Чтоб земля работала с пользой Реорганизация сельскохозяйственного производства России

РЕОРГАНИЗАЦИЯ СЕЛЬСКЛХЛЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА РОССИИ

ЧТОБ ЗЕМЛЯ РАБОТАЛА С ПОЛЬЗОЙ

 

Основная задача сельского хозяйства должна быть направлена

на обеспечение продовольственной безопасности страны,

повышение производительности труда,

снижение себестоимости продукции,

увеличение объемов экологически чистой продукции,

развитие регионов.

 

В РАЗВИТЫХ странах мира эта задача решается на базе очень грамотной специализации сельскохозяйственного природопользования, с глубокой «увязкой» с общей экономикой и четким контролем ценообразования.

В СССР, реализовав 330 кг зерна пшеницы, можно было приобрести одну тонну солярки,

сейчас в России, чтобы купить тонну солярки, надо продать зерна в 10 раз больше, образовались новые экономические условия.

Из этих простых фактов очевидно – в новых российских экономических условиях устойчивое развитие агропромышленного комплекса (АПК) должно осуществляться под государственным регулированием при контроле и продуманной программной поддержке сельхозпроизводителя.

Первый важнейший принцип.

При существенных различиях природно-климатических условий России необходимо развивать узкохозяйственную специализацию сельскохозяйственного производства. 

Производить различную сельскохозяйственную продукцию в наиболее благоприятных климатических зонах, где можно получить максимальную урожайность сельскохозяйственных культур.

Надо четко определить и регламентировать зоны (ареал, пояс) производства пшеницы, мяса, молока, картофеля и т. д.

Одна тонна пшеницы, выращенная при урожайности 40ц/га, имеет себестоимость в 3 раза меньше, чем там, где урожайность 10 ц/га.

При этом производительность труда и объем произведенной продукции в 4 раза больше.

Экономически выгодней привезти готовую продукцию из пшеницы туда, где низкая урожайность.

В США в 30-е годы прошлого века интенсивное строительство дорог и развитие транспорта позволило развивать специализацию в сельском хозяйстве.

Создание в Европе ВТО в конце 40-х годов прошлого века также способствовало развитию специализации в сельском хозяйстве.

В современной России на мощных черноземах, где можно получать 40 и более ц/га пшеницы,

пасут коров,

строят комбинаты по переработке молока и мяса (Краснодарский край, Белгородская область),

а на каштановых почвах (в зоне пастбищного животноводства) после освоения целины еще выращивают пшеницу,

получая 6–10 ц/га (Волгоградская, Саратовская области).

На орошаемых землях Саратовской области, где можно получать (и получают) 100 центнеров зерна кукурузы и 35 центнеров сои или 300 центнеров теплолюбивых овощей, выращивают корма для коров или картофель.

Кукуруза и соя – это масло и корм для птицы. Саратовская область только на 40% обеспечена собственной курятиной.

В России колоссальные территории (сотни миллионов га Нечерноземья – территория многоотраслевого сельского хозяйства), где без орошения (т.е. без миллиардных затрат) прекрасно растут картофель и многолетние бобово-злаковые травы, необходимые для производства сенажа – кормов для молочных коров.

Выращивать крупный рогатый скот (КРС) на черноземах, а пшеницу на каштановых почвах – это стратегическая ошибка: государству наносится ущерб.

При многоотраслевом сельскохозяйственном производстве (самообеспечение) Вологодская область не может конкурировать с Краснодарским краем в производстве зерна, а вот «Вологодское масло» может конкурировать с краснодарским маслом.

Специализация позволит:

развиваться регионам, находящимся в различных почвенно-климатических условиях,

повысить производительность труда,

снизить себестоимость,

увеличить объемы производства сельскохозяйственной продукции.

При этом не потребуется больших финансовых затрат, проблему можно решить перераспределением финансов.

Развитие сельскохозяйственного производства с учетом специализации ведется в США, Канаде, Китае, Австралии и странах ЕС.

Россия для обеспечения продовольственной безопасности не в полном объеме использует достижение научно-технического прогресса – транспорт.

Второй принцип

связан с дотацией и опосредованной поддержкой сельхозпроизводителя.

В саратовском Заволжье пять лет из последних семи была засуха (режим ЧС) – нет урожая, в результате погектарная поддержка привела к малоэффективной трате народных денег.

Субсидии должны быть только за единицу произведенной продукции – за литр, за килограмм (голову) или за тонну произведенной продукции.

Для гарантированной поддержки сельхозпроизводителя необходимо создать зернокорпорацию (с контрольным пакетом у государства) – структуру по закупке всей произведенной в России продовольственной пшеницы (возможно, сахарной свеклы, гречихи и др.) у товаропроизводителя (пример – Канада).

Цены при закупке должны обеспечивать гарантированный уровень рентабельности сельхозтоваропроизводителя.

 Зернокорпорация должна быть монопольным объединением по реализации зерна внутри страны и на экспорт.

Цены при реализации зерна внутри страны должны быть меньше закупочных цен, разница – это поддержка сельхозпроизводителя и населения страны.

Государство тратит финансы на поддержку сельхозпроизводителя, оно и должно получать маржу (валюту) от продаж на экспорт.

Четкие правила поддержки производителя и специализация будут способствовать увеличению объемов производства продукции и стабилизировать цены на внутреннем рынке.

Сосредоточив все выращенное зерно в России «в одних руках», есть возможность влиять на мировые цены.

Несвязная поддержка (погектарная поддержка) растениеводства России в 2016 году составит 23,2 млрд рублей.

Дотируем то, что продаем за рубеж, а продукцию животноводства закупаем за валюту.

Экономически было бы целесообразней эти деньги направить на развитие животноводства.

Иначе возникает конфликт интересов – растениеводство дотируем, а мясное животноводство нет.

Аридные территории, куда входит большая часть Саратовской области, занимают в России от 100 до 200 млн га (по разным источникам). Пастбищное использование аридных территорий для развития животноводства было характерно как в историческом плане, так и в недавнем прошлом.

Попытки вовлечения этих земель в пашню, предпринятые в середине ХХ века, показали экономическую несостоятельность использования их для выращивания зерновых культур.

В настоящее время большая часть сельхозпредприятий прекратила свое существование, и в результате – массовая безработица, миграция, нищета, пьянство, вымирание.

Государство строило совхозы и переселяло людей в полупустыню и сухую степь, государство и должно решать вопросы занятости людей.

Государство осваивало целину, государство и должно заниматься восстановлением залежей.

Программа освоения целины сработала и продолжает работать – энергетическая стоимость продукции с освоенных целинных земель ниже, чем энергетические затраты на ее производство.

 

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ и мировой опыт показывает, что в аридных регионах, где средняя урожайность зерновых (за ряд лет, при любой богарной технологии) не превышает 10 ц с 1 га, пашню выгоднее залужать под пастбищное животноводство.

Развитие пастбищного животноводства позволит «заработать» землям региона в течение ближайших 3–5 лет, так как отрасль не требует значительных материальных и энергетических затрат.

В степных районах аридных территорий должно развиваться мясное скотоводство (с очагами орошаемого земледелия).

Мясной скот позволяет лучше, чем другие отрасли животноводства, использовать экономический, земельный и трудовой потенциал фермерской семьи.

Создание мясной фермы не требует больших капиталовложений.

В расчете на одну голову скота капиталовложения в 8–10 раз меньше, чем в молочном животноводстве, в 3–4 раза меньше, чем в свиноводстве, и в 1,5–2 раза меньше, чем в овцеводстве.

Это связано с тем, что в мясном скотоводстве используется малозатратная технология, которая не требует особых капитальных вложений для зимнего содержания животных.

В пастбищный период животные находятся без постоянного надзора со стороны человека на огороженных пастбищах (электропастух). Кормление мясного скота также упрощенное: основной корм летом – пастбищная трава, зимой – сено.

Использование этой технологии позволяет фермам иметь высокую производительность труда.

В среднем фермерская семья из 5 человек в состоянии в течение года обслуживать до 500 голов КРС. Дополнительных работников такие фермы нанимают менее чем на 1,5–2 месяца в году для заготовки кормов.

Возможно выделение кормопроизводства в отдельную отрасль, использовать (закупать) привозные корма.

В районах полупустыни, на низкопродуктивных угодьях, необходимо развивать табунное коневодство.

Табунные лошади способны к зимней пастьбе – тебеневке, они могут добывать траву из-под глубокого снега (до 70 см) и поедать многие виды растений степей и полупустынь.

Лошади тебеневых пород круглый год находятся на пастбище. Отпадает необходимость заготовки сена, создаются условия для восстановления и сохранения флоры и фауны (дрофы).

Используя западный опыт, в районных отделениях Россельхозбанка следует создать специальные отделы, которые под гарантии правительства будут с привлечением строительных подразделений по типовым, специально разработанным зональным проектам создавать фермерские хозяйства – семейные фермы.

Эти хозяйства должны включать: нормированные технологической картой огороженный земельный участок (обязательно пастбищеоборот), водоем (скважина, колодец), дом с автономным энергоснабжением (жилье для молодых специалистов), помещение для животных.

Под контролем специалистов банка должен быть закуплен соответствующий (региональной технологической карте) племенной скот.

Все это хозяйство банк продает в кредит фермеру, который производит продукцию – конину, кумыс, и за 15 лет расплачивается, при условии государственной поддержки в виде компенсации процентной ставки по кредиту, страховки и отсрочки платежа на два года.

Для устойчивого развития сельских территорий семейным фермам необходимо объединяться в потребительские кооперативы по переработке продукции животноводства.

Нами разработана технология создания пастбища из многолетних трав с участием кормовых полукустарников с животноводческими зонтами. Установлено, что энергетическая стоимость продукции многокомпонентных пастбищ, получаемая за 10 лет, в 20 раз превышает энергетические затраты на их создание, при этом увеличиваем продуктивность пастбищ в 20–25раз.

Известно, что животноводческий зонт из деревьев, защищая животных от солнцепека, повышает продуктивность стада на 25% за сезон.

Создание долголетних, многокомпонентных пастбищных экосистем из многолетних трав с участием кормовых полукустарников способствует сохранению и восстановлению плодородия почв.

Используя аридные территории под пастбищное животноводство без применения пестицидов и минеральных удобрений, мы получаем экологически чистую продукцию.

Б.Ю. ДУШКОВ