Отар Иоселиани: Мы попали в ловушку коммерсантов, думающих лишь о прибыли

 

 
Отар Иоселиани: Мы попали в ловушку коммерсантов, думающих лишь о прибыли
http://www.vm.ru/news/2016/05/10/otar-ioseliani-mi-popali-v-lovushku-kommersantov-dumayushchih-lish-o-pribili-319732.html?print=true&isajax=true
 

Этот фильм — о современном Париже. Из города-праздника, столицы Европы он превратился в мегаполис общества потребления. Так считает режиссер картины Отар Иоселиани.

— Отар Давидович,что побудило вас обратиться к острой сатире на сегодняшний мир, где все продается и покупается, а жизнь человека обесценена до предела?

— Я не замахиваюсь на глобальные проблемы. Хотя внимательно наблюдаю за тем, что происходит вокруг жизни обычного человека. А также пытаюсь представить некоего зрителя, которому то, что я увидел и показал в фильме, будет небезынтересно. На мой взгляд, сегодня необходим непретенциозный анализ того, о чем мы все думаем.

А думаем мы о том, как жить дальше и что будет с нашими детьми и внуками.

— Не потому ли в фильме «Зимняя песня» затронута такая острая и болезненная для сегодняшнего общества тема, как терроризм? Парижские консьержи в фильме продают оружие, взрывчатку... Почему сегодня это так актуально?

— Подчинить, раздавить, зомбировать людей. Это цель международного терроризма. И то, что молодые люди сегодня на это клюют, обусловлено одним желанием — любой ценой изменить мир.

И полным отсутствием культуры мышления. Молодежь стала дикой, хочет чего-то, а чего не знает. Силы много, а понимания нет.

— Пять лет назад, представляя в Москве свою картину «Шантрапа», вы сказали, что ваш зритель — человек образованный, который любит поэзию, живопись, а походу на Тишинский рынок предпочтет библиотеку. Как думаете, много сегодня такой публики?

— Тот зритель перестал ходить в кино, потому что разочаровался. Ведь, как правило, уже через пять минут просмотра становится очевидным, что это халтура. К тому же мы сейчас в руках коммерсантов, думающих только о том, как побольше заработать на кино.

Кинематограф, к сожалению, превратился в большой базар.

— Отар Давидович, вы только что побывали в Москве. Какие впечатления увезли с собой в Париж?

— В Москве я встречаюсь со своими друзьями, и для меня это — всегда праздник души. Москва цветет, и это радует.

— А в Париже жизнь какая-то другая? Говорят, в век глобализации все столицы похожи друг на друга...

— В принципе похожи. Но в Париже у меня есть возможность работать, и не думаю, что в России сегодня нашлись бы продюсеры, взявшиеся снимать мои некоммерческие фильмы. В родной Грузии такой возможности тоже нет. Нерадостно от того, что я живу на чужбине, но я рожден, чтобы снимать кино. До последнего вздоха. И буду это делать. Вопреки всему.

— А вот скажите, спасение мира — в любви?

— Не повторяйте избитых истин. Надо уважать жизнь любого человека и относиться бережно к тому, что нас окружает в мире, в котором все мы живем.

— В вашей новой картине «Зимняя песня» снимались такие знаменитые актеры, как Рюфюс, Матье Амальрик. А ведь раньше вы предпочитали работать с непрофессиональными актерами.

— Главное, чтобы это была личность. А профессиональным ли будет актер или нет, уже неважно. Человек, решившийся изобразить жизнь другого, своего персонажа, не должен быть лишен личностных качеств. И такие актеры, как Рюфюс и Амальрик, отвечают подобным требованиям. Хотя и непрофессионалов в моей картине много.

— Отар Давидович, что для вас значит День Победы?

— В этот праздник нужно снять шапку и поклониться тем, кто спас нашу страну и Европу от фашизма. Я снимаю свою шляпу перед героями Великой Отечественной войны.

СПРАВКА

Отар Иоселиани — режиссер, сценарист, актер. Родился в 1934 году в Тифлисе (ныне — Тбилиси). В 1965 году окончил режиссерский факультет ВГИКа. С 1984 года работает во Франции. В его фильмографии такие киноленты, как «Листопад», «Жил певчий дрозд», «Пастораль», «Фавориты луны», «Охота на бабочек», «Истина в вине», «Шантрапа», «Зимняя песня» и другие.

Анжелика Заозерская