Детство, обожжённое войной
"Ты спрашиваешь у меня, каким было моё детство? - моя собеседница вздыхает,- для меня детство – это война, голод, страх…

Чем ближе завершение жизни, тем все ближе и ярче воспоминания о детстве. А детство – это война. Это – постоянный голод, холод, напряженное ожидание из репродуктора голоса диктора, сообщающего о положении на фронте, и горе, горе и слезы почти ежедневно, потому что похоронки приносили то одним, то – другим, и беда становилась снова и снова общей – для близких , далеких и даже – незнакомых людей.. Принесли и нам с мамой….
Война - это открытая дверка печурки с пылающим живительным огнем, к которому жмутся все – родные, соседи-беженцы из Украины, молчание, беда…
Потом, когда погиб отец (17.12.42), я стала иногда жить у бабушки. У нее всегда было тепло, она жила в деревянном доме с огромной печью. Там же жили моя тетка, бабушкина младшая дочь с двумя сыновьями, бежавшие тоже с Украины, попавшие под бомбежку, бомбили их поезда, но они остались живы, только мальчики по ночам кричали во сне и плакали. А старший, Борис, срывался с кровати, хватал кочергу, стоящую у печи, и с яростным криком «бей фашистов», кидался на того, кто оказывался рядом, ничего не соображая…
А потом погиб мой дед – слесарь школы, в которой был военный госпиталь, там перемерзло отопление и у деда, чинившего его, взорвался в руках сварочный аппарат. Ему разворотило все лицо и оторвало челюсть. Его принесли домой – школа была рядом с домом. Я видела все это.
Дед мой был очень веселым человеком, он выворачивал наизнанку тулуп, просовывал в рукав руку и, пугая нас, изображал ГУСЯ. А гусей мы все трое боялись, и потому в сладком ужасе визжали и хохотали. Я же боялась гуся особенно, потому что, когда была маленькая, еще до войны, во время поездки к тетке на Украину, меня защипало целое стадо гусей, к которым я доверчиво полезла сама.
А бабушка моя! Про нее поэмы бы писать. У нее была коса цвета золота. И вечерами перед сном она давала мне с ее волосами поиграть. Про нее нельзя сказать – блондинка. Таких золотых волос я больше никогда в жизни не встречала. Она была молчаливая работяга и безответная. Ею помыкал ее сын – мой дядька, пьянчуга и дебошир.
Раз в неделю бабушка задумчиво побродив по дому и покопавшись в комоде, собирала вещички и шла на толкучку базар. Возвращалась уже без них, но с «поллитрой» молока, буханкой хлеба, тремя леденцами на палочках – для нас, ребят.
Именно эта тихая женщина принесла однажды маленькую девочку, ее звали Рита.
Девочку ей сумела передать женщина из толпы заключенных прибалтийцев, которых гнали охранники по ул. Урицкого на расселение по Иркутской области. У этого ребенка лет 3-х был огромный живот, а ножки и ручки – как тонкие лучинки. Она безучастно сидела на кухонной скамье и выглядела безучастно. Рита прожила у нас года 2 или 3, превратилась в здорового веселого ребенка, а потом ее нашла и забрала ее мать.
Во время войны мы с классом давали концерты в госпиталях с песнями, стихами и танцами. Лица этих солдат, бинты, костыли, тряпки, в которые они были одеты – все это зловещим грузом ложилось на душу. И я все время всматривалась в эти лица в безумной надежде, что вдруг – ошибка, мой отец вовсе не убит, и я увижу его вот в этом госпитале именно сегодня! И так – каждый раз…
Тетради у нас были сшиты из оберточной бумаги, правда – недолго. Мы носили свои чернильницы- непроливашки и писали перышками с выдавленными на них звездочкой и цифрами 86.
Многое в той жизни было страшным, но больше войны и фашистов мы боялись «стукачей», всяких подозрительных типов с волчьими пронзительными взглядами, которые торчали у ближайших домов по нескольку дней, а потом исчезали некоторые соседи. Наши доблестные НКВД-шники отрабатывали право торчать в тылу, выискивая
шпионов и вредителей, вместо того, чтобы воевать на фронте. Мы, ребята, некоторых даже знали в лицо и шарахались от них, как от Кащея бессмертного.
Нас, детей войны, никто не «воспитывал»: росли сами по себе, как трава в поле. Сами определяли что плохо, что хорошо, что можно, а что – нельзя, исключительно ориентируясь на поведение старших – родных, соседей, учителей…
Десятилетиями все это не всплывало в памяти, находясь за закрытой заслонкой, лишь изредка бунтарски прорываясь наружу, с внутренним воплем: для чего же погиб мой отец и море других мужиков, женщин и даже детей, если в стране по-прежнему столько несправедливости?
А сегодня неотвязна мысль: обидно за ту молодежь, кто подсел на халявные заработки, вещизм, пьянство и наркотики. Попали бы они в наше военно-детское время, по-другому бы ценили жизнь".
Она закончила свой рассказ, а я до сих пор нахожусь под впечатлением. Я попросила разрешения напечатать его, ведь очень скоро, 22 июня, будет семьдесят пять лет с того страшного воскресенья, когда в жизнь огромной страны ворвалась война!
Это нельзя забывать.

Комментарии
В краю белоногих берёз
Победу девятого мая
Отпразднуют люди без слёз.
Поднимут старинные марши
Армейские трубы страны,
И выедет к армии маршал,
Не видевший этой войны.
И мне не додуматься даже,
Какой там ударит салют,
Какие там сказки расскажут
И песни какие споют.
Но мы-то доподлинно знаем,
Нам знать довелось на роду,—
Что было девятого мая
Весной в сорок пятом году.
Так написал в год 30-летия Великой Победы поэт-фронтовик Сергей Орлов. Теперь прошло ещё сорок лет, но, к счастью, это по-прежнему «праздник со слезами на глазах», по слову поэта-песенника и тоже фронтовика Владимира Харитонова, сказанному в том же 1975-м.
Комментарий удален модератором
шпионов и вредителей, вместо того, чтобы воевать на фронте.""
Вот прямо так бабушка и сказала? А ,может быть, это были партизаны- мстители?
Не верится мне что-то.
Комментарий удален модератором
Мне тоже бабушка 80-ти лет рассказывала, как в город вошли немцы( в Минск), как она с мамой носила отцу и трем братьям соль в партизанский отряд, как её мама прятала еврейскую девушку, и как соседка выдала её. И еще много, я своим об этом писала.
Почему тебя не покоробил первый комментарий, который никак не относится к твоей теме? И почему комментаторы не скажу откуда, и так все знают, с именем Путина ложатся и с ним встают?
А уж ленточка для них,как для быка красная тряпка.
По поводу второй части твоего комментария, отвечу тебе так: я не знаю и не хочу знать, кто и почему с именем Путина ложится и встаёт, и кому мешает ленточка.
А комментатор с первым комментарием мне незнаком, он высказал своё мнение, имеет право. Кто-то его поддержал, кто-то назвал провокатором, нормальная дискуссия в стиле МП.:-))
Тебя и Галину Дроздову я знаю, с вами и беседую.
Комментарий удален модератором
Спасибо за ваши воспоминания. Из таких воспоминаний, как здесь в комментариях, нужно создать пособие для изучения в школах. Чтобы помнили и знали, что такое война...
Читайте внимательно, что она написала.
Жаль, что в новой версии я не могу удалить ваш комментарий, но я обязательно обращусь к тем, кто может это сделать!
Проверить истину рассказывают или нет, когда речь идёт о личных детских воспоминаниях, по-моему, невозможно.
А так, как нас в детстве пугали милицией, мою собеседницу и её ровесников вполне могли пугать НКВД.
И вообще, разве можно знать, чего боялись дети войны в разных уголках страны, кроме того, что убьют папу, дедушку, брата...?
Уничтожил и продал всё, до чего смог дотянуться своими погаными лапами!
Моя первая учительница, была эвакуированная, из Украины в республику Поволжья. Самые светлые воспоминания о первой учительнице, много хорошего и полезного сделала для школы и нас, ее учеников. Вышла замуж и осталась в РСФСР. Моя учительница и ваша бабушка, которая запомнила только тряпки, в которых были одеты раненые бойцы.Моя мама ( 1928г),много рассказывала про то, как жили во время войны, всем было тяжело, и эвакуированным и местным жителям.
Эта женщина именно это и рассказывает, как и ваша мама - как тяжело было эвакуированным и местным жителям, и как они помогали всем, кому могли (случай с девочкой Ритой).
Такое впечатление, что вы не читали текст.
А было бы побольше таких журналистов, как в "Эхо Москвы", меньше сказок бы рассказывали с экранов ТВ.
Разве кто то обсуждает беженцев...раньше их называли - эвакуированными. Моя первая учительница, о которой я рассказала, была эвакуированная из Украины, как и ваша знакомая- собеседница, поэтому и вспомнила. Текст читала два раза, все поняла...как было тяжело всем, Но некоторым - тяжелее и НКВД - Кащеи бессмертные за ними следили.. .
Мне кажется, что вы не слушали журналистов "Эхо Москвы", иначе вы бы знали, что они объективно освещают ситуацию в стране и за рубежом.
"Эхо Москвы" ? Неоднократно публиковала статьи Андрея Илларионова, Юлии Латыниной, Александра Зеличенко, Александра Невзорова и др., которые в своих высказываниях неуважительно отзывались о событиях Великой Отечественной войны.
Может и "Дождь" рекомендуете в вопросах о ВОВ? Особенно в вопросе необходимости сдачи Ленинграда. Вспомнили ?
https://www.youtube.com/watch?v=hwLO5ouowDU&feature=youtu.be&t=37
Константин Ремчуков - "Независимая газета", Дмитрий Муратов - "Новая газета", "Коммерсантъ" (там несколько редакторов).
Я вас выпустила из ЧС. Будете меня оскорблять, опять посажу.
Выпустила из ЧС .... . Это снисхождение? Мне высказать несказанную радость?
Перечисленные мною издания выкуплены коллективами, существуют за счёт рекламы и подписчиков.
Желаю Вам много добра!
твой рассказ (вернее, твоей собеседницы) - всего лишь песчинка в пустыне, но таких песчинок уже много накопилось. они составляют единое целое, напоминая, что война - это слава единиц и страдание миллионов.
насчет "сдаться", "ленточек" и "НКВД" - я не раз уже по этой теме проезжался. у некоторых людей культ военного патриотизма стал едва ли не второй религией. они не хотят понимать, что коммунизм угрохал больше жизней, чем нацизм. я не вижу смысла по хрен знает какому кругу обсуждать это. все останутся при своих мнениях и враждебность никуда не денется
Поэтому ваши заявления, увы, несостоятельны. Всего доброго.
Но Вам - хоть .... "кол на голове тешИ".
ВОВ - это трагедия для советского народа. "Эхо" считаю объективной радиостанцией.
И продолжать эту тему не вижу смысла.
Закончим на этом . .... и Вам - не хворать.
Я Вам о "призывах" а Вы мне Макса Шевченко "суёте" ! Не надо, мадам ... .
Тот не любит отчизны своей"
(Н.А. Некрасов)
Они не поливают грязью Россию, они объективно освещают новости и события в стране. А русскоязычное население за рубежом подписывается на каналы из России, и запретить им это никому в голову не придёт.
Но, главное - иметь спокойный анклав на границе РФ. Стрелять на поражение? Было уже: была 40летняя кавказская война. Но царь-батюшка решил придти к миру.
А очень многие в мире (и у нас) хотят чтобы РФ до сих пор воевала с Чечней.
Шамилю не только сохранили жизнь, но предоставили дом в Калуге, во дворе дома построили мечеть, выделили 15 тысяч рублей годового содержания; сын его воспитывался в Пажеском корпусе.
СердцеШамиля было побеждено и вскоре чувство благодарности к своему Высокому Благодетелю сменило былое чувство ненависти.
Учите предмет, свидомый.
Моё поколение видело живых ветеранов и мы слушали их рассказы в школе.
А бабушки наши рассказывали как они выживали в это страшное время и послевоенное тоже... и не давали умереть своим детям с голода.
Сейчас историю переиначивают, да и вранья много...
Спасибо, Маша, за рассказ!
Историю по воспоминаниям тех, кто пережил войну на фронтах и в тылу учить надо, они не солгут...
что значит "переиначивают"? может начали правду говорить? никогда не думали о том, почему в России засекретили документы ВОВ до 2050 года? может слишком много чего натворили?
(((
Спасибо, Машенька, за пост, за статью!
Поэтому я просто скажу, что бабушкин рассказ мне очень нравится. Я такие рассказы в небольших вариантах слышал от многих людей. Помню таких, которые не могли до конца рассказать: начинали плакать. Но это такой рассказ, который не становится хуже от того, что многие пережили что-то похожее.
У Вас есть дар пересказа. Прозаики так и пишут: слушают людей и то, что особенно трогает, вставляют в свои книги. Но не у всех хватает таланта вставить как нужно. У Вас талант есть. Пишите.
Сам я родился когда война ещё шла, но была уже на излёте. Мать всю блокаду Ленинграда простояла у операционного стола, хотя временами теряла сознание. Отец попал в госпиталь контуженный и весь израненный, едва живой. Половина семьи погибла.
Я прошу тех, кто здесь комментирует, не отвечать мне. Спорить с вами мне не о чем и соглашаться не обещаю.
Это незабудки как символ нашей памяти:
http://liubavyshka.ru/photo/151
Вам нужен код HTLM для вставки в блог или на форум.
Замечательно, Маша, передала содержание ужаса той войны. Думаю, и сегодняшние войны и военные конфликты не менее страшные; и мы даже многому перестаём удивляться и ужасаться - привыкаем к военному и политическому беспределу...
Ты права. Страшно, что привыкаем к военному и политическому беспределу.
Давай дружить заново! :-))
Твой комментарий - тоже бесценное свидетельство детей войны...
Спасибо за рассказ,Маша!.
В чем сила этих воспоминаний? В том, что историю воспринимаешь, не как сладкий леденец или горький перец, а как настойку из горьких ,но лечебных трав.
Но это наша история. И её нужно знать!
а кто тот дядька? сколько ему тогда было лет?
Сейчас в сети часто попадается - "можем повторить". А что повторить - голод, бомбежки?
Здесь всё наше общество как на ладони...
Правда не нравится? Прям как кремлёвскому альфа - шакалу. Видать вы из его почитателей будете. : ))
Что касается знака равенства между СССР и Германией, то в моём пересказе об этом речь не идёт. А насчёт НКВД - как мне рассказали, так я и написала.
прочитал статью и ваши комменты-ответы.
Спасибо.
Спасибо за рассказ, страшно и тяжело читать. Как любую собственно правду о жизни.