К вопросу о формировании общественной нравственности

На модерации Отложенный Благодарен всем гайдпарковцам которые прочитали мою статью и далии соответствующий комментарий. Спасибо! Но уважаемые вы меня отчасти не так поняли, я совсем не ставил себе целью осудить г. Сванидзе за его позицию по выяснению причин краха коммунистической тоталитарной империи, империи зла – СССР. Напротив, попытка и стремление правдиво разобраться в чём суть краха режима крайне необходимо для нашего общества, дабы не наступать на одни и те же грабли в будущем. В обсуждении этого вопроса меня смутило то, что присутствующие начали агитировать общество за восстановление «могучей» державы, но на других принципах (правда, совсем не ясно каких). Но это тупиковый путь, который российскому обществу ничего не даст, а лишь усугубит неприязнь национальных окраин к России. Сам факт, что на федеральном канале преступили к обсуждению и осмыслению нашего недалёкого прошлого должно приветствоваться и г. Сванидзе за это спасибо. В этой связи я хотел бы предложить читателям Гайдпарка начать обсуждение вопроса формирования в российском обществе нравственных начал, общественной нравственности, без которых нашему обществу и России просто не выжить, это вопрос жизни и смерти российского этноса. Мне представляется факт начала дискуссий на страницах Ж/Ж и Гайдпарка по выработке подходов к формированию в российском обществе общественной нравственности, был бы весьма полезный и своевременный. 

 По крайней мере, это лучше, чем бегать по улицам и площадям городов, призывая соотечественников к бессмысленному бунту и пустым политическим требованиям к полицейскому режиму. Тем более, что во главе всех политических массовок стоят политические провокаторы и сексоты Лубянки, начиная от так называемых правозащитников г. Алексеевой с г. Л. Понамарёвым и оголтелым борцом с режимом г. Лимоновым, до г.г. Немцова, Милова, Рыжкова, Митрохина, Яшина, Явлинского, Касьянова и т.д. Это всё политические марионетки призваны подыгрывать режиму в проводимых политических провокациях и ничего более, кто истинно представлял угрозу режиму диктатуры чекистов, тех уже физически устранили киллеры ЧеКа-ФСБ. Эти коноводы из системной и внесистемной оппозиции изображают роль борцов с режимом диктатуры чекистов и часть наивных простачков российского общества на эти политические провокации клюёт, но это не меняет дела. Ибо в основе этой лже - борьбы  лежит старая русская ложь и обман, давно увиденные Гоголем.

«Всякая власть есть отражение состояния общества», отмечал русский философ В.С. Соловьёв. Современное российское общество – общество человекоподобных зверей, вурдалаков, которых гениально показал Н.В. Гоголь в повести «Вий», поэтому и российская власть звериная, людоедская. То нечеловеческое хамство, которое увидел Гоголь в русских людях остаётся с нами и сейчас, оно торжествует в нашем обществе только ещё в более циничной форме. «Нет уже старого самодержавия, а самовластие по-прежнему царит на Руси, по-прежнему нет уважения к человеку, к человеческому достоинству, к человеческим правам. Нет уже старого самодержавия, нет старого чиновничества, старой полиции, а взятка по-прежнему является устоем русской жизни, её основной конституцией. Взятка расцвела ещё больше, чем когда-либо. Тьма и зло заложены глубже, не в социальных оболочках народа, а духовном его ядре», - отмечал Н. Бердяев в статье «Гоголь в русской революции» написанной в 1918 году. Что же изменилось в нашем обществе за последние сто лет, а ничего, наше общество продолжает стремительно деградировать и нравственно разлагаться. Ужесточение законодательства в борьбе с коррупцией ничего не даст, нравственные болезни нельзя лечить законом, это вопрос духовно-нравственный. И то, что коррупция расцвела пышным цветом в России, говорит о тяжёлом духовном, нравственном заболевании российского общества.

Нашим горе борцам надо призывать соотечественников бороться не с властью, а призвать их к покаянию, «т.е. пересмотреть, передумать и судить свою прежнюю душевную жизнь в её глубинах и изгибах, чтобы возродиться к новой жизни», стать истинными, а не мнимыми христианами. Тогда будут новые люди и новое общество. Россия нуждается в новых деятелях на всех поприщах жизни.  

В начале августа публицист и политический провокатор г. Пионтковский, призванный режиссерами Лубянки разыгрывать роль жёсткого и бескомпромиссного критика режима кремлёвских политических мошенников в статье, помещённой на сайте Грани.RU выдвинул идею отправке всех видных деятелей истеблишмента России в ссылку за границу, с сохранением награбленных капиталов. Избавившись таким образом, по мысли г. Пионтковского, от воров и жуликов российское общество заживет по-новому, старому порядку, ибо на все освободившиеся лакомые места, тут – же  придут более жадные, циничные мерзавцы и негодяи.

Г. Пионтковский лукавит, когда предлагает такую схему оздоровления нашего общества, новые люди и новое общество без кропотливой внутренней работе над собой, не появляются. Для этого должна переродиться сама ткань духовного существа человека, должен совершиться некоторый органический процесс в такой сфере, где действуют стихийные силы, - в сфере воли, а воли у российского общества нет, в нём присутствуют страх, трусость и апатия.

Выдвинутая идея г. Пионтковского по оздоровлению общества несостоятельна и отвлекает наше общество от серьёзной работы по созданию общественной нравственности. Нет г. Пионтковский все воры и жулики современной России должны быть преданы суду и общественному презрению, дабы следующим охотникам до власти было неповадно и они знали чем закончится их преступная деятельность на государственном посту. 

Цитируя записку П. Чаадаева графу Бенкендорфу в которой он изложил своё видение на процесс создания  в российском обществе нравственных начал на религиозном базисе, то ни г. Чаадаев и тем более ваш покорный слуга вовсе не ратовали за то, чтобы все хором побежали в церковь ставить свечи и осенять себя крестным знамением. Смысл, сущность религии совсем в другом.

«Сущность религии в том, - отмечал русский философ В.С. Соловьёв, что её истина не отвлечённо-теоретическая, а утверждается как норма действительности, как закон жизни. Если не на словах только, а в самом деле верую, то я должен понимать и принимать её нравственный жизненный смысл».

Все наши страхи перед религией и церковью исходят от советской атеистической пропаганды, в основе которой всегда лежала циничная ложь и обман.

В начале 60-х годов прошлого века высшее руководство КПСС делало попытку ввести нравственные начала в советское общество. Но эксперимент не удался, ибо допускались ложь и обман. 

Люди постарше, тем, кому в середине 60-х годов прошлого века было от 10 до 15 лет должны помнить, что в школе на видном месте висел стенд с заглавием «Моральный кодекс строителя коммунизма», который родился в недрах идеологического отдела ЦК КПСС и служил ориентиром в воспитании нового советского человека. Так вот все его основные положения почти дословно цитировали или интерпретировали заповеди Христа. Люди, служащие в аппарате ЦК КПСС  хорошо понимали, что если советское общество и человека не изменить, не ввести некие нравственные ориентиры, которые выполняли функции нравственных тормозов, то ни о каком коммунизме, этом земном рае, не может быть и речи.

Посыл был хороший, но те, кто пытался внедрить в общественное сознание эти нравственные постулаты, допускали ложь и обман. Глубоко атеистическому обществу предлагалось жить по нравственным законам христианства, и это в обществе, где религия трактовалась как опиум для народа.

Они предлагали рядовым гражданам и членам партии соблюдать и жить по этим нормам морали, тогда как высшее и среднее звено КПСС эти нормы цинично отвергали. Результат всем хорошо известен. Действительность наша такова, что во внутренней и внешней политике режима кремлёвских политических мошенников, провокация вновь сделалась устоем. В политической и общественной жизни России расцвела азефовщина, личина подменяет личность, нигде нельзя увидеть ясного человеческого лика, всюду маски и двойники. Нравственное разложение российского общества достигло гигантских размеров. Наша беда в том, что мы не знаем ради чего живём, к чему призваны в этот мир. Большинство соотечественников просто не задумывается над этим, а жаль, если мы продолжаем считать себя христианами. В нашем обществе каждый занят спасением своих «животишек». «Но спасение животишек» есть самая бессильная и последняя идея из всех идей, единящих человечество», - писал Ф. Достоевский. Это уже начало конца. Это будет не здоровое общество, а «муравейник без церкви и без Христа, с расшатанным до основания нравственным началом, утратившим всё общее и абсолютное», как современная Европа и Россия. В этом случае неизбежно «наступит нечто такое, чего никто и не мыслит. Все эти парламентаризмы, все гражданские теории, богатства, банки – всё это рухнет в один миг и бесследно. Всё это «близко, при дверях» Вы смеётесь? Блаженны смеющиеся!».

Свежий пример, так называемый «мировой финансовый кризис» или говоря простым языком, грандиозная финансовая афера проведённая по сговору биржевыми мошенниками при активном молчаливом участи крупнейших мировых банков и бирж. Эти финансовые преступления нельзя пресечь с помощью закона, они относятся к сфере морали и нравственности членов данного общества. 

Вне любви, вне религиозно-нравственного завета – нет спасения; ничего, кроме лжи, обмана, лицемерия, убийств и преступлений, в этом случае не может получиться, снова и снова говорит Достоевский. Что касательно нашего общества, то оно привыкло к каждодневным убийствам, мы просто эти преступления не замечаем или делаем вид. Но рано или поздно за это преступное равнодушие придётся каждому отвечать и держать ответ на Страшном суде.

            Наши великие писатели Н. Гоголь и Ф. Достоевский ошибочно считали, что русский народ самый религиозный народ в мире. В этом убедительно им возражал В. Белинский, который в письме Н. Гоголю отмечал: «…По-вашему, русский народ самый религиозный в мире народ: ложь… Приглядитесь попристальнее и вы увидите, что это по натуре глубоко атеистический народ». Тяжба между Гоголем и Белинским была решена в пользу последнего. Так мы, российское общество – общество христианское или всё же остались по духу варварским, диким, этносом, изменившим лишь внешние одежды?

Н. Гоголь в «Выбранных местах из переписки с друзьями» так определяет своё предназначение в этом мире: « После долгих лет и трудов, и опытов и размышлений, идя видимо вперёд, я пришёл к тому, о чём уже помышлял во время моего детства: что назначенье человека – служить и вся жизнь наша есть служба. Не забывать только нужно того, что взято место в земном государстве затем, чтобы служить на нём Государю Небесному, и потому иметь в виду Его закон. Общество тогда только поправится, когда всякий частный человек займётся собою и будет жить как христианин, служа Богу теми орудиями, какие ему даны и стараясь иметь доброе влияние на небольшой круг людей, его окружающих. Всё придёт тогда в порядок, сами собой установятся тогда правильные отношения между людьми, определятся пределы законные всему. И человечество двинется вперёд».

Короче говоря, предназначение человека служить другому человеку на данном ему общественном поприще.

Чтобы стать истинным, а не мнимым христианином нужно знать и жить по заповедям Христа,  которые обязывают нас,

- Почитать отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои.

- Не убивать.

- Не прелюбодействовать.

- Не красть.

- Не произносить ложного свидетельства на ближнего твоего.

- Не желать жены ближнего твоего, ни всего, что есть у ближнего твоего

- И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.

И по-моему главный христианский постулат,

- И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную!

- Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.

Возлюби ближнего твоего, не своего, а твоего, другого человека как самого себя. Но одно дело знать истину и совсем другое дело жить по этим заповедям Христа человеку и обществу в целом, а это как говорят в Одессе, две большие разницы.

Получая отклики на статью о передаче «Суд времени» Н. Сванидзе, меня удивили отдельные замечания по формированию в нашем обществе  нравственных начал на религиозном базисе. Авторы утверждают, что «наш народ не станет вырабатывать чуждые, навязанные ему из вне эти нравственные начала», видимо принцип «всё дозволено» более приемлем российскому народу. Уважаемые оппоненты видимо забывают и не хотят признать того факта, что руководствуясь принципом «всё дозволено» российское общество, Россия, вот уже без малого шесть веков находится в глубоком параличе, «у нас совершенно нет внутреннего развития, естественного прогресса». Важность формирования нравственных начал в обществе на религиозном базисе, гениально раскрыл Ф. Достоевский в романе «Братья Карамазовы» в главе «Чёрт. Кошмар Ивана Фёдоровича». «Там новые люди, они полагают разрушить всё и начать с антропофагии. Глупцы, меня не спросились! По-моему, и разрушать ничего не надо, а надо всего только разрушить в человечестве идею о боге, вот с чего надо приняться за дело! Раз человечество отречётся поголовно от бога, то само собою, без антрпофагии, падёт всё прежнее мировоззрение и, главное, вся прежняя нравственность, и наступит всё новое», - это говорит чёрт Ивану и в словах этих раскрывается мучившая Достоевского мысль, что отсутствие в обществе нравственных начал ведёт его к саморазрушению и гибели. Исторический опыт России, отмеченный крахом самодержавия и коммунистической империи СССР, ярко демонстрирует мировому сообществу что происходит с обществом и государством в котором напрочь отсутствуют какие-либо нравственные начала. Российское общество отвергает заповеди Христа,- нравственный закон христианского общества, и предпочитает жить по принципу «всё дозволено», -дозволено лгать, обманывать, красть, лжесвидетельствовать, убивать, но так жить нельзя, этот путь тупиковый ведущий общество в небытие.  Многовековый наш печальный опыт доказывает правоту наших мыслителей и писателей П. Чаадаева, Н.Гоголя, Ф. Достоевского, В.С. Соловьёва, А. Чехова, Н. Бердяева и т.д., которые, своим творчеством призывали соотечественников жить по истине, стать истинными, а не мнимыми христианами, но их голос общество не услышало или сделало вид. Позволительно задаться  вопросом. Может ли российское общество считать себя христианским или мы скорее общество диких варваров, Русь звериная, где вместо человеческих образов сплошные морды и хари героев гоголевской эпопеи «Мёртвые души»? И сейчас после всех мыслимых и немыслимых реформ, модернизаций и революций Россия полна мёртвыми душами и ревизорами, и гоголевские образы не умерли, не отошли в прошлое, они по-прежнему коптят небо с нами, по-прежнему виден их  звериный оскал.

Но для меня совершенно очевидно, что если бы наше общество придерживалось бы этих заповедей, то таких зверств, безобразий, массовых убийств и разрушений, которые постигли Россию в одном только двадцатом веке, было бы значительно меньше, а возможно их просто общество не допустило. Вот вам вся важность и значение наличия или отсутствия в обществе нравственных начал. Современное состояние  российского  общества катастрофично. Наши уголовные хроники по ТВ и радио слушать и смотреть невозможно, кровь стынет в жилах от увиденного. Наши политические вожди решили всё поправить с помощью ужесточения закона и тем самым решить проблему коррупции, детской беспризорности при живых родителей, чудовищных жертв на дорогах России и т.д. и т.п., не задумываясь о том, что нравственные болезни не поддаются лечению законом, это сфера духа и морали. Это лишний раз подтверждает тезис о том, что проблемы нашего общества лежат не в социальных оболочках народа, а в духовном его ядре. Поэтому когда я слышу с экрана ТВ бодрый голос представителя политического истеблишмента России, что они коррупцию искоренят и всех коррупционеров посадят, то мне становится смешно, ибо надо посадить как минимум половину страны, а другая будет их охранять в местах не столь отдалённых. И всё станет на круги своя. В заключении хочу привести небольшие цитаты из статьи «Об упадке средневекового миросозерцания» русского философа В.С. Соловьёва, прочитанного им в октябре 1891 г. на заседании московского психологического общества. Прошу моих соотечественников внимательно их прочитать и осмыслить по возможности. Вот небольшие выдержки:

«Причины упадка средневекового миросозерцания заключаются не в христианстве, а в его извращении и что этот упадок для истинного христианства нисколько не страшен».

«Сущность истинного христианства есть перерождение человечества и мира в духе Христовым, превращение мирского царства в Царство Божие (которое не от мира сего) Это перерождение есть сложный и долгий процесс. Это перерождение есть процесс духовный; в нём должно непременно участвовать само человечество своими собственными силами и своим сознанием».

«Прежнее действительно христианское общество расплылось и растворилось в христианской по имени, а на деле – языческой громаде. Преобладающее большинство поверхностных, равнодушных и притворных христиан не только фактически сохранило языческие начала жизни под христианским именем, но всячески старалось – частично инстинктивно, а частично и сознательно – утвердить рядом с христианством, узаконить и  увековечить старый языческий порядок, принципиально исключая задачу его внутреннего обновления в духе Христовом. Тут-то и положено была первая основа того христианско-языческого компромисса, который определил собою средневековое миросозерцание и жизнь».

«Но Христос приходил в мир не для того, конечно, чтобы обогатить мирскую жизнь несколькими новыми церемониями, а для того, чтобы спасти мир.

Своею смертью и воскресением Он спас мир в принципе, в корне, в центре, а распространять это спасение на весь круг человеческой и мирской жизни, осуществить начало спасения во всей нашей действительности – это Он может сделать уже не один, а лишь вместе с самим человечеством, ибо насильно и без своего ведома и согласия никто действительно спасён быть не может.

Но истинное спасение есть перерождение, или новое рождение, а новое рождение предполагает смерть прежней ложной жизни, а умирать никому не хочется».

«Были же, однако среди этого извращённого христианства люди, не заменившие живой и животворящей истины мёртвым и умерщвляющим догматизмом, были люди, для которых христианство оставалось делом жизни. Без таких истинных христиан средневековый строй не продержался бы так долго и не обнаружил бы такой духовной жизни. Почему же они не спасли его и не переродили?

Они не спасли и не могли спасти христианского общества, христианского мира, потому что, при всей своей праведности и святости, ошибочно думали, что спасать можно и должно только отдельные души. Они достигли, чего хотели: свои собственные и многие другие души спасли, а общество и мир, от которых они отделились, от которых бежали, остались вне их действия и пошли своим путём».

«Правительство всё-таки есть порождение своего общества, органически с ним связанное, и если общество греко-римской империи и романо-германской Европы имело преобладающий языческий характер, то государству не было никакого побуждения заботиться о христианском направлении публичной жизни»

«Порицать и мешать другим легко. Попробуйте сами сделать лучше, создать христианство живое, социальное, вселенское. Если мы не по имени только, а на деле христиане, то от нас зависит, чтобы воскрес Христос в своём человечестве. Тогда и исторический Фома приложит руку свою к этому действительно во плоти воскресшему христианству и с радостью воскликнет: Госпдь мой и Бог!»

Вот смысл христианства для общества и человека, принимать или продолжать его отвергать и искать особые пути России, зависит от нас, нашего общества. Времени на раздумье нет, надо срочно принимать решение российскому обществу.

С чего необходимо начать? Во-первых, всем нам необходимо перестать лгать, перестать лгать самим себе, и выдавливать из себя раба, перестать трусить, особенно перед сотрудником российского политического сыска ЧеКа-ФСБ. Общество должно потребовать роспуска и запрещения государственной тайной политической полиции ЧеКа-ФСБ, это атрибут полицейского режима,  в демократической, свободной стране этому карательному институту власти нет места. То, что этот политический институт ещё существует, мало того, его представители стоят на вершинах российской власти является нашим национальным позором и трагедией.  В российском обществе по-прежнему нет любви к правде, нет признания самодовлеющей и абсолютной ценности правды, которой нельзя жертвовать ни для каких утилитарных и корыстных целей, партийных и личных. Вот ближайшие задачи стоящие перед нашим обществом.

С удовольствием прочитаю другие мнения и предложения по оздоровлению нашего общества.