Претендент Аронян

Перед турниром претендентов Магнус Карлсен назвал вас одним из фаворитов. Это как-то повлияло на вас?

 

Опыт показывает, что люди, которых не считают фаворитами, в ходе турниров обычно не оказываются в напряжённых ситуациях и, как правило, побеждают. Они испытывают менее сильное психологическое давление. А вот фавориты пытаются доказать, что достойны этого звания. Они стараются избежать ошибок, а это само по себе дополнительное давление. Нельзя же играть как робот, ведь так?

 Можно ли сказать, что ваша текущая конечная цель – это участие в следующем турнире претендентов?

Конечно! Я буду готовиться к следующему турниру, который состоится через два года. Но на этот раз я буду играть по-другому. Я сильный и в то же время универсальный шахматист. Я многое могу, но пока ещё не слишком хорошо знаю самого себя. Поэтому я считаю, что мне необходимо глубже изучить собственные возможности.

 Присутствует ли в шахматах фактор везения?

Несомненно. Когда из множества возможных ходов соперник выбирает именно тот, которого ты ждёшь… 

 В шахматах побеждают мудрые, а в жизни вероломные. Существуют ли в шахматах коррупция и интриги, когда противник применяет запрещённые методы, к примеру, подкупая человека, с которым вы тренируетесь?

Повседневная жизнь шахматиста очень схожа с работой шахтёра. Копаешь и копаешь, чтобы найти то, не знаю что, то, чего, возможно, и вообще на свете нет. Как правило, сильные игроки не тренируются с равными им по силам партнёрами. Ты находишь нечто новое, разрабатываешь новые игровые стратегии, и нежелательно, чтобы о них знал другой сильный шахматист. Поэтому у нас есть специальные помощники. Они хорошие игроки, но в число сильнейших не входят.

Мы поступаем подобным образом потому, что упомянутые вами интриги широко распространены в шахматном мире. Очень часто такие помощники продают информацию или используют её против тебя. Надеюсь, что в нашей стране это порочное явление отсутствует, однако на международной арене подобная практика – совершенно обычное явление.

Многие мои друзья, шахматисты из других стран, неоднократно сталкивались с этим. Бывали даже забавные случаи. Один шахматист нашёл интересный ход. После этого его помощник перешёл к другому игроку, сообщил своему новому боссу о новинке, но кто именно её нашёл, ему не сказал. Случилось так, что им пришлось играть друг с другом, и вы себе не представляете, как изумлён был первый шахматист, увидев, что соперник играет против него продолжение, которое он сам разработал!

 Вот оно как! Оказывается, помощника нужно выбирать так же тщательно, как няню для ребёнка. А вы верите своим помощникам?

Вы правы, к выбору надо подходить с большой осторожностью. А своим ребятам я верю на все сто.

 Если бы у вас была машина времени и вы могли бы вернуться в прошлое, кого из великих шахматистов вам хотелось бы победить?

Вообще-то не факт, что я бы кого-то победил…

 Хорошо, тогда сформулируем иначе. С кем вам хотелось бы сыграть?

С Тиграном Петросяном. У него был очень интересный стиль. У меня стиль совершенно иной, так что я понятия не имею, смог бы я у него выиграть или нет. Но я уверен, что это была бы интересная партия, в которой сошлись бы лёд и пламя.

 И кто из вас двоих лёд, а кто пламя?

Ну, я, наверное, пламя (улыбается)

 Вы сказали «стиль»… А как вы можете описать свой собственный стиль в шахматах?

Я ищу в игре глубину, я углубляюсь в игру. Я вижу пласты, которые кажутся невидимыми. За доской я стараюсь уходить от правил и нарушать границы, но в то же самое время создаю собственные правила. Как бы это сказать… мне хочется находить новые идеи, которые потом станут правилами. Моя мотивация в том, чтобы показать, что моя игра – это не просто какое-то абстрактное искусство, а нечто гармоничное, хотя пока ещё и не столь популярное.

 В шахматах король самая беззащитная фигура, и одна из важнейших задач королевы защищать его. А как у вас с этим обстоят дела в реальной жизни?

Это правда, в ходе эволюции шахмат королева-ферзь стала самой сильной фигурой. И в реальной жизни женщины тоже стали намного сильнее, это общемировая тенденция. Ритм жизни современного мира супердинамичен, и если к нему не привыкнешь, то тебя могут сбросить с поезда! Мы живём в техногенном обществе, где всё меняется за считанные секунды. С исторической точки зрения, главным преимуществом мужчины являлась его физическая сила, однако в современном мире на смену мускулам пришли мозги. А ведь женщины мыслят совершенно иначе, они стали более гибкими, легче приспосабливаются. Именно поэтому они и стали сильнее. Ведь даже для того, чтобы хорошо зарабатывать, физическая сила не нужна, так ведь? Конечно, если вы не промышляете грабежом на улицах…