КРИЗИС БЕЗБОЖИЯ
На модерации
Отложенный
Историческое время, выпавшее нам на долю, исполнено великого и глубокого значения: это эпоха чрезвычайной насыщенности, напряженности, эпоха крушения, подводящего итоги большому историческому периоду; это время испытания: совершается как бы некий исторический и духовный смотр, жизненная ревизия человеческих духовных сил, укладов и путей...
...наше время развернуло перед нами сразу: величайший подъем воинствующего безбожия и строжайший суд над выношенной человечеством за последние века и тысячелетия религиозностью.
А если охватить весь процесс сразу единым выражением, то перед нами развернется единственный в своем роде кризис безбожия.
Слово кризис есть первоначально слово греческое. Оно происходит от "крино", что значит "сужу". Кризис обозначает такое состояние человека, его души или тела, или дел и событий, в котором выступают скрытые силы и склонности; они развиваются, развертываются, осуществляют себя, достигают своего максимального напряжения и проявления, своей высоты и полноты и тем самым обнаруживают свою настоящую природу: они как бы произносят сами над собою суд и переживают поворотный пункт; это их перелом, перевал; час, в который решается их жизненная судьба; это время их буйного расцвета, за которым начнется -- или их преодоление и крушение, или же умирание того человека или того человеческого дела, которое было настигнуто кризисом.
...В чем состоит этот кризис?
Если мы вдумчиво вслушиваемся в то, что говорят современные отрицатели Бога, то увидим, что их позицию можно свести к двум пунктам:
I. Нет никакого основания признавать бытие Бога.
II. Вера в Бога не только неосновательна и не нужна, но еще и жизненно вредна.
Одни высказывают это в благовоспитанной форме салонного скептицизма; другие в неделикатной форме иронической насмешки, третьи в агрессивной форме револьверного выстрела или динамитного взрыва. Но все имеют в виду именно эти два тезиса: вера в Бога есть неосновательное суеверие, предрассудок или лицемерие; вера в Бога вредна человечеству, задерживая его прогрессивное развитие. Или еще проще, грубее и яснее: верить в Бога - глупо, верить в Бога - вредно...
...Ну что же? Мы слышали этот двойной тезис: "глупо" и "вредно". Позиция вычерчена. Формула дана. Вызов брошен. От нас ждут ответа. Определенного, ясного, честного.
...Итак, за дело.
Объясним, как могло это случитъся, что в XX веке после Рождества Христова люди начали вопить на весь мир о глупости и вредности веры в Бога? Историческое освещение этого процесса потребовало бы большого исследования, которое не может уместиться в рамки одной лекции. Но сущность дела сводится к следующему...
...Торжество чувственного, внешнематериального опыта над внутренним и духовным опытом привело к тому, что люди обратились к религии и к Богу с чувственными мерилами и материальным пониманием. И результат этого только и мог быть отрицательным...
...Тот, кто хочет увидеть картину, должен смотреть глазами. Нелепо -завязать глаза черным платком, прийти в картинную галерею, не услышать ни одной картины и уйти, заявляя, что все это обман или иллюзия и суеверие, ибо никаких картин нет...
...Каждому предмету соответствует особый акт верного склада и строения. Неверный акт не воспримет предмета вовсе.
Но в каком же неосновательном, непозволительном, глупом положении будет тот, кто попытается воспринять предмет неверным актом и, потерпев неудачу, начнет утверждать, провозглашать, вопить, что такого предмета вовсе нет, что говорить о нем можно только из глупости или от лицемерия?!.
И вот именно в таком непозволительном положении находятся безбожники. Смотрите.
Когда они говорят: "Где Бог? Покажите нам Бога! Ему нет места ни на земле, ни в звездном пространстве!
Где он находится? Для него нет места". И когда мы не можем дать им ответа на этот нелепый и духовно безграмотный вопрос, а они, видя наше затруднение, начинают торжествовать и отрицать бытие Божие, говоря, по меткой и точной формуле Шмелева, что "все предрассудки брошены, небо раскрыто и протокол составлен, что кроме звездной туманности ничего подозрительного не найдено" ("На Пеньках"1, стр. 105), то поистине торжествуют они преждевременно и сослепу.
...Бог не есть материальная вещь, находящаяся в пространстве; и человек, который не может или не хочет воспринять что-нибудь другое, который не понимает, что есть непротяженные реальности, непространственное бытие, нематериальные предметы; человек, который на все замахивается вопросом "где это находится?", который желает все видеть телесным глазом, осязать пинцетом или определять химической формулой, который желает "все похерити, что не можно ни взвесить, ни смерити", этот человек подобен тому существу, которое не знало, откуда берутся желуди, и не знало именно потому, что не умело поднять вверх своей головы или, по нашей терминологии, не умело изменить свой восприемлющий акт. Смотрящий в землю не увидит звезд. Прилепившийся к внешнему опыту не увидит реальностей внутреннего опыта. Человек, лишенный творческого воображения, ничего не создаст в искусстве. Человек, подавивший в себе совесть, не отличит добра от зла: ибо совесть есть верный орган, верный акт восприятия этих предметов. Безвольный человек не может править государством. Человек, искоренивший в себе или растливший в себе духовное, не воспримет Бога.
...Бог есть Дух и открывается только духовному опыту и внутреннему, духовному оку...
...вы не только сами ослепили свое око и оставили себе одни телесные глаза, но стремитесь выколоть духовное око и у нас; вы объявляете нам сначала осуждение и пренебрежение, а потом прямое гонение и смерть...
...Бог есть любовь и открывается только живому, любящему сердцу. А вы, отрицатели Бога, презираете начало любви как проявление сентиментальности и рабства и провозглашаете классовую ненависть как единственно верный путь и кровавую, мстительную революцию как единственное спасение человечества. Уставившись на мир и на людей сердцем, полным страха, зависти и злобы, вы обращаетесь тем же самым актом к Богу и начинаете ненавидеть и поносить и Его как существо злобное и угнетающее, и стремитесь навязать те же чувства и то же воззрение и нам...
...Люди, лишенные духа и любви и не хотящие или не могущие жить ими, что могут сказать о Нем? Только то, что Его нет; что верить в Него не следует, что это глупо и вредно.
...Коперник пишет: "Созерцая мысленно великолепный порядок мироздания, управляемый с Божественной Премудростью, кто не почувствовал бы, что постоянное созерцание его и, так сказать, интимное общение с ним, возводят человека к Высшему и к восхищению перед всезиждущим Строителем вселенной, в Котором пребывает высшее блаженство и Который есть венец всякого добра".
Бэкон утверждает: "Только поверхностное знание природы может увести от Бога; напротив, более глубокое и основательное ведет нас назад - к Нему".
Галилей записал: "И Священное писание, и природа исходят от Божественного Слова; первое как внушение Святого Духа, вторая как исполнительница Божиих велений".
У Кеплера находим: "В творении я касаюсь Бога, как бы руками".
У Бойля читаем: "Истинный естествоиспытатель нигде не может проникнуть в познание тайн творения без того, чтобы не воспринять Перст Божий".
Дюбуа Раймон говорит: "Только божественному всемогуществу можем мы достойно приписать, что оно до всякого представимого времени создало всю материю посредством творческого акта"...
Ибо без Бога вся культура человечества теряет свой смысл и свое значение...
Комментарии
Со словом божьим совершались великие преступления, религиозные войны захватили средневековую Европу. В России раскольничество сотрясало страну. И все это совершалось из-за противоречий в форме поклонения.
То есть во имя одного и того же бога разные конфессии буквально истребляли друг друга (и продолжают делать это).
Странно.....
Ни о каком кризисе церкви речь не идет!
Церковь идет по своему пути.
1. Бог и церковь не синонимы.
2. Непонятно, каким образом Вы так намертво связали бога и культуру? Особенно непонятно о каком именно боге идет речь?
У греков изх были десятки.
Профанация Веры в Бога работниками "церквей" различных конфессий из-за банальной борьбы за власть и деньги отталкивает людей от Церкви.
Многие не понимают, что Церковь - это ещё не Бог.
К Богу надо придти не цепляясь за позолоченные ризы торгашей с надеждой найти оправдание своих грехов.
Путь к Богу лежит босиком по камням своей судьбы.
С осознанием своих ошибок и пониманием их прискорбности...
Поэтому противно и скучно вступать в дискуссии с местными безбожника
"20-ый век был самым кровожадным. Обе Мировые войны унесли столько жизней, сколько не было убито во всех религиозных войнах вместе взятых. Ни та, ни другая война не были религиозными. Последняя война в Ираке унесла сотни тысяч жизней и она не была войной христиан и мусульман. Одна страна, где церковь отделена от государства напало на другую -это была война безбожников против верующих, и она еще не закончена. Нужно было контролировать иракскую нефть, которая приносит большие доходы, богатство. Гражданская война в России была войной безбожников против верующих...
Безбожники и небезбожники, давайте жить дружно! Давайте задумаемся для чего мы живем? Чтобы ненавидеть друг друга? Или для того, чтобы радоваться чудесному миру, в котором мы все живем, независимо от веры или безверья.
Обычно эти люди и в науке понимают примерно столько же, сколько и в остальном, в чем рассуждают. Поэтому все, что они могут нести - только отрицание всего и вся, признавая только вещи, ощущаемые на уровне физиологических инстинктов. Хлеба и зрелищ, а все что выше - ханжество, вот и вся "химическая" формула.