек с визгливым сексом на подпевке. Немного времени, надеюсь, и «Голубой Огонёк» потеряет свою современную двусмысленную коннотацию. Без Пугачёвой, Урганта и Галкина, прочей вневозрастной публики или их протеже, больше кривляющихся в имитациях, нежели исполняющих.
Это законы русской культурной неизбежности. Несмотря на почти сорок лет цехового, а потом тоталитарного сектантского отбора элитки «шоу-бизнеса», существует огромное культурное поле, живое и здравствующее. Даже в столицах, что говорить о консервативной провинции.
Выводы
Весь налёт фальши, западного шоу-бизнеса неизбежно проиграет мракобесу Достоевскому, романтику Есенину, рокочущему Шаляпину и журчащему Утёсову, режущему сердце Высоцкому. Сотням русских и советских поэтов, художников, писателей, композиторов, исполнителей, актёров и режиссеров. А венцом всего глубинного и настоящего на века останется великий Пушкин с волшебными сказками для всех возрастов и яркими строками «Клеветникам России».
Весь Запад сообразил, куда именно нужно бить, кого именно валить с пьедесталов и постаментов. Именно русскую культуру, абсолютно во всех её проявлениях: литературе, музыке, живописи, философии и поэзии. Поскольку она насквозь пропитана имперским величием, глубинным народным мышлением. Это старались подменить и вытравить последние десятилетия суррогатом «шоу-бизнеса», ан … не вышло.
Потрепыхаются, конечно. Не год, не пять либеральный паноптикум будет трепать нервы, отстаивать свои поляны, картинные галереи, театральные подмостки, книжные полки и концертные залы, назойливо лезть на телеэкраны и волны радиостанций, в просмотры видео-хостингов. Битва за нашу культуру предстоит грандиозная, но победит тот, кто «протиснется в двери узкие», как в одной древней Книге прозорливо писано.
Не предпочтёт широкие распахнутые, бесовской соблазн. Пугачёва иже с ней слишком долго держали общество в необходимой им для бизнеса дикости, вытравливали из молодых талантов Лермонтова и Станиславского, Мусоргского и Куприна, воинственные оды Державина и казачью правду Шолохова. Пронзительность Клавдии Шульженко и легкость душевную Аркадия Райкина. Все великие имена вернутся, дайте срок. Новыми голосами, картинами, спектаклями, фильмами, томиками стихов и романов. Неизбежность. Тревожные времена требуют искренних эмоций.
Исторические напёрстки
Комментарии