У этого выражения довольно жуткая родословная

На модерации Отложенный

Стоять, как вкопанный — у этого выражения довольно жуткая родословная.

Многие иностранные путешественники, побывавшие в Москве в годы правления царя Алексея Михайловича, рассказывают в своих воспоминаниях, что видели на Красной площади зарытых в землю женщин. Это ужасное наказание появилось в России в 1649 году*, когда было принято Соборное уложение. 22-я его статья гласила: если жена учинила «мужу своему смертное убийство», то ее следует «живую окопати в землю и держати ее в земле, покамест она умрет».

*В Киевской Руси муж, по древнему славянскому обычаю, должен был собственноручно убить провинившуюся жену, как следует из истории князя Владимира и Рогнеды.

Казнь женщин-мужеубийц проводилась в самом людном месте в городе – на городском рынке или площади. Преступниц обыкновенно закапывали по горло, реже – по грудь. Рядом с закопанной выставляли часовых, которые должны были пресекать любые попытки оказания помощи страдалице. Разрешалось только подавать деньги на гроб и свечи.

Эта казнь была чрезвычайно мучительной, поскольку наказуемая испытывала постепенно нараставшее глубокое охлаждение и сдавление груди землей, что сильно затрудняло дыхание. Смерть обычно наступала на третьи-четвертые сутки.

Если следовал приказ ускорить смерть, то палач начинал уплотнять грунт вокруг жертвы при помощи большого деревянного молотка или торца жерди. В этом случае конец наступал в течение нескольких часов.

Впрочем, известны случаи, когда женщин, приговоренных к смерти через закапывание, оставляли в живых. Первым из русских правителей, кто добился подобной амнистии для одной из жертв, была царевна Софья, тогда еще соправительница своего брата Федора Алексеевича. Помилованных женщин в обязательном порядке постригали в монахини.

Сама казнь через закапывание была заимствована русскими, видимо, с мусульманского Востока. К сожалению, на Руси она прижилась, как родная. Еще Петр I, несмотря на свое западничество, активно практиковал ее. Английский посол в России Чарльз Уитворт описал казнь через закапывание, свидетелем которой он стал в 1706 году. Закапывали женщин-мужеубийц и при императрице Анне Иоанновне. Отменила это варварство только «дщерь Петрова», императрица Елизавета Петровна, которая при вступлении на престол дала обет искоренить в России всякую смертную казнь.

С тех пор в России «стоять как вкопанный» можно, слава Богу, лишь метафорически.

P.S.

Поскольку всё познаётся в сравнении, то стоит привести пример старой доброй Англии. Там мужеубийц сжигали, иногда предварительно удушив. С 1702 по 1734 год (сопоставимый период в России — от Петра до Анны Иоанновны) на эту казнь были осуждены 10 женщин.