Слух и зрение армии. Перед решающим боем.

«Изучать противника, улучшать разведку — глаза и уши армии, помнить, что без этого нельзя бить врага наверняка...»

И. В. Сталин, 1 мая 1943 г. приказ № 195

 

В 1942-1943 годах по советской разведке в Европе был нанесен сильный удар. Он заключался в частности в том, что немецкая разведка сумела раскрыть несколько крупных советских разведывательных групп.

Ситуация сложилась следующим образом

--советские разведгруппы в Швейцарии и Франции были разгромлены

--советская шпионская сеть в Германии осталась не раскрытой

--советской разведке пришлось перестраивать свою работу

 

Тем не менее работа была проделана огромная.

Только в 1943 году военная разведка провела 119 631 операцию. В результате чего были получены сведения, способствовавшие разгрому немецких войск в Сталинграде,  Курской дуге и других сражениях на огромном советско-германском фронте.

 

Группа военных разведчиков, июль 1943 года, на месте сражения на Курской дуге

 

К примеру лишь в 1943 году военные разведчики захватили в плен 43 613 германских солдат, офицеров и генералов, уничтожили в тылу врага 169 201 немецкого военнослужащего. Во время выполнения боевых заданий в тылу противника погибли 21 138 разведчиков.

Казалось бы, как можно сравнить раьоту советских разведчиков на фронте и в высших кругах вражеской Германии, ведь последние добывали все стратегические планы. Но на самом деле работа фронтовых и тыловых разведчиков быда не менее важной.

Во первых именно фронтовая и тыловая разведка давали возможность проверить достоверность той или иной информации приходивших из немецких источников. Это было крайне важно, так как со стороны немцев посупало очень много дезинформации и разведка в районе боевых действий давала возможность оценить источники, указать кому можно доверять, а кому нет.

Во вторых тыловая и фронтовая разведка могла вовремя доложить о действиях немцев, если командующие немецкими армиями действовали вразрез с планами, утвержденными Гитлером.

Можно с большой долей уверенности образно сказать, что за любой крупной победой Красной Армии, за спиной И. В. Сталина, Г. К. Жукова и других военачальников, принимавших непосредственное участие в разработке и реализации планов стратегических операций, были военные разведчики.

В ходе важных дипломатических переговоров или на полях сражений удача была в руках тех советских политиков или полководцев, которые своевременно получили от разведки достоверные сведения о секретных замыслах противника.

...................

От результатов невидимых боев на этом интеллектуальном фронте зависели победы и поражения вермахта и Красной Армии.

Не зря же считается, что возможности побед на полях будущих сражений предварительно определяются в генеральных штабах, где оперируют данными о противнике, добытыми, прежде всего, военными разведками.

Реальных побед на поле боя добивается та армия, которая имеет надежную военную разведку.

Советскую разведскую разведку можно разделить на несколько частей:

  • Фронтовая разведка
  • Разведка в тулу врага
  • Разведка в нейтральных странах
  • Разведка в союзных странах
  • Разведка в оккупированных странах
  • Разведка в Германии

Все это было частью огромной нейронной сети, стстемы невидимого фронта, шпионажа. Это была огромная, невидимая армия, имевшая своих рядовых, офицеров, генералов и маршалов. СССР выиграл войну еще и потому, что одержал победу на этом самом невидимом фронте.

 

Немецкая разведка в начале 1944 года

В начале января 1944 года начальник германской военной разведки адмирал Вильгельм Канарис прибыл в Баден-Баден.

1 января 1944 года — получил указание от Гитлера доложить план работы военной разведки на Восточном фронте. Там назревала опасная ситуация, общие масштабы которой еще не совсем четко представляли в Берлине.

Гитлер, предчувствуя опасность, требовал от военной разведки максимального напряжения сил. От результатов деятельности секретных подразделений абвера, как никогда раньше, в 1944 году зависело очень многое.

Адмирал Канарис считал советскую разведку главным противником и рассчитывал на что союзники придут в Германию раньше советских войск

Когда Канарис принял командование абвером, эта организация не имела особого авторитета в Берлине. Используя широкие связи в высшем эшелоне власти третьего рейха, Канарис постепенно взял в свои руки разведку и контрразведку всех видов вооруженных сил.

 В 1938 году он провел реорганизацию абвера, на базе которого было создано управление «Абвер-заграница» при штабе Верховного командования вооруженных сил Германии.

Перед обновленным управлением была поставлена задача по организации широкой разведывательной и подрывной работы против основных противников Германии. В 1941 году абвер был одной из самых мощных разведок в Европе.

Возможно, и во всем мире.

Абвер вел свою тайную войну на всех направлениях, добывая сведения о вооруженных силах иностранных государств, их военных и экономических потенциалах.

 .......................................

Американская разведка (Управление стратегических служб) генерала Донована беспокоила начальника абвера меньше всего.

Адмирал знал, что Европейский центр американской разведки находится в Берне и действует под руководством Аллена Даллеса. Чем занимались люди Даллеса, Канарис тоже хорошо знал. Попытки американцев проводить агентурные операции и мероприятия по деморализации германской армии и населения, блокировались и были малоэффективны. Канарис мог бы без особых усилий прекратить деятельность Даллеса и его подчиненных, но не делал этого, так как не исключал того, что придет время и команда Даллеса пригодится для решения важных задач в интересах будущего Германии.

Аллен Даллес и его разведка в Германии чувствовали себя спокойно, Канарис не считал их врагами

 

.........................

Наибольшее беспокойство для начальника абвера представляла советская разведка со всеми ее тайными структурами, которые за три года войны Германии против СССР неоднократно подвергались различным реорганизациям. В состав советских разведывательных органов входило Главное управление государственной безопасности НКВД.

Основной разведывательной структурой, которая противостояла абверу на Восточном фронте, была советская военная разведка. Зримой линии фронта у абвера и ГРУ не было. Однако Канарис знал, что она существует уже не один год. Абвер начал войну против советской военной разведки еще до нападения Германии на СССР. Эта война носила упорный характер.

.....................

Канарис был убежден в том, что в 1941 — 1942 годах абвер был значительно сильнее советской военной разведки.

В 1943 году достижения двух разведывательных служб он оценивал как равные. Поражение немецких войск на Курской дуге, как считал Канарис, стало следствием просчетов штаба Объединенного командования вермахта (ОКХ) и грубой ошибки фельдмаршала Манштейна.

6 января 1944 года в Баден-Баден по указанию Кана-риса прибыли практически все начальники многочисленных управлений и территориальных органов абвера — аб-верштелле и абвернебенштелле.

Канарис сделал доклад, в котором сообщил о задачах германской военной разведки на Восточном и Западном фронтах, сообщил о нарастающей активности вражеской разведки

Определив задачи абвера на западном направлении, Канарис перешел к оценке обстановки, которая складывалась на Восточном фронте.

По данным Канариса, которые он сообщил начальникам центральных и территориальных органов и школ абвера, русские начали переброску войск из районов формирования стратегических резервов в районы будущих сражений. Основные переброски войск осуществлялись в направлении южного и северного участков Восточного фронта.

По указанию Канариса

"следовало точно установить, где русские будут проводить основную операцию 1944 года."

То, что она будет носить стратегический наступательный характер, Канарис не сомневался...

..............

8 января 1944 года начальнику советской военной разведки генерал-лейтенанту Ивану Ильичеву была доложена шифртелеграмма особой важности.

Источник докладывал, что на совещании руководящего состава абвера была дана оценка обстановки на Восточном фронте и сформулированы выводы, которые сводились к следующим положениям:

«1. Русские намереваются провести прорыв между Великими Луками и Невель в направлении на Ригу.

2. Русские с конца ноября 1943 года сконцентрировали танковые армии в следующих районах:

1-я танковая армия в районе Брянска;

8-я танковая армия в районе Рязани, но, возможно, в начале декабря началась ее переброска в район Гомеля;

4-я танковая армия сосредоточена между Кременчугом и Полтавой;

5-я танковая армия находится в дуге юго-западнее нижнего течения Днепра.

3. Русские перебрасывают стрелковые дивизии к линии фронта. От 15 до 18 стрелковых дивизий двигаются в район Лозовая—Павлоград с Волги и Кавказа.

4. На Северном Кавказе (в районе Туапсе) остались только 200 тысяч человек, но 14 стрелковых дивизий перебрасываются через Махачкалу и будут готовы для действий на фронте уже к середине января».

Источник ГРУ сообщал и основной вывод, который был сделан немецкой военной разведкой:

«...русские больше не имеют стратегических резервов восточнее Урала, которые могут быть собраны для зимней кампании».

Иван Иванович Ильичев, начальник Главного разведывательного управления в 1942 - 1945 гг., в разведсводках он числился как "ДИРЕКТОР"

Ильичев уже 8 января знал все детали секретного совещания у Канариса и планируемые им операции


Генерал-лейтенант Ильичев внимательно перечитал донесение источника, которого он хорошо знал, и приказал подготовить на основе этого донесения специальное сообщение для И. В.

Сталина и начальника Генерального штаба А. М. Василевского.

Через день тот же источник сообщил о том, что в абвере разработана операция под кодовым названием «Ульм».

Источник докладывал, что

" адмирал Канарис попросил генерала Кортена выделить два транспортных самолета для «проведения начальной стадии операции «Ульм»."

В другом донесении этого же источника сообщалось о

"создании абвером нескольких групп диверсантов, которые должны быть сформированы из русских военнопленных и использованы в районе Пскова для проведения операции «Ульм». "

Эти донесения Ильичев приказал немедленно направить начальнику внешней разведки НКВД П. Фитину.

................

Войсковая разведка в немецкой армии в период ВОВ являлась одним из основных видов разведки. Она велась всеми командирами независимо от того, поставлена им задача на разведку или нет. Задачу на разведку ставил командиру линейной роты командир батальона или командир полка.

 Объект разведки выбирается лично командиром роты. Приказание на разведку отдается за несколько дней до ее проведения, на каждую операцию в отдельности. Командиры немецких частей и соединений уделяли большое внимание организации и ведению войсковой разведки.

Так, например, командование 47-го немецкого танкового корпуса в директиве от 3 января 1943 г. указывало:

«Ввиду трудности ведения авиаразведки зимой, для нас и для высшего командования почти единственным способом что-либо узнать о противнике является войсковая разведка.

Мы сможем сберечь силы и в то же время быть гарантированными от неожиданностей только при наличии первоклассной наземной разведки».

Войсковая разведка у немцев выполняла следующие задачи:

– захват пленных и документов;

– определение начертания переднего края обороны противника, а также определение группировки его войск, мест флангов и стыков;

– наблюдение за сменой частей и появлением новых войск противника, особенно танков и кавалерии;

– уточнение огневой системы;

– наблюдение за всеми передвижениями и действиями войск противника во время боя;

– вскрытие и установление инженерных препятствий.

.......................

Генерал-фельдмаршал Кюхлер в своей директиве от 2 января 1943 г. писал:

«Сведения, получаемые от пленных, являются крайне важными не только для выявления намерений противника; они часто дают также важные цели для артиллерии и тяжелого пехотного оружия – для ведения беспокоящего и уничтожающего огня в течение дня и ночи.

Поэтому все действующие дивизии должны все время стремиться к захвату пленных».

И далее там же:

«Постоянное наблюдение за привычками неприятельских солдат, находящихся на позиции, точное установление месторасположения их постов, изучение местности, применение разных хитростей, введение в заблуждение противника, устройство ловушек и, что еще важнее, хорошо подготовленные и энергично проведенные ударные разведывательные операции должны облегчить успех наших войск в захвате пленных».

Фельдмаршал Фон Лееб и генерал-полковник Кюхлер(слева), он придавал большое значение захвату пленных и получению информации от них

.................

В условиях стабильного фронта немцы ставили перед своими разведывательными органами задачу: разведать фронт противника до мельчайших подробностей: его группировку сил, размещение тяжелого оружия, дислокацию штабов, резервов и т. д. Только таким образом, считали немцы,

«…можно будет обнаружить любые изменения у противника и извлечь из этого необходимые выводы для боевого руководства».

Ослабление ведения войсковой разведки рассматривалось германским командованием как тяжкое преступление. Германское командование стремилось к тому, чтобы солдаты считали службу в разведке выгодным делом. C этой целью в немецкой армии для состава разведывательных подразделений был установлен ряд льгот.

Наземную разведку немцы ведут с помощью разветвленной сети наблюдателей и слухачей, а также активными действиями мелких групп и боем.

Чрезвычайно большое внимание уделяется службе слухачей, которые подползают ночью к нашему переднему краю и фиксируют каждый звук. Они стараются засекать таким образом подход танков и пехотного пополнения, движение наших разведывательных групп, расположение новых артиллерийских батарей, районы, где ведутся окопные работы, и т. п.

Служба слухачей в сочетании со службой наблюдателей, конечно, может дать целый ряд полезных и важных сведений.

Однако нужно отметить, что для нас это открывает добавочные возможности обманывать противника. Необходимо только не полагаться на одну звуковую имитацию, которая, безусловно, способна ввести врага в заблуждение.

Одновременно должны приниматься меры, чтобы обмануть и наблюдателей противника, которые сменяют слухачей днем. Например, если ночью в том или ином направлении раздавался звук танков, то днем здесь должны находиться макеты.

Следует, кроме того, запомнить, что при изменении режима на нашем переднем крае немцы не ограничиваются данными своих слухачей и наблюдателей, а проверяют их действиями мелких групп или даже разведкой боем.

 

 

Перед решающим боем

Сообщения, которые источник ГРУ присылал о деятельности абвера, имели для начальника советской военной разведки особую ценность.

Такими сведениями всегда интересовался начальник Генерального штаба, который хотел знать, как противник оценивает состояние Красной Армии, что знает о советских стратегических резервах и передислокации войск.

Руководителям советской контрразведки эти сведения давали возможность определить районы, где действуют разведчики и агенты абвера — исходный пункт для их выявления и ликвидации.

Одним словом, все, что добывалось советскими разведчиками о деятельности абвера, о планах и замыслах германской военной разведки в тылу Красной Армии, оценки германских разведчиков обстановки на Восточном фронте, все это представляло несомненный интерес для советских спецслужб.

Донесения о деятельности абвера источник ГРУ присылал периодически. Однако январь 1944 года был наиболее удачным в этом отношении.

И января 1944 года тот же источник передал в Центр доклад абвера, который имел условное название «О намерениях Красной Армии на советско-германском фронте в связи с переброской войск с 26 ноября по 28 декабря 1943 года».

Доклад содержал обобщенные данные о перебросках советских резервов из тыловых районов к линии фронта, описывал районы их сосредоточения, указывал количество и типы перебрасываемых дивизий, имел выводы о вероятных планах советского командования на весенний период.

Как на советской, так и на германской стороне Восточного фронта, проводились широкомасштабные приготовления военных разведок к весенне-летним сражениям 1944 года.

Разведцентр абверштелле «Остланд», располагавшийся в Риге в здании бывшего японского посольства, вел разведывательную и диверсионную работу против северных участков советского фронта и занимался контрразведывательной работой на оккупированных территориях Прибалтийских государств, в Белоруссии и в Псковской области. Еще два подобных центра находились в Риге и Каунасе.

Разведкой войск Красной Армии на центральном участке фронта занимался центр — абвернебенштелле «Минск». Он находился в столице Белоруссии, и с весны 1942 года действовал под прикрытием службы связи «Фербин-дунгсштелле ОКБ».

На южном участке фронта в Полтаве находился разведцентр абверштелле «Украина». Сбором сведений о Красной Армии также занимались группы и команды абвера «Бухарест», «Вена», «Финляндия», «Болгария», «София», «Турция», «Таллинн», «Киев», «Крым» и другие. 38 разведывательных школ и спецкурсов абвера готовили диверсантов и разведчиков для этих центров и специальных команд для действий в тылу Красной Армии.

В начале 1944 года абвер был мощной разведывательно-диверсионной организацией, главные силы которой были направлены против СССР.

Неожиданно для всех в феврале 1944 года по империи Канариса был нанесен сильный удар: служащий турецкого филиала германской военной разведки доктор Эрих Фермерен перешел на сторону англичан. Вместе с ним в английском посольстве укрылась и его супруга графиня Плеттенберг. На британском самолете доктор и его жена улетели в Египет.

Второй удар по авторитету Канариса и его секретной службы нанесла супружеская пара фон Клечовски, работавшая в контрразведывательном отделе абвера и находившаяся в той же Турции.

Несколько позже секретарша германского военного атташе в Анкаре, который тоже подчинялся Канарису, сбежала в американское посольство.

Дело о турецких перебежчиках привело Гитлера в ярость. Готовясь к новым сражениям на Восточном фронте, он приказал реформировать абвер, укрепить его командование, улучшить структуру и усовершенствовать систему обработки разведывательных сведений.

………

В феврале 1944 самостоятельное ведомство адмирала Канариса перестало существовать. Адмирал был отстранен от занимаемой должности и отправлен в отпуск.

Военную разведку включили в организационную структуру Главного управления имперской безопасности рейха (РСХА). Теперь она подчинялась Гиммлеру. Начальником отдела военной разведки назначен руководитель бывшего первого отдела абвера полковник Ганзен.

Германская военная разведка, попавшая под крышу РСХА, продолжала оставаться серьезной разведывательной структурой, которая занималась сбором сведений о Красной Армии и проводившей активные разведывательно-диверсионные акты в глубоком тылу советских войск.

В 1944 году тайная битва за военные секреты, которую вели советская военная разведка и абвер, усилилась. Война на Восточном фронте вступила в решающую стадию...