О сельском хозяйстве. Или почему выгоден дорогой хлеб.

На модерации Отложенный

На досуге силился понять логику действий нашего правительства в стараниях решить проблему беспрецедентного повышения цен на гречку и менее заметные повышения цен на прочие крупы и мясо-молочную продукцию. Неделю назад высшее руководство страны комментировало ситуацию громкими выкриками с трибуны, суть которых можно свести к следующему: "Не допустим, не позволим, грабеж населения"! Но последние выступления показали, что "Не допустим"-не получится ибо продавцам "по барабану", пока стрелять не начнут, "Не позволим"-противоречит ценностям свободного рынка и якобы тормозит развитие отечественной торговли. Но за всеми громкими словами осталось незамеченным задумчивое молчание аграриев...

В очередной раз покопавшись в дебрях своего разума и интернет пришел к интересным выводам. Любое повышение цен на продовольствие выгодно не только ретейлерам и самим производителям, простым фермерам и крупным агрохолдингам, но и в конечном счете самим покупателям! Да-да, нам с вами, не торопитесь заплевывать меня ядом, я потружусь объясниться!  Ведь каждому известно, даже без ссылок на великое количество утверждений великих и не очень специалистов, что после развала Советского Союза сельское хозяйство находилось в полнейшем упадке, по некоторым данным даже при жизни Союза сх уже было при смерти. Ну а в новое время пищевое производство подстерегало много проблем, начиная от разваливающихся колхозов, невозможностью перевода части земель в собственность, отсутствием средств у частных предпринимателей на приобретение основных производственных механизмов, неорганизованные рынки сбыта, да в общем, не было ничего. А ведь нас надо было кормить. В этот момент стоит вспомнить «ножки Буша», аргентинскую говядину и свинину неизвестного происхождения, которые заполонили наши рынки в бурные девяностые, о неудовлетворительном качестве этих продуктов говорилось уже не однократно и в конечном счеты, завоз их на территорию РФ был попросту запрещен санитарно-надзорными органами.

Доля отечественного продукта не превышала 40%(!) в продаже. И как вам такая ситуация?

Многим фермерам досталась техника после раздела колхозов, весьма изношенная и устаревшая морально и физически. Для большинства же владельцев сельскохозяйственных угодий в постсоветское время приобретение нового комбайна или трактора было делом непосильным. Если говорить в цифрах, то не новый комбайн советского производства стоил порядка полутора миллионов рублей, а в то же время, в ценах последней декады двадцатого века с двухсот гектаров фермер мог получить дохода порядка пятисот тысяч рублей в год (в расчет беру среднюю урожайность 2 тонны с гектара по цене пшеницы в 1250 рублей за тонну) , т.е. ему бы потребовалось «проработать» пять-шесть лет, с учетом издержек на производство продукта, для приобретения поддержанного комбайна. При нынешней же цене в шесть тысяч рублей за тонну зерна, тот же самый фермер может позволить себе купить комбайн в ближайшие два года. А приобретение нового комбайна позволит снизить издержки на производство зерна, получать больше прибыли, расширять производство и увеличивать площади обрабатываемых земель. Опять-таки, не стоит забывать, что рынок не резиновый, с определенного момента он будет насыщен, но ведь производство есть, а спрос не растет, значит будут понижаться цены, что как раз и есть наша с вами выгода.

Вида такой плюс в долгосрочной перспективе ни одно здравомыслящее правительство мира не пойдет на меры по снижению цен в текущем периоде, зачем прибегать к этому, если через 10 лет цены сами нормализуются, и более того будут снижаться до разумных пределов. При этом в России сельское хозяйство субсидируется государством так или иначе, и любое повышение цен для потребителя стимулирует рост производства и поможет государству сократить уровень своего финансового участия в развитии с.х.

Мораль сей басни такова: «Мы сегодня платим высокую цену для того, что бы нашим детям пища доставалась дешевле»