И отрекаются, любя...

 

В лихие сталинские 30-е годы, когда в СССР одна за другой проходили чистки "сознательной" части общества от "несознательной", люди были вынуждены действовать по определенным моделям поведения, чтобы уцелеть. Из Оперативного приказа НКВД СССР № 00486 «ОБ ОПЕРАЦИИ ПО РЕПРЕССИРОВАНИЮ ЖЕН И ДЕТЕЙ ИЗМЕННИКОВ РОДИНЫ»15 августа 1937 г.: «…Аресту подлежат жены, состоявшие в юридическом или фактическом браке с осужденным на момент его ареста.» Для родственников осужденных были созданы специально ряд лагерей, наибольшую известность получил так называемый "Алжир" - Акмолинский лагерь жен врагов народа. Поэтому, если арестовывали главу семьи, то его жена и дети должны были всячески демонстрировать, что они от своего мужа и отца - "врага народа" - отказываются. Как правило, подобные "отказы" проходили публично на комсомольских и партийных собраниях. Ниже приводится образец письменного отказа жены от мужа. Большинство принимало правила, заданные властью, и делало то, что требовалось. Однако встречались и "упертые" дети и жены, которые категорически отказывались отказываться. В частности, отказалась поливать грязью мужа жена Я.Гамарника на партсобрании по месту работы, впоследствии она была расстреляна.

Вспоминает дочь А.Н.Туполева:
- Долгое время никакого известия о судьбе родителей не было. После ареста отца я удивительным образом все-таки окончила школу и даже поступила в медицинский институт. От меня требовали отречься от родителей. Я ответила, что не отрекусь никогда. Тогда меня хотели выгнать из комсомола, но мои сокурсники не проголосовали за это. Мне влепили выговор за потерю политической бдительности - проглядела врага народа в своей семье...

Документ эпохи: "Прокурору Красноярского края от Г.Н.Л. Заявление 
Я, Г.Н.Л., родилась в Чите в 1905 г. Отец малограмотный, работал сторожем и умер, когда мне было 2 года. Воспитывалась у брата, который живет в Чите, рабочий депо. Мать домохозяйка. В 1934 г. приехала в Красноярск, поступила работать в военный госпиталь медсестрой. Здесь познакомилась с Р. и вышла за него замуж. Не предвидела того, что он состоял в контрреволюционной террористической банде. Считаю его поступок недостойным для гражданина СССР. Я, как его бывшая жена, клеймлю позором совместно со всем человечеством и не нахожу слов выразить свое негодование столь преступным и подлым деянием, каковые совершал и учавствовал в совершении их "мой бывший муж" Р. Я, как честная гражданка великого народа СССР, считаю себя до некоторой степени виновной в том, что не проявила достаточной чуткости и не выявила агента истапо, проживая с ним в течении 3х лет. Теперь я поняла что насколько подло гнусно все эти отщепенцы троцкистско-бухаринской банды только маскировали проводимую свою гнусную работу.

Ничуть мне не жаль, но жаль себя что этот мерзавец своим поступком заклятого врага народа положил на меня это грязное пятно, как на бывшую жену. Прошу Вас не считать меня такой же подлой по отношению к окружающим меня честным гражданам ибо сама из рабочей семьи и с гордостью приветствую нашу социалистическую родину борющуюся за создание тех же благ для униженных игом фашизма рабочих всех стран. Пусть враги народа, какими угодно замыслами не стараются поколебать мощь нашей родины, они неизбежно придут к тому же концу к какому пришел подлец и мерзавец "бывший муж" Р.
Г.Н.Л.  Красноярск 13 августа 1937 г."

Согласно решения Политбюро ЦК ВКП(б) № П51/144 от 5 июля 1937 г. жен «врагов народа» арестовывали на 5-8 лет, детей отправляли в детдома. Однако эта норма действовала не для всех, а для "наиболее опасных". Трудно упрекать родственников за подобные отречения, ведь речь шла о реальной угрозе их жизни, или о выживании в условиях, когда устроиться на работу практически невозможно. И как жить, на что кормить детей? Многие арестованные мужья сами передавали на волю своим женам просьбы "обязательно отказаться". Хорошо показан этот момент в фильме "Холодное лето 53-го", когда выживший бывший зэк приходит навестить родных персонажа, которого играл А.Папанов.

Репрессировали не только жен, но и более дальних родственников. Были репрессированы следующие родственники маршала Тухачевского: мать Мавра Петровна (умерла в ссылке в Казахстане), жена Нина Евгеньевна (расстреляна 16.10.1941г.), дочь Светлана (лагерь), брат Николай (расстрел), жена брата Николая (лагерь), брат Александр (расстрел), жена брата Александра (лагерь), сестра Елизавета (лагерь), муж сестры Елизаветы (расстрел), сестра Ольга (лагерь), муж сестры Ольги (лагерь), сестра Мария (лагерь), муж сестры Марии (расстрел), дочь сестры Марии (ссылка), сестра Софья (ссылка). Была осуждена на 8 лет лагерей и любовница маршала - Кузьмина Ю.И, почему-то тоже как 'член семьи изменника Родины'. Несколько родственниц маршала сумели пережить многолетнее заключение и ссылку, их освободили и реабилитировали в 1957г. Дочери маршала - Светлане Тухачевской - в 1937 было 13 лет. Она прошла через детдом, в 1945г. постановлением Особого совещания при НКВД получила 5 лет лагеря, отбывала наказание в печорских краях, затем была ссылка. 

Дальновиднее всех поступали те главы семей, которые, почувствовав нависшую угрозу, успевали отправить семьи туда, где их трудно было отыскать сталинской "охранке". Так поступил Торекул Айтматов - отец знаменитого писателя Чингиза Айтматова - он успел спасти жену и четверых детей, отправив их столицы в далекий киргизский аул. Сам Торекул впоследствии был расстрелян.