К чему приведет трогательная принципиальность Обамы?

На модерации Отложенный

В девятую годовщину уничтожения башен-близнецов молодыми энтузиастами джихада, исполнится 36 лет с того дня, когда я прилетел в США в одном самолете с Вилли Токаревым. С тех пор я ни разу не видел здесь спорного вопроса, который бы так сильно расколол Америку, как будущая мечеть рядом с этим гиблым местом, известным у нас в городе как Эпицентр.

Сторонники центра "Кордоба" требуют, чтобы его не называли "мечетью", поскольку помимо молельного дома в 13 этажном здании на Парк-плейс, в котором прежде находился магазин верхней одежды известной компании Burlington Coat Factory, будут и плавательный бассейн, и спортзал, и актовый зал, и еще много всякой всячины. Но сыр-бор разгорелся не из-за спортзала, а именно из-за мечети, близость которой к месту самого страшного теракта в истории США не по душе 70% опрошенных американцев.

Президент США Барак Хусейн Обама, которого почти четверть опрошенных журналом Time американцев считает мусульманином, долгое время благоразумно хранил молчание по поводу мечети у Эпицентра. Но он устроил в Белом доме ифтар, то есть разговение во время Рамадана, на котором черт попутал его высказаться на эту крайне спорную тему.

Как пишет проницательный обозреватель Роджер Саймон, Обама обладает острым умом, но не понимает, что нужно делать президенту во время его первого срока. В числе прочего, ему нужно понимать, что когда дело доходит до выбора между тем, что праведно, и тем, что целесообразно, ты должен сделать то, что целесообразно, чтобы тебя избрали на второй срок, и ты смог тогда сделать то, что праведно.

"Это нужно для твоего наследия, – продолжает Саймон. – И это поможет избраться твоем товарищам по партии. И не испортит партийный брэнд. И не слишком покоробит народ".

Хотя никто не тянул его за язык, Обама решил поступить, как ему казалось, праведно и сказать свое веское слово по поводу мечети. "Как гражданин и как президент я считаю, что мусульмане имеют такое же право исповедовать свою веру, как любой другой житель нашей страны, – заявил он на ифтаре. – Это включает право построить молельный дом и культурный центр на частной земле в нижнем Манхэттене в соответствии с местными законами и правилами".

Первая часть его заявления была беспредметна, потому что практически никто из оппонентов мечети ни отрицает права верующих строить себе храмы.

Вопрос о том, чтобы строить храмы везде, где верующим заблагорассудится. Этого права оппоненты мечети у Эпицентра не признают и призывают построить ее в другом месте.

Вместо того, чтобы парить над битвой, Обама примкнул к одной из сторон. Как замечает тот же Саймон, президенту следует спрашивать: "А что говорят опросы?". А опросы говорят, что подавляющее большинство американцев против стоительства мечети на этом месте. "Это должно означать, что вопрос закрыт. Дело с концом. Проехали". Но Обама полез на рожон.

И разверзлись хляби небесные. На президента повесили столько собак, что на следующий день он поспешил дать задний ход и заявил CNN, что ни в коем случае не собирался комментировать "уместность" означенного проекта, а просто выступил в защиту права на вероисповедание. Которое никто и не оспаривал.

Обама выступил по принципу "и нашим, и вашим", но в результате не удовлетворил никого. Его давняя поклонница левая обозревательница The New York Times Морин Дауд писала недавно, что Обама сделался "бессвязным президентом". "Он за банки; он против банков, – ехидничала она. – Он уходит из Афганистана; он остается в Афганистане…"

Некоторые видят в склонности Обамы регулярно идти наперекор опросам общественного мнения трогательную принципиальность. Он, например, через суд заставил Аризону отказаться от ряда введенных ею новых мер против нелегальных иммигрантов, хотя эти меры поддерживали 70% аризонцев и подавляющее большинство других американцев.

Критики не видят в упрямстве Обамы ничего похвального и говорят, что оно просто изобличает пропасть между президентом и его подданными. По их словам, он просто не понимает, чем дышит его страна и ее народ.

Как бы там ни было, строители мечети заручились всеми необходимыми разрешениями, и остановить эту затею, видимо, уже невозможно. Народная мысль тем временем продолжает работать, и вот ведущий ночной передачи телекомпании Fox News Грег Гатфилд объявил, что ведет переговоры с инвесторами на предмет создания рядом с мечетью гей-бара, который будет обслуживать гомосексуалистов-мусульман.

"Это попытка сломать барьеры и сократить смертоубийственную гомофобию в исламском мире", – написал Гатфилд в своем блоге.